Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Задание 2. Выполнить эскизы моделей одежды с применением различных видов линий






Выполнить эскизы моделей одежды с применением различных видов линий. Указать на каждом эскизе изученные виды линий с помощью условных обозначений (см. рис. 3.4).
В качестве основы используются современные журналы мод. Количество: не менее 3-х эскизов, формат А-4.
После анализа (совместно с преподавателем) полученных работ, одна из моделей (наиболее удачная) выполняется на формате А-3. Модель дорабатывается, устраняются возможные недостатки.
Материалы: цветные тушь, гуашь, акварель, мягкий карандаш.

< >

Рис. 3.5. Схемы фигур в движении

 

Тема 4. Отношения и пропорции в костюме

1. Понятие об отношениях частей формы одежды.
2. Определение понятия «пропорции». Виды пропорций.
3. Роль отношений и пропорций частей формы одежды в создании образной выразительности в костюме.

1. Понятие об отношениях частей формы одежды

Форма одежды может иметь различные членения, это объясняется зависимостью её от форм тела человека, характера материала, назначения, требований, предъявляемых к данному виду одежды.
Отношением называется результат сравнения двух однородных величин. Положительное восприятие отношения двух сравниваемых величин свидетельствует об их согласованности, соразмерности.
Простейшим видом согласованности является тождество, то есть полное сходство (равенство, повторение линий, площадей, массы, фактур, цвета). Пользоваться тождественными отношениями следует осторожно, так как многократное повторение отдельных элементов быстро вызывает утомление.
Небольшие различия в линиях, площадях, массах, фактурах, цвете свидетельствует о нюансных отношениях. Чем больше различий, тем активнее, динамичнее воздействует на восприятие человека это отношение.
Ярко выраженное различие в линиях, площадях, массах, фактурах, цвете называется контрастным отношением. Пределом использования контрастных отношений будет восприятие целой формы как целостности, ещё не разрушенной различиями.

2. Определение понятия «пропорции»

Пропорции – это соразмерность, определённое соотношение частей (форм) между собой и с предметом в целом.
В костюме пропорции играют особенно важную роль: от того, в каких соотношениях находятся отдельные его части между собой и фигурой человека, зависит образная выразительность костюма и внешний облик самого человека.
При этом надо принимать во внимание форму и величину головного убора или причёски, форму и высоту каблука, количество и характер украшений, а также цветовое решение костюма. Все эти компоненты оказывают влияние на характер пропорций.

Пропорции бывают следующих видов (рис. 4.1):
• пропорции равенства - это когда части костюма равны между собой (принцип одинаковости); такое членение вызывают ощущение покоя, статики;
• пропорции неравенства – это когда части костюма не равны между собой (принцип разнообразия); такое членение вызывает ощущение движения, динамики. Неравенство может быть незначительным или построенным по принципу контраста;
• пропорции «золотого сечения» (разновидность пропорций неравенства) выражается следующими соотношениями: 3: 5 (5: 3), 5: 8 (8: 5), 8: 13 (18: 8) и т.д. В каждом из этих отношений сумма двух чисел образует целое, которое относится к большему числу так, как большее к меньшему.

Длина одежды и положение линии талии очень подвержены влиянию моды, но какие бы пропорции не были модны, наиболее гармоничными считаются пропорции, построенные по правилам “золотого сечения”.
В основе строения человеческой фигуры также лежит принцип “золотого сечения”, так как это соотношение выражает естественное членение фигуры линией талии на две неравные части (3: 5).

 

< >

1 - «равенство»; 2 - «неравенство»; 3 - «золотое сечение» 3: 5
Рис. 4.1. Виды пропорций.

3. Роль отношений и пропорций частей формы одежды в создании образной выразительности в костюме

В зависимости оттого, что входит в понятие красоты в ту или иную эпоху, возникают конкретные формы костюма с соответствующими пропорциями.
Стиль готики характеризуется вытянутыми удлинёнными пропорциями, отношение длины лифа к длине юбки было 1: 6, 1: 7. Эпоха Возрождения напротив тяготела к некоторой «приземлённости», монументальности; характерны пропорции «золотого сече-ния», но при этом отношение ширины одежды в плечевом поясе к ширине юбки почти равно единице.
В эпоху классицизма – снова вытянутые пропорции, соотношение длины лифа и юбки: спереди 1: 6, со спины 1: 7 (шлейф).
Стиль Ампир делает пропорции более умеренными, так как юбки в нижней части расширяются и появляются внизу оборки.
Очень сильно усложняется пропорциональное решение костюма в XX в., когда юбки укоротились и стала видна значительная часть ног. На изменении соотношений открытой части ног и платья основывается в значительной мере формирование и изменение моды.
В 1925 году в моду входят пропорции равенства, талия опускается на бёдра, величины юбки и лифа становятся равными. В дальнейшем юбки укорачиваются, линия членения опускается ещё ниже, пропорции становятся 2 к 1. Такие пропорции придали некоторую неустойчивость фигуре.
Какие бы пропорции не были в моде, при работе над композицией одежды надо считаться с пропорциями фигуры человека.

Подведем итоги:
• Существуют следующие отношения частей формы одежды: тождество, нюанс, контраст.
• Пропорции – это соразмерность, определённое соотношение частей (форм) между собой и с предметом в целом.
• Пропорции бывают следующих видов: пропорции равенства, неравенства, «золотого се-чения».
• Пропорция «золотого сечения» выражается следующими соотношениями: 3: 5 (5: 3). В каждом из этих отношений сумма двух чисел образует целое, которое относится к большему числу так, как большее к меньшему.
• В зависимости оттого, что входит в понятие красоты в ту или иную эпоху, возникают конкретные формы костюма с соответствующими пропорциями. Какие бы пропорции не были в моде, при работе над композицией одежды надо считаться с пропорциями фигуры человека.

 

 

Лабораторная работа №2

Выполнение эскизов с разными видами отношений и пропорций частей костюма с определением мест членения силуэтов одежды линиями на пропорциональные части (подписать каждый вид пропорций на эскизах).
В качестве основы для изображения моделей одежды необходимо использовать современные журналы мод. Для зарисовки женских фигур можно использовать предлагаемые схемы фигур в движении (рис. 3.5), а также схемы и фигуры, выполненные на занятиях по «Спецрисунку». Количество: не менее 3-х эскизов, формат А-4.
После анализа полученных работ (совместно с преподавателем), одна из моделей (наиболее удачная) выполняется на формате А-3. Модель дорабатывается, устраняются возможные недостатки.

Материалы: цветные тушь, гуашь, акварель, мягкий карандаш.

 

Тема 5. Ритм, детали и декоративная отделка в костюме

1. Ритм и его понятие. Характеристика различных видов ритма, использованных в композиции.
2. Основные виды деталей. Съёмные и несъёмные, плоские и объёмные, их влияние на создание формы и силуэта.
3. Виды декоративных отделок и материалы, использованные для них

1. Ритм и его понятие. Характеристика различных видов ритма, использованных в композиции

Ритмом называется закономерное чередование однородных элементов (звуковых, речевых, изобразительных).
Ритм как эскизный импульс проявляется во всех явлениях природы. Ритм чувству-ется в смене времён года, в движении времени, чередовании дня и ночи, в движении волн и т.д.
Одним из основных проявлений ритма является повторность элементов, форм и ин-тервалов между ними, объединённых сходными признаками. Ритм способствует достижению гармоничной ясности и завершённости, выразительности образа, чёткости его восприятия.

Существуют следующие виды ритмов в одежде:

1) Простой равномерный ритм. Он заключается в закономерном, последователь-ном чередовании одинаковых по форме, размеру и цвету элементов композиции и их ин-тервалов. Он может проявляться по-разному:
• в повторности форм и элементов, при которой интервал является границей членения формы (рис. 5.1, а, б);
• в повторности форм с сохранением равных интервалов между ними (рис. 5.1, в, г).

2) Пропорционально-последовательный ритм – это более сложная закономерность повторения элементов форм и интервалов между ними с пропорциональным их увеличением или уменьшением (рис. 5.1, д, е).

< l> < e> < r> < e>

Рис. 5.1. Виды ритмов в одежде:
1, 2 3, 4 – простой равномерный; 5, 6 – пропорционально-последовательный

 

 

3) Ритмическое построение на основе симметрии. Симметрия воплощает в себе не только повторение, но и завершённость. Такое построение можно видеть в симметричном относительно центральной осевой линии фигуры расположении декоративных линий, деталей и элементов отделки - карманов, клапанов, хлястиков, складок, а также в расположении пуговиц двубортной (смещенной) застёжки (рис. 5.2, а).

4) Радиально-лучевой ритм – это когда ритмические элементы берут начало из одного места (на одной оси). Следует выделить 2 вида радиально-лучевого ритма:
• простая равномерная закономерность – чередование однородных и равных по величине линий, берущих начало в одном месте (веер, складки на юбке “солнце”, плиссе);
• прогрессирующий радиально-лучевой ритм, закономерность которого проявляется в расположении различных лучеобразных драпировок (рис.5.2, б).

5) Ритмические построения, совмещающие различные виды ритмов. Под такими построениями подразумевают соединение в одной и той же композиции различных видов ритма, взаимно увязанных и подчинённых один другому. Нельзя перегружать одежду разнообразными ритмами – нарушается целостное восприятие композиции (рис. 5.2, в).

< l> < e> < >

Рис. 5.2. Виды ритмов в одежде:
1 – на основе симметрии; 2 – прогрессирующий радиально-лучевой;
3 – совмещение различных видов ритмов

2. Основные виды деталей

Воротник – деталь одежды, которой оформляется вырез горловины. Появился как элемент костюма в XIII в. Большинство воротников имеют обычно 2 основные части – отложную (отлёт) и стойку. Путём изменения очертаний отлёта и стойки можно получить различные варианты воротников.
По форме воротники делятся на 5 групп (рис. 5.3):
• воротники-стойки;
• воротники с застежкой доверху с закрытой горловиной (стояче-отложной, отлож-ной, плосколежащий);
• воротники с открытой горловиной и с лацканами (отложной открытый, апаш, пиджачный);
• воротники цельновыкроенные (шалька, матросский);
• воротники фантазийные («хомут», драпированный).
Воротник может быть съёмным, являясь декоративным дополнением костюма (кружевной воротник, меховой воротник).

Рис. 5.3. Виды воротников различных форм:
1 – отложной; 2, 3 – стояче-отложной; 4 – стойка; 5, 6 – пиджачный;
7 – шалька; 8 – цельновыкроенная стойка; 9 – «хомут»

Карманы бывают прорезные, накладные, расположенные в швах изделий. С XIII по XVI века карман был самостоятельным изделием – тканым или кожаным кошельком, который прикреплялся к поясу.
Прорезные карманы делают в рамку с клапаном и листочкой; накладные – с верхним, боковым и прорезным входом, с листочкой, отворотами, клапанами и без них. Кар-маны в швах рельефов, кокеток, в подрезах могут быть горизонтальными, вертикальными, наклонными, с клапанами, листочками, отворотами. Прорезные карманы применяют в брюках, юбках, пиджаках, пальто; в блузах и сорочках чаще – накладные, в швах.
Кокетка – верхняя отрезная часть спинки, полочки (переда) изделия, а также юбки и брюк. Различают неотлетные (притачные и накладные) и отлетные кокетки. По своей конфигурации они могут быть прямыми, овальными, с углами.
Пояс – модная деталь одежды для закрепления на фигуре человека (помещаемая на талии или чуть ниже) и декоративного оформления. Часто он разделяет различные части одежды, являясь элементом декора, несёт функциональную нагрузку. Пояса были известны уже в бронзовом веке. По конструкции их можно разделить на застёгивающиеся и завязывающиеся. Изготавливаются из различных материалов.
Хлястик является отделочным элементом, форма и расположение которого зависит от фасона изделия.
Хлястики в плечевых изделиях расположены на спинке, полочках, карманах, рукавах. Хлястики в брюках предназначены для регулирования их ширины вверху. При соединении с изделием хлястики пристёгиваются пуговичками или втачивают в соединительные швы.
Пата – небольшая, часто декоративная деталь одежды прямоугольной формы. Одним концом обычно пришивается к детали, другим – пристёгивается на пуговицу, кнопку или велькро.
Функциональная пата служит для регулирования ширины детали (например, рукава внизу).
Погоны - наплечные знаки различия на форменной одежде военнослужащих. В моде XX в. погоны использовались в стиле милитари на пальто, плащах, жакетах.
Вышеперечисленные основные детали подчёркивают стиль одежды (спортивный, классический), создают форму и силуэт (могут уменьшать и увеличивать форму).
Основные детали в костюме должны быть увязаны единством формы, отделки. Они создают единство композиционного решения.
Детали различаются по половозрастному признаку (мужские, женские, детские).

Воротник может быть съёмным, являясь декоративным дополнением костюма (кружевной воротник, меховой воротник).

3.Виды декоративных отделок и материалы, используемые для них

Всё многообразие отделок можно подразделить на 7 групп:
• Отделка, получаемая в результате выполнения всех видов вытачных рельефных швов, складок, буф, драпировок, оборок, отделочных строчек. Она может быть средством создания формы, членения формы на части, связи формы и она неразрывно связана с конструкцией изделия. Такая отделка лаконична, стабильна; имеет не только декоративное, конструктивное назначение, но и утилитарное.
• Отделка деталями, выполненными из ткани изделия или отделочной ткани: оборки, рюши, воланы, бейки, канты, галстуки, клапаны. Она украшает форму, создает зрительное движение на её поверхности.
• Отделка специальными отделочными материалами: кружево, тесьма, шнур, сутаж, бахрома, лента, цветы. Используя отделки этой группы можно изменить назначение и характер модели. Нарядной одежде они придадут праздничность, декоративность; повседневной одежде – чёткость, строгость, формоустойчивость краёв.
• Отделка фурнитурой: пуговицы, пряжки, декоративные кнопки, застёжки-молнии. Она является элементом застёжки и выполняет важную утилитарную роль, но может выполнять декоративную роль.
• Отделка вышивкой, аппликацией, эмблемами – наиболее декоративны. Вышивка может быть ручная и машинная; выполненная нитками, бисером, блёстками-пайетками. Вышивка вносит в одежду элемент нарядности и часто может быть центром композиции. Вид вышивки определяется назначением изделия.
• Отделка другими материалами: мех и кожа натуральные и искусственные, трикотаж, замша, бархат, кружевное полотно, ткани. Она имеет декоративное и утилитарное значение (например, применение в меховом пальто планки и манжет из кожи повышает износоустойчивость изделия).
• Отделка деталей изделия печатным рисунком носит чисто декоративный характер; применяется при изготовлении изделий из светлых синтетических тканей.
Применение в одном изделии нескольких видов отделки требуют их согласованности, чтобы не нарушать целостности композиционного решения.

Выбирая тот или иной вид отделки, избегайте перегрузки. В декорировании костюма существует лишь одно правило, но оно требует беспрекословного подчинения: соблюдение чувства меры!

Подведем итоги:

• Ритмом называется закономерное чередование однородных элементов (звуковых, речевых, изобразительных).
• Существуют следующие виды ритмов в одежде:
– простой равномерный ритм двух видов (в повторности форм и элементов, при которой интервал является границей членения формы; в повторности форм с сохранением равных интервалов между ними);
– пропорционально–последовательный ритм;
– ритмическое построение на основе симметрии;
– радиально-лучевой ритм двух видов (простая равномерная закономерность; прогрессирующий радиально-лучевой ритм);
– ритмические построения, совмещающие различные виды ритмов.
• Основные виды деталей в одежде: воротники, карманы, кокетки, пояса, хлястики, паты, погоны.
• Виды декоративных отделок:
– Отделки, получаемые в результате выполнения всех видов вытачных рельефных швов, складок, буф, драпировок, оборок, отделочных строчек.
– Отделки деталями, выполненные из ткани изделия или отделочной ткани: оборки, рюши, воланы, бейки, канты, галстуки, клапаны.
– Отделки специальными отделочными материалами: кружево, тесьма, шнур, сутаж, бахрома, лента, цветы.
– Отделка фурнитурой: пуговицы, пряжки, декоративные кнопки, застёжки-молнии.
– Отделки вышивкой, аппликацией, эмблемами – наиболее декоративны. Вышивка может быть ручная и машинная; выполненная нитками, бисером, блёстками-пайетками.
– Отделки другими материалами: мех и кожа натуральные и искусственные, трикотаж, замша, бархат, кружевное полотно, ткани.
– Отделка деталей изделия печатным рисунком.
• Применение в одном изделии нескольких видов отделки требуют их согласованности, чтобы не нарушать целостности композиционного решения.

Лабораторная работа № 3


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.011 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал