Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Марк Захаров ⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3
Специалистов по английской литературе и знатоков Свифта можно сразу успокоить. Гр. Горин отказался от заманчивой задачи инсценировать подлинную биографию великого сатирика, хотя в ней было немало драматичных событий. Но чтобы не подумали, будто он совсем не знаком с жизнью Свифта, Гр. Горин ввел некоторые указания на то, что в самом деле имело место. Например, па то, что великий сатирик сам написал поэму «На смерть доктора Свифта»; на то, что в последние годы миньерова болезнь (постоянные шумы в голове) превратила гения в беспомощного инвалида. Что же касается событий жизни, то они даны, говоря модным языком, ретроспективно. Когда-то Свифт написал острые, даже убийственные по сарказму памфлеты. Но они касались событий и обстоятельств давно забытых. Память о них осталась только потому, что Свифт пометил их своим сатирическим клеймом. Но это дела давние... Гр. Горин избежал соблазна создать фигуру писателя, изрекающего сатирические речи, принадлежащие перу Свифта. Более того, на протяжении почти всей пьесы ее главный герой молчит. Вокруг него бушуют мелкие страстишки, происходят нелепости. Они должны бы возмутить сатирика, а он как воды в рот набрал. Молчит. А дух Свифта реет над этим произведением. В пьесе оживают мотивы, темы, персонажи величайшего творения Свифта — «Путешествий Гулливера». Но лилипуты, великаны появляются в новом качестве, не говоря уже о персонажах, выдуманных драматургом. Оно и понятно: ведь действие происходит уже после того, как Свифт написал свою великую книгу. Автор в ней все сказал. А жизнь продолжается, и если но все, то многое нелепое, безумное, человека недостойное продолжает существовать — в обличьях, напоминающих то, что создала сатирическая фантазия гения. В конце немой вдруг заговаривает. Если раньше лилипуты были не совсем свифтовские и великаны тоже, то теперь и Свифт в пьесе не совсем подлинный. «Не- известно, действительно ли я Джонатан Свифт», — говорит персонаж, носящий это имя. Таковы же — и даже в большей степени — женщины, именуемые в пьесе Стеллой и Ванессой. Так назвал Свифт двух женщин, которых любил одновременно. Знающие эту историю будут разочарованы. Перед нами в пьесе Горина не настоящие Стелла и Ванесса, и они знают, что они не настоящие. По-английски пьеса называется «игрой» («р! ау»). Перед нами именно игра, игра известными именами, темами, персонажами. «Игры» такого рода уже не новы в драме XX века. Они пошли от французов, создавших этот род интеллектуальной драмы, в которой комическое неожиданно сближается с трагедией. Гр. Горину полюбился этот жанр (вспомним его «...забыть Герострата!»). О чем такие пьесы? Чем играют они — а они в самом деле играют, — в них шутят о жизни, смерти, любви, ненависти, об искусстве и тех, кто его создает, о многом, что составляет непременные элементы бытия. Приходится вспомнить еще одно модное критическое словечко «амбивалентность». Говоря проще, сказанное не стоит понимать буквально. Игру мыслей автора должна дополнять игра мыслей читателя и зрителя. Он должен стать соучастником такой интеллектуальной игры. «Дом, который построил Свифт» — пьеса не актуальная в том смысле, что ей нельзя подыскать источник в сегодняшнем га-зсртпом репортаже. Но разве не актуально размышлять о жизни, о человеческих судьбах вообще? Вопросы эти серьезные — можно ли говорить о них шутя? Свифт мог позволить себе это. Почему же и меньшим братьям и наследникам его нельзя пытаться идти по стопам великого мастера? Легче всего было бы автору повторить остроты и шутки, насмешки и сарказмы самого Свифта. Но нашему автору ума и остроумия не занимать. Ему есть что сказать. Читать пьесу Гр. Горина занятно. Опыт старого театрала подсказывает мне, что она будет еще интереснее на сцене.
|