Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
ПЕЛЕШЯН Артавазд АшотовичСтр 1 из 4Следующая ⇒
(1938 г. р.) — советский режиссер, сценарист. В 1967 году окончил ВГИК и сразу же обратил на себя внимание диплом-нон картиной «Начало». Наиболее известны фильмы «Мы» (1969), «Времена года» (1975), «Наш век» (1982). Для творчества Пелешяна характерны поиски нового звукозрительного языка художественно-документального кинематографа, свободного от словесных комментариев, отмеченного ярким ритмически-импульсивным монтажом. Кинофильм «Мы», о котором подробно говорится в теоретической работе режиссера «Дистанционный монтаж», поставлен А. Пелешяном по собственному сценарию как хроникально-художественная лента. По словам режиссера, через образы-портреты отдельных людей создается картина «народного духа и национального характера». МОНТАЖ КОНТЕКСТОВ ИЛИ ДИАПАЗОН ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ * ...Кинематограф, основанный на дистанционном принципе, уже не < пьет воды» из литературы, а «пьет» из той среды, откуда, «пьют свои воды» сами литература, музыка, живопись. А. ПЕЛЕШЯН Явление, о котором я хочу говорить, требует в какой-то мере изменения привычных представлений... С того времени, когда кинематограф стал звуковым, было найдено много различных определений роли звука в фильме. Звук (включая музыку) рассматривался и как часть сюжетного изображения, и как иллюстрация, и как аккомпанемент, и как средство создать настроение, и наконец, как элемент контрапункта. В своей практике я постепенно стал понимать, что меня не удовлетворяет полностью ни одно из этих определений, поскольку я стремился к тому, чтобы звукозрительное сочетание уподоблялось не физической смеси элементов, а их соединению. И вдруг я обнаруживаю, что, стремясь повысить смысловое значение и выразительность сочетаний, я монтирую не только фонограмму, но и изображение так, что нарушаю те законы и методы монтажа, которым стремился следовать раньше. Этому «нарушению» я хотел бы посвятить главное внимание в данной работе. Оказалось, что самое интересное — и в практическом, и в теоретическом отношении •— для меня начинается не тогда, когда я соединяю два монтажных куска, а когда я их разъединяю и вставляю между ним третий, пятый, десятый кусок. Взяв два опорных кадра, несущих важную смысловую нагрузку, я стремлюсь их не сблизить, не столкнуть, а создать между ними дистанцию. При этом достигается гораздо более сильное и глубокое выражение смысла, чем при непосредственном склеивании. * Текст составлен по ст. «Дистанционный монтаж (из творческого опыта)». См.: Вопросы киноискусства, вып. 15, М.: Наука, 1973. Повышается диапазон выразительности, и в колоссальной степени возрастает емкость той информации, которую способен нести фильм. Такой монтаж я и называю дистанционны м. Здесь я должен пояснить «механику» дистанционного монтажа на материале моих фильмов. «Механика» эта целиком и полностью определялась задачей: выразить те мысли, которые меня волновали, донести до зрителя ту философскую позицию, которой я придерживаюсь. В фильме «Мы» первый опорный элемент дистанционного монтажа появляется в самом начале. Фильм начинается с паузы, за которой следует кадр: лицо девочки. Образное значение этого кадра еще не ясно для зрителя, ему передается только чувство задумчивости и тревоги. Здесь же включается музыка, а затем возникает пауза па затемнении. Второй раз лицо девочки появляется через 500 метров пленки, соединенное с тем же симфоническим аккордом. В конце фильма, в эпизоде репатриации, третий раз включается этот опорный элемент монтажа, но только в звуке: симфонический аккорд повторяется на кадре людей, вышедших на балкон. В таком построении легче всего увидеть элементарный повтор. Но функция этих монтажных элементов не сводится к повтору. Это как бы лицо народа, взирающего на свою историю. В фильме «Мы» они (повторяющиеся монтажные элементы. — Э. В.) целиком выполняют задачу поддержки общей конструкции дистанционного воздействия. Кадр, показанный в данном месте, дает свое полное смысловое следствие только через некоторое время, после чего в сознании зрителя устанавливается монтажная связь не только между самими повторяющимися элементами, но к между тем, что их окружает... Каждый раз эти элементы появляются в разном контексте, в различной смысловой конкретности. И самое главное — это монтаж контекстов. Сменяя контексты, мы достигаем углубления и развития темы. И когда в финале картины «Мы» снова звучит симфонический аккорд, нам становится ясным смысл изображения девочки в начале фильма. В этом тройном повторе (девочка в начале — девочка в середине — люди на балконе в финале) мы видим основную опору дистанционного монтажа. В фильме «Мы» есть и другие опорные элементы, данные в изображении и в звуке. Они являются — один за другим — в первой половине фильма. Перечислю их: это вздохи, звучание хора, крупные планы рук, изображение гор. Потом эти элементы как бы ответвляются, некоторые части изображения и фонограммы смещаются на другие доли, размеры, длительности действия. Частью они перебрасываются в другие эпи- зоды, сталкиваясь с другими элементами и ситуациями. Но как только кадр девочки возникает вторично, все эти разъединенные элементы вновь перегруппировываются и, как бы получив новое задание, проходят в другой последовательности, в измененной форме, для выполнения новых функций. Сначала включается хор, затем— вздохи (превратившиеся в крик), после этого — руки и наконец — горы. Еще раз подчеркиваю: дистанционный монтаж может строиться и на изобразительных элементах, и на звуковых, и на любых соединениях изображения и звука. Организуя фильм именно на таких соединениях элементов, я стремился к тому, чтобы он стал подобием живого организма, обладающего системой сложных внутренних связей и взаимодействий. Легко заметить, что в фильме «Мы» наиболее удачны первая и третья части. Они удачны именно потому, что в них в наибольшей степени сохранено воздействие дистанционного монтажа. Во второй части, в результате сокращений и замен, принципы дистанционного монтажа не «срабатывают». Отсюда слабость второй части, которая становится к слабостью всего фильма. Так что, когда система дистанционного монтажа найдена, то в нее уже невозможно вносить частные изменения, произвольно исключать тот или иной элемент. Эту систему нужно или принимать, или отвергать в целом... Остановлюсь еще на одном существенном свойстве дистанционного монтажа. В системе дистанционных связей не только моделируется смысловое звучание тех или иных кадров, но и как бы изменяется и требует поправок привычное обозначение планов (общий, средний, крупный). Например, финальный общий план картины «Мы» — люди, стоящие на балконах большого дома, — в силу дистанционных связей приобретает функцию и звучание одного из самых крупных планов фильма. Таким образом, традиционное обозначение планов — крупный, средний, общий •— приобретает характер условности и неустойчивости. Главная отличительная особенность дистанционного монтажа состоит в том, что монтажная связь на расстоянии устанавливается не только между отдельными элементами как таковыми (точка с точкой) но, что важнее, между целыми совокупностями элементов (точка с группой, группа с группой, кадр с эпизодом, эпизод с эпизодом). При этом происходит взаимодействие между одним процессом и другим, противоположным ему. Это я условно обозначаю как блочный принцип дистанционного монтажа. В фильме «Мы» начальный эпизод «Великие похороны», который построен разными методами монтажа, в том числе и дистанционным, в своем целом выполняет новую функцию дистанционного воздействия. Каждый раз, на любом месте, в любом отрезке экранного времени они постоянно меняют свое положение и свое очертание, что и придает воздействию фильма своеобразный эффект пульсации или дыхания. При дистанционном методе взаимодействие между всеми монтажными элементами происходит настолько быстро, мгновенно, практически одновременно, что величина скорости находится вне зависимости от величины расстояния между ними. Если методика, основанная на стыке рядом стоящих кадров, по существу, создавала междукадровые расстояния, «интервалы», то дистанционный монтаж, стыкуя кадры через расстояние, настолько крепко сцепляет их, что упраздняет это расстояние. Дистанционный монтаж — это не фонд готовых автономных приемов, которые можно применять как угодно. Это метод выражения авторской и режиссерской мысли, и применять его можно только так, как требует каждый раз данная мысль, данный замысел. Нужно заранее, исходя из конкретной задачи, определить и знать, какие элементы могут и должны вступать во взаимодействие на расстоянии, знать их тематический состав. Нужно заранее программировать все пути их следования, способы развития, формы и траектории сложного движения, смены всевозможных углов и координат, которые они создают на каждом отрезке времени, начиная от точки «отправления» и кончая точкой «прибытия». Одним словом, нужно выяснить все с самого начала, для того чтобы полностью контролировать все процессы и точно обеспечить ход восприятия фильма. Свойства и особенности дистанционного монтажа, которые здесь обнаружились, уходят своими корнями настолько глубоко, что заставляют по-новому задуматься о природе кинематографа и о коренных законах киноискусства. Если внимательно разобраться, то обнаружим, что изображение, идущее на экране, в силу того, что оно развертывается деталь за деталью, не охватывается в своем целом раньше деталей (как это свойственно пространственным видам искусства), а, наоборот, восприиимаясь посредством зрения, приобретает очертания целого постепенно, из частностей, следующих одна за другой и связываемых воедино в нашем сознании при обязательном участии памяти. А это, как мы знаем, свойственно временным видам искусства. Получается как бы видение общих очертаний архитектуры не целиком, а деталь за.деталью, следующими одна за другой и складывающимися в целое не при помощи зрения только, но — главное — при помощи памяти: не в пространстве, а во времени. Протекание во времени придает неустойчивость пространственным формам, а с другой стороны, пространственная динамика придает неустойчивость временным формам. И отсюда на экране оказывается, что «слышу» — это неустойчивое состояние видения, а «вижу» — это неустойчивое состояние слушания. Таким образом, подобное состояние разных компонентов фильма, которые, по отдельности взятые, находятся не на своих «территориях» и лишены своей устойчивости, дает дополнительное подтверждение тому, что на экране происходит не прямое взаимодействие между разными пространственными и временными компонентами, а именно взаимодействие между противоположными и неустойчивыми процессами: где, с одной стороны, функционирует изображение в состоянии превращаемой фонограммы, а с другой стороны, функционирует обращенность этого процесса — фонограмма в состоянии превращаемого изображения. Вернемся к опорным элементам дистанционного монтажа в фильме «Мы». Когда на экране появляется первый раз крупный план девочки в сопровождении симфонического аккорда, то в восприятии этого куска доминирует изображение, а не звук. В середине фильма этот же звукозрительный элемент воспринимается иначе: звук и изображение воздействуют с одинаковой силой, как бы уравновешивая друг друга. В финале картины, когда тот же симфонический аккорд накладывается на общий план людей, вышедших на балкон, основная смысловая и эмоциональная нагрузка падает на уже знакомую нам музыку: здесь звук доминирует над изображением. Вначале звук как бы «растворяется» изображением, в середине они находятся на стадии равновесия, в конце изображение «растворяется» звуком. Система дистанционного монтажа не отрицает и не зачеркивает уже известные монтажные приемы, описанные, в частности, С. Эйзенштейном и Д. Вертовым, а сохраняет их. Только при дистанционном монтаже «радиус действия» этих методов и их функция видоизменяются. Я убежден, что кинематограф, включающий в себя принципы дистанционного монтажа, содержит в себе новые возможности раскрытия самых глубинных связей между явлениями окружающего нас мира. Он способен более полно раскрывать любые формы движения: от низших и элементарных до высших и сложнейших. Он способен говорить одновременно языком искусства, философии и науки. Вопросы к тексту 1. С какими определениями роли звука в фильме спорит Пелешян?
2. При каком соединении кадров достигается смысл того, 3. Что значит термин «дистанционный монтаж»? 4. Какой пример дистанционного монтажа в фильме «Мы» 5. Какие монтажные приемы позволяют осуществить дис 6. Почему такой монтаж помогает углублению и развитию 7. Какую роль дистанционный монтаж играет во всей 8. Как в системе дистанционного монтажа применяется 9. Что вкладывает режиссер в понятие «блочный принцип
10. Какую многозначность эпизодов порождает их дистан 11. Как объясняет Пелешян «ядерную» функцию дистан 12. Является ли метод дистанционного монтажа универ 13. Как и когда можно его применять? 14. Как анализирует А. Пелешян процесс восприятия зву 15. Меняет ли система дистанционного монтажа само
|