![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Законодательное регулирование в энергосбережении
Первые меры регулирующего воздействия государства на уровень энергопотребления в промышленно развитых странах проявились сразу после возникновения в 1974 г. кризисной ситуации в нефтеснабжении. К ним прежде всего следует отнести меры запрещающего характера. в том числе направленные на снижение расхода моторного топлива введением ограничений на скорость движения автомобильного транспорта, продажу бензина для личных транспортных средств в выходные дни, световую рекламу и объем ночного освещения. Введение этих мер было с пониманием воспринято большей частью населения, так как повышение цен на топливно-энергетические ресурсы коснулось практически каждого. Тем не менее ситуация требовала разработки и реализации на государственном уровне целого комплекса административно-законодательных мер, направленных на повышение эффективности использования топлива и энергии в различных сферах экономики и, следовательно, на обеспечение энергетической безопасности вместо непопулярных, зачастую негативно влияющих на экономическое развитие шагов. Одним из первых мероприятий на пути реализации этой цели стало образование в 1973 г. Международного энергетического агентства (МЭА), в состав которого в настоящее время входят 24 промышленно развитых страны с установившейся рыночной экономикой. К числу главных направлений деятельности этой организации относится укрепление энергетической безопасности стран-участников путем снижения энергоемкости их экономик и создания крупных стратегических запасов нефти. В 1976г. странами МЭА было подписано соглашение о разработке и реализации энергосберегающих программ, как на национальном, так и на международном уровне. Во всех без исключения странах-членах МЭА признано необходимым иметь в составе государственных органов управления специализированные службы, занимающиеся вопросами энергосбережения. В ряде стран такие службы действуют при министерствах, обладающих большими полномочиями в области осуществления экономической и промышленной политики. В частности, такие группы созданы в Японии при Министерстве внешней торговли и промышленности, в Испании-при Министерстве промышленности, торговли и туризма и в Австрии - при Министерстве экономики. В некоторых странах среди руководителей крупных отраслевых министерств предусмотрены должности заместителей министра или государственных секретарей, ответственных за функционирование энергетического хозяйства соответствующих отраслей, включая вопросы энергосбережения. Характерным примером является Япония, в которой представители министерств строительства и транспорта активно участвуют в разработке законодательных и нормативных актов в сфере повышения эффективности использования энергии в зданиях и сооружениях и на транспортных средствах. В Дании, Ирландии, Канаде, Люксембурге, Норвегии, Турции и США в составе правительств функционируют министерства энергетики, на которые возложены разработка и осуществление государственной политики в сфере энергосбережения. В США, Японии, Канаде и Нидерландах приняты специальные законы об энергосбережении. В США, например, это-Закон «Об энергетической политике и экономии энергоресурсов», в Японии - Закон «О рациональном использовании энергии». В остальных промышленно развитых странах законодательное регулирование в сфере энергосбережения осуществляется с помощью отдельных нормативных актов и правительственных директив, посвященных вопросам экономии топлива и энергии в различных областях, которые в большинстве своем весьма эффективны и в значительной мере способствуют реализации целей государственной энергосберегающей политики. В настоящее время среди комплекса законодательных мероприятий, используемых правительствами стран МЭА для реализации государственной энергосберегающей политики, следует выделить: · меры финансового (фискального) характера; · организацию рекламно-информационных и пропагандистских кампаний; · внедрение и периодическое ужесточение стандартов энергоэффективности и системы маркировки энергопотребляющего оборудования и приборов: · поддержку и проведение энергоаудитов (энергетических обследований); · организацию, поддержку и проведение образовательных программ; · поддержку НИОКР в сфере энергосбережения. Финансовую политику правительств промышленно развитых стран в сфере энергосбережения с полным правом можно назвать политикой «кнута и пряника». Финансовые рычаги активно используются практически всеми странами-членами МЭА для стимулирования внедрения в экономику энергосберегающих мероприятий и технологий. К ним необходимо отнести в первую очередь системы выдачи для нужд энергосбережения государственных грантов, субсидий, льготных займов и кредитов, а также дифференцированного налогообложения, которые закреплены в законодательствах этих стран. Так, после воссоединения Западной Германии и ГДР ключевой проблемой в сфере энергетики стало повышение уровня энергетической эффективности экономики на территории бывшей ГДР. В связи с этим в стране был разработан целый ряд мероприятий государственной поддержки внедрения энергосберегающих технологий в Восточной Германии, большая часть которых была посвящена повышению энергетической эффективности зданий и сооружений. Владельцы индивидуальных домов на территории бывшей ГДР получили право на льготные займы по ставке ниже рыночной в среднем на 3% для повышения их теплоизоляции, государственные субсидии, покрывающие значительную часть стоимости (до 20%) ремонта и реконструкции зданий, для их использования на приобретение и установку энергосберегающего оборудования, и расходование 10% суммы налога на недвижимость в течение 10 лет для тех же целей. Реализация этих мероприятий потребовала только в 1991-1993 гг. выделения из федерального бюджета Германии около 4 млрд. немецких марок. В ряде стран действует система дифференцированного налогообложения автомобильного транспорта в зависимости от уровня превышения каждым конкретным автомобилем показателя средней топливной экономичности. В США, например, для моделей автомобилей 1980 г. этот показатель составил 15 л бензина на 100 км пробега, а размер налога, взимаемого при их покупке варьировался от 200 до 550 долл. За последние годы в Норвегии, Финляндии, Швеции, Дании и Нидерландах был введен дополнительный налог на углерод, содержащийся в различных видах органического топлива, размер которого напрямую зависит от уровня энергопотребления. Этот налог, как и налог на бензин существующий во всех промышленно развитых странах, следует также рассматривать как одно из звеньев государственной энергосберегающей политики. Проведение широкомасштабной пропагандистско-информационной кампании, направленной на повышение эффективности использования топливно-энергетических ресурсов в различных сферах экономики и ориентированной на самые широкие слои населения, является неотъемлемой частью государственной энергосберегающей политики в странах МЭА и, будучи закрепленным в законодательных актах или нормативных документах, поддерживается на самом высоком правительственном уровне В число ключевых направлении этой кампании входят: · реклама энергоэффективного оборудования, приборов и материалов в средствах массовой информации; · предоставление (в том числе и бесплатно) широким слоям общественности информации об основных мерах по энергосбережению в быту и их экономических преимуществах с помощью издания и распространения брошюр, буклетов и других наглядных пособий. Важное место в законодательном регулировании в сфере энергосбережения в промышленно развитых странах отводится стандартизации энергетической эффективности и маркировке энергопотребляющего оборудования и приборов, а также зданий и сооружений. Следует отметить, что по сравнению с началом 80-х годов перечень оборудования и приборов, попадающих под действие этих механизмов, существенно расширился. Увеличилось также число стран, их использующих. Что касается транспорта, то в настоящее время обязательные для выполнения стандарты, установленные государством на топливопотребление автомобилями, действуют лишь в Швеции и США, а добровольные стандарты - в Канаде, Австралии и Японии. Зарубежные эксперты постоянно подчеркивают, что стандарты энергоэффективности должны быть технологически гибкими и экономически обоснованными. Это означает, что после их обнародования необходимо дать производителям энергопотребляющего оборудования определенное время (в среднем 2-3 года) с тем, чтобы они имели возможность приспособиться к новым требованиям, сделав необходимые капитальные вложения и проведя соответствующую технологическую перестройку. Считается, что стандарты энергоэффективности должны вводиться там, где рыночные механизмы не стимулируют производителей к повышению энергетической эффективности своей продукции, т.е. тогда, когда производитель, например холодильника, продает его другому лицу, а не использует его лично. В этом случае производителя мало волнует счет за использование электроэнергии сделанным им холодильника, который приходит покупателю, поэтому тут и необходимо вмешательство государства. Система маркировки энергопотребляющего оборудования позволяет потенциальному покупателю оценить ту или иную модель с точки зрения энергетических характеристик и сделать выбор, исходя из своего бюджета. Это стимулирует соревнование между производителями, а значит, содействует повышению энергетической эффективности экономики в целом. Энергоаудиты, проводимые в подавляющем большинстве индустриально развитых стран на промышленных предприятиях и в зданиях различного назначения, служат как для информации и руководства к действию для лиц и организаций, ответственных за энергосберегающие мероприятия, так и для контроля со стороны государства за проведением и эффективностью мер по экономии и снижению потерь топливно-энергетических ресурсов. Необходимость и периодичность их проведения также закреплены в законодательных актах ряда стран и в нормативных документах. По данным МЭА в настоящее время энергоаудиты на промышленных предприятиях проводятся в 20 странах-членах этой организации, в зданиях коммерческого и жилого на-значения - в 13 и в 8 странах соответственно. Правительства стран МЭА активно поддерживают проведение энергоаудитов и стремятся к расширению его масштабов. Иногда специалисты государственных служб сами проводят энергоаудиты, иногда государство из бюджета оплачивает (в основном для предприятий малого и среднего бизнеса) услуги консалтинговых фирм. Образовательные программы в сфере рационального использования топлива и энергии также являются частью государственной политики в энергетическом секторе. В многочисленных нормативных документах, законодательных актах и национальных программах, посвященных проблемам энергосбережения, правительствами промышленно развитых стран подчеркивается важность и необходимость проведения образовательных и трейнинговых программ для персонала промышленных предприятий, служащих торговли и ряда других категорий работников, причем проводятся эти программы как государственными, так и частными компаниями, как правило, на очень высоком техническом и организационном уровне. Следует отметить, что государство довольно часто субсидирует организацию и проведение таких программ в различных сферах экономики, в основном для представителей малого и среднего бизнеса, а также больниц и учебных заведений. В Британской компании «Скотиш пауэр» существует свой хорошо оборудованный учебный центр, в котором одновременно могут обучаться около 150 человек-от инженерно-технического персонала электростанций до продавцов сети магазинов, принадлежащих этой компании и торгующих электроникой. Фирма «Андовер контролс Юроп», занимающаяся производством и продажей энергетически эффективного оборудования для зданий и сооружений различного назначения как в Великобритании, так и по всему миру, регулярно проводит для представителей фирм-клиентов курсы по обучению эксплуатации этого оборудования. Курсы эти - мероприятие дорогостоящее (в среднем около 150 фунтов стерлингов в день на человека), поэтому обучить 5-6 человек в течение рабочей недели - для малых и средних предприятий затруднительно с финансовой точки зрения. В таких случаях финансовая поддержка из государственного бюджета приходится весьма кстати. И, наконец, последний из основных, но далеко не самый малозначительный фактор, способствующий реализации целей государственной энергосберегающей политики на Западе, - правительственная поддержка научно-исследовательских и конструкторских работ в сфере энергосбережения. Финансовая поддержка НИОКР государством проводится как непосредственно за счет средств государственного бюджета, исходя из приоритетности того или иного направления, так и с привлечением средств частного сектора. Множество частных компаний в промышленно развитых странах непосредственно занимается деятельностью, связанной с разработкой, производством и внедрением передовых энергосберегающих технологий в различные сферы экономики. Тем не менее рациональная, продуманная политика взаимодействия государства с частным сектором, предоставление ему ряда льгот, закрепленных в соответствующих нормативных документах, стимулирует частные компании инвестировать значительные средства в НИОКР в сфере энергосберегающих технологий. В Швеции для отечественных и зарубежных фирм недавно был проведен конкурс для фирм-производителей бытовых холодильников на самый эффективный с точки зрения энергопотребления агрегат. Программа осуществлялась под руководством Национального совета по промышленному и технологическому развитию Швеции, причем фирме-победителю предоставляется гарантированный государством шведский рынок. В результате был разработан холодильник, удельное энергопотребление которого было на 35% ниже, чем у его существующих аналогов. Успех этого конкурса стимулировал усилия по организации аналогичных мероприятий по усовершенствованию моделей оконных проемов в зданиях и люминесцентных ламп. В США на государственном уровне был использован аналогичный подход, в результате которого были разработаны модели холодильников, потребляющие на 25-30% меньше электроэнергии, чем сопоставимые модели 1993 г. При этом группа частных электроснабжающих компаний вложила в исследования и разработки более 30 млн. долл. Это только начало так называемой стратегии «золотой морковки», реализуемой Консорциумом по энергетической эффективности и финансируемой из фондов общественного и частного секторов. Стратегия ориентирована на то, чтобы в конечном итоге ужесточить государственные стандарты энергетической эффективности для приборов и оборудования стимулированием НИОКР и использованием их результатов в сфере энергосбережения. Доля государственных затрат на НИОКР в сфере энергосбережения в суммарных затратах на научные исследования в энергетическом секторе в различных странах-членах МЭА существенно отличается. Однако относительно низкие государственные затраты в ряде стран, в первую очередь Японии, совсем не означают их отставание в интенсивности проведения НИОКР в энергосбережении, поскольку в этих странах весьма значительна роль частного сектора.
|