![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Энергосбережение на транспорте
Суммарное потребление энергетических ресурсов на транспорте России в 1996 г. составило по оценкам немногим более 140 млн. т у.т. Согласно расчетам, выполненным в связи с разработкой энергетической стратегии России, годовое потребление топлива и электроэнергии на транспортные нужды страны в 2010 г. может возрасти по сравнению с 1996 г. на 15-22% и составить в пределах от 165 до 175 млн. т у.т. Общий потенциал энергосбережения на транспорте определен в пределах от 40 до 50 мдрд.т.у.т., при этом примерно 70% составляют моторные топлива и остальные 30% - электроэнергия. Огромные масштабы территории России предопределили высокий уровень развития железнодорожного грузового и пассажирского транспорта и значительную долю авиационных перевозок и суммарном объеме транспортных перевозок. Общий уровень обеспеченности пассажирского транспорта автобусами и легковыми автомобилями крайне низок и составляет соответственно 2, 5-3 и около 100 штук в расчете на 1000 человек. В настоящее время наблюдается рост числа легковых автомобилей в личном пользовании и, как ожидается, в 2010 г. этот показатель увеличится примерно до 120 штук в расчете на 1000 человек. Будет увеличиваться и обеспеченность автобусами внутригородского и междугородного транспорта. Основными направлениями повышения энергетической эффективности российской транспортной системы являются: · совершенствование структуры парка транспортных средств; · снижение удельного расхода топлива транспортными средствами; · сохранение и дальнейшее развитие городского общественного транспорта; · строительство новых, отвечающих современным требованиям, и реконструкция существующих автомобильных дорог. На начало 1996 г. в России эксплуатировалось 19, 6 млн. автомобилей, в том числе 14, 7 млн. легковых и 4, 2 млн. грузовых автомобилей, около 0, 7 млн. автобусов. За последние 5 лет состав парка автомобилей по видам потребляемого топлива не претерпел существенных изменений: количество автомобилей, использующих газ в качестве топлива, не превышает 2%, доля грузовых автомобилей с дизельным двигателем составляет 28%, а автобусов -около 63%. Удельные расходы топлива в автомобильном транспорте в перспективе ближайших 10-15 лет могут быть снижены на 25--40% за счет улучшения его структуры, развития и совершенствования сети автомобильных дорог, улучшения конструктивных характеристик автомашин, в первую очередь в связи с применением более совершенных двигателей. На железнодорожном транспорте можно обеспечить снижение энергоемкости перевозок на 10-25%. Причем столь значительный диапазон этих показателей обусловлен различием возможных сценариев в отношении масштабов и темпов обновления железнодорожной тяги, развития электрификации железных дорог, расширения станционных путей, замены основных путей, внедрения контейнерных перевозок, увеличения числа и улучшения структуры парка вагонов. Предусматривается возможность существенного энергосбережения в авиационном транспорте. Возможное сокращение удельных расходов топлива в этом виде транспорта к 2010 г. оценивается величиной до 45%. При этом главными направлениями повышения энергетической эффективности авиационного транспорта считаются оптимизация воздушных линий и числа рейсов самолетов, совершенствование структуры и конструктивных характеристик самолетного парка. Определенное повышение энергетической эффективности возможно и на речном и в морском транспорте. В целом в течение всего периода до 2010 г. будет иметь место постепенное снижение энергоемкости транспортной системы страны. Однако к концу этого периода в связи с опережающими темпами развития автомобильного и авиационного транспорта показатель энергоемкости всей транспортной системы может стабилизироваться и даже несколько возрасти. Прогнозируется расширение использования сжатого и сжиженного газа в качестве моторного топлива практически на всех видах транспорта, что должно позволить снизить негативное воздействие транспортных средств на окружающую среду.
К нетрадиционным возобновляемым источникам энергии относят солнечную, ветровую, океанскую и геотермальную энергию, в также энергию малых водотоков и биомассы, низкопотенциальное тепло. Использование НВИЭ в России имеет длительную историю. В 1900 г. доля НВИЭ в топливно-энергетическом балансе равнялась примерно 9/10, в том числе около 2/5 составляли дрова, 1/5 - торф и остальное - энергия ветра. По мере расширения использования ископаемых органических топлив доля НВИЭ в суммарном потреблении первичных энергоресурсов быстро снижалась. Возрастающий интерес к НВИЭ в России в последние годы может быть в основном объяснен экологическими и социальными факторами, а также научно-техническим прогрессом в деле их освоения. Говоря о социальном факторе, следует учесть, что примерно 10 млн. россиян в настоящее время проживают в районах, не имеющих централизованных систем топливо- и энергоснабжения или не располагающих достаточными собственными традиционными первичными энергоресурсами и, следовательно, зависящими от дорогих дальнепривозных источников энергии. Суммарный валовой потенциал нетрадиционных возобновляемых источников энергии Освоение НВИЭ следует рассматривать как одно из направлений энергосбережения, поскольку оно обеспечивает замещение в энергетическом балансе страны больших объемов в основном дефицитных и дорогих видов ископаемого органического топлива. Ниже приводится оценка динамики роста освоения НВИЭ до 2010 г. (млн. т у.т.).
|