Главная страница
Случайная страница
КАТЕГОРИИ:
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Тетрадь рабочих контактов учителя-логопеда и воспитателя
Многие задачи по коррекции речевой деятельности логопед и воспитатель решают совместно: формирование фонетико-фонетических процессов, лексико-грамматического строя речи и связного высказывания, развитие коммуникативной функции речи, высших психических процессов и др. Ведущая роль в организации коррекционно-педагогической работы принадлежит логопеду. Он формирует навыки правильной речи у детей, а воспитатель закрепляет их. Практика работы показывает, что эффективность преодоления речевых нарушений у дошкольников во многом зависит от того, насколько продуктивно, умело и грамотно воспитатель включает отработанный речевой материал в ситуацию естественного общения детей и систематически контролирует поставленные звуки в речи ребенка.
Во второй половине дня воспитатель проводит специальные индивидуальные занятия с детьми, содержание которых определяет логопед. Задания записываются в тетрадь рабочих контактов логопеда и воспитателя[4] индивидуально для каждого ребенка, подгруппы (от 3 до б чел.) или всей группы. В вечерние занятия включаются артикуляционные и пальчиковые упражнения; проговариванис слов, фраз, стихов, текстов, отработанных ранее логопедом с целью автоматизации, дифференциации поставленных звуков; игры, задания по формированию фонематических процессов, лексико-грамматических компонентов языка; рассматривание специально подобранных предметных, сюжетных картинок и составление рассказов по ним; различные виды упражнений на развитие внимания, памяти, мышления. Все виды заданий должны быть знакомы детям и подробно объяснены воспитателю.
Примерная форма ведения тетради рабочих контактов учителя-логопеда и воспитателя[5]
Дата
| Фамилия, имя ребенка
| Содержание работы
|
| Взаимосвязь с родителями
| Результаты
| Фонематические процессы
| Звуко-нроизношение
| Словарный запас
| Грамматические категории
| Предложение
| Связная речь
| Развитие психологической базы речи
| 20.10
| Иванов
Саша
(ФФН)
|
| Автоматизация звука [с] во фразах (с. 15— 21*)
|
|
|
|
| Ифа «Что изменилось?» (на материале темы «Грибы») Карточка № 2
|
|
| 20.10
| Петров Андрей (ОНР)
|
| Комплекс артикуляционных упражнений на звук [iuj(с. 3—10)
| Обогащение словарного запаса по теме «Грибы». Карточка № 2
| Употребление притяжательных местоимений (мой, моя, мое). Карточка №10
|
|
|
| Пригласить родителей для беседы на 21.10
|
| 20.10
| Работа со всей группой
| Анализ звукового ряда (а-у, а-у-и и т.д.)
|
|
|
| Составление предложений по сюжетной картине «Осень в лесу»
|
|
|
|
|
План взаимодействия учителя-логопеда с участниками коррекционно-педагогического процесса
Успех совместной коррекционно-педагогической работы с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи, во многом зависит от правильно организованного взаимодействия логопеда, воспитателей, психолога, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре и специалиста по изобразительной деятельности, медицинских работников, социального педагога и родителей. Каждый из них, решая свои задачи, определенные образовательными программами и положениями о ДОУ, должен принять участие в формировании и закреплении правильных речевых навыков у детей, развитии сенсомоторной сферы, высших психических процессов и укреплении здоровья.
Логопед организует взаимодействие специалистов в коррекционно-педагогическом процессе ДОУ. Он планирует и координирует психолого-педагогическое сопровождение детей с тяжелыми нарушениями речи.
Рациональная организация совместной деятельности помогает правильно использовать кадровый потенциал, рабочее время, определять основные направления коррекционно-развивающей работы и умело реализовывать личностно-ориентированные формы общения с детьми.
Планы совместной деятельности специалистов ДОУ
Мероприятия
| Срок
| Ответственные
| Примечание
| Организационные мероприятия
| Комплексное психолого-медико-педагогическое обследование детей ДОУ в ПMПK
| Май
| Заведующий ДОУ, логопед, медицинские работники
|
| Комплектование логопедических групп с учетом рекомендаций IIMПК
| Май-июнь
| Заведующий ДОУ, логопед, психолог
|
| Анкетирование родителей с целью получения информации о раннем психофизическом развитии детей и выявления запросов, пожеланий
| Сентябрь
| Логопед, старшая медсестра
|
| Обсуждение и утверждение годового плана совместной работы участников коррекционно-педагогического процесса по преодолению речевых нарушений и совершенствованию познавательной сферы у детей
| Сентябрь
| Логопед, воспитатели
|
| Выставка книг, методических пособий, дидактических игр, используемых в коррекционно-педагогической работе
| Январь
| Специалисты, логопед, психолог
|
| Оформление стендов, папок-передвижек для родителей с рекомендациями профильных специалистов
| Ежемесячно
| Логопед, специалисты
|
| Формирование у педагогов, родителей информационной готовности к коррекционной работе с детьми, имеющими речевые проблемы
| Особенности речевого и психофизического развития детей с речевыми нарушениями (семинар)
| Декабрь
| Логопед, психолог, инструктор по физической культуре, старшая медсестра
|
| Специфика работы воспитателей, специалистов с детьми логопедических групп (семинар-практикум)
| Ноябрь
| Логопед
|
| Консультативно-информационная помощь воспитателям, специалистам, родителям:
— организация индивидуальных занятий с ребенком;
— методика проведения артикуляционной гимнастики;
— личностно-ориентированная модель взаимодействия взрослого и ребенка;
— создание предметно-развивающей и обогащенной речевой среды в логопедических группах;
— консультации но запросам
|
Октябрь
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
В течение го да
| То же
Заведующий ДОУ, логопед
Логопед
|
| Инновации в дошкольном специальном образовании (педагогическая гостиная)
| Апрель
| Заместитель по УВР, педагоги
|
| Совместная коррекционно-педагогическая деятельность
| Обследование различных сторон психофизического развития детей
| Сентябрь
| Воспитатели, специалисты
|
| Составление индивидуальных планов (программ) коррекционно-педагогической работы
| — II —
| То же
|
| Корректировка календарно-тематических планов работы специалистов на основе обобщенных данных, полученных в ходе обследования, и других источников информации
| Сентябрь — октябрь
| Специалисты
|
| Взаимопосещение занятий: групповых;
— индивидуальных;
— интегрированных
| Декабрь— апрель
| Логопед, специалисты
|
| Проведение тематических родительских собраний
| Октябрь, январь, май
| Логопед, воспитатели, специалисты
|
| Участие в работе психодого-педагогического консилиума
| В течение
учебного
года
| Специалисты, воспитатели, родители
|
| Аналитические мероприятия
| Проведение психолого-педагогического и логопедического мониторинга
| Декабрь — апрель
| Специалисты, воспитатели
|
| Анализ коррекционно-педагогической работы за год. Определение задач на новый учебный год (круглый стол)
| Май
| То же
|
| Составление цифрового и аналитического отчета
| — II —
| Логопед
|
| Выступление на итоговом педагогическом совете
| - II —
| — // —
|
| | | | | |
|