Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Сотрудников
Независимо от того, насколько лидер овладеет ситуацией, используя личностные качества и стили руководства, дополнительными возможностями и ограничениями будут выступать факторы, которые нельзя учесть, опираясь только на теории, кратко охарактеризованные выше или любые другие. Усилия лидера могут быть нейтрализованы, например, такими внутриорганизационными факторами, как: > физические расстояния, которые разделяют лидера и подчиненных; > индифферентность некоторых сотрудников к материальному вознаграждению; > степень внутреннего удовлетворения сотрудника от выполнения возложенной на него задачи; > система вознаграждения, принятая в данной компании; > правила рабочей дисциплины и контроль. С другой стороны, возможности лидера могут быть усилены такими обстоятельствами, как: > бросающие вызов цели; > связанное со сложной задачей повышение статуса рабочей группы или уважаемого руководителя; > доступ к информации, обусловленный новыми задачами; > перспективы интересной карьеры для участников рабочей группы. Раздел I. Искусство стратегической борьбы Данные замечания ни в коей мере не умаляют достоинства предлагаемых теорий. Я лишь хотел подчеркнуть сложность реальности, которую авторы этих концепций пытаются познать. К сказанному необходимо добавить, что лидеру не достаточно признавать участие подчиненных в управлении как ценность современного менеджмента. Чтобы реально обеспечить возможность такого участия для своих наиболее талантливых подчиненных, нужны следующие условия: 1. Достаточное время для участия в управлении. 2. Потенциальные выгоды превосходят затраты. 3. Работники проявляют заинтересованность в участии в управлении. 4. Сотрудники обладают необходимыми для участия в управлении способностями. 5. Участвующие в процессе стороны готовы к осуществлению коммуникации. 6. Ни одна из сторон не воспринимает процесс участия в управлении как угрозу. 7. Реализация практики участия в управлении исключительно в области свободы выбора рабочих заданий. Если эти условия выполняются, менеджеры имеют возможность варьировать формы участия в процессе принятия решений. Опишем кратко некоторые из этих форм. Группы свободного обсуждения. Как правило, деятельность такой группы начинается с того, что лидер излагает суть проблемы и предлагает участникам высказать свое мнение. Дискуссия носит неформальный характер. Возможно, во время обсуждения потребуется переопределить проблему. В ходе беседы предлагаются и оцениваются возможные варианты решения. В конечном итоге, если участники группы не приходят к единому мнению, решение принимается голосованием. Глава 2. Лидерство Группы регламентированного обсуждения. Для того, чтобы обеспечить всем «равные права», создаются группы регламентированного обсуждения, в которых свой вклад в обсуждение и принятие решения вносит каждый участник. Для обеспечения равенства членов работа номинальной группы жестко структурируется: 1. Каждый участник излагает свои идеи по поставленной проблеме и предлагаемое решение в письменной форме. 2. Определяется порядок представления идей каждого участника всей группе. Для всеобщего обозрения основные предложения записываются на ватмане. Дискуссия не начинается до тех пор, пока каждый участник не выступит и не представит свои идеи. 3. После того как члены группы познакомились со всем спектром мнений, начинается открытое обсуждение с целью уточнения смысла предложений. Эта часть работы группы носит неструктурированный характер. 4. После обсуждения, как правило, проводится тайное голосование, в котором каждый участник голосует за определенное решение. Принимается решение, собравшее большинство голосов. Метод Дельфи. Эта форма работы группы позволяет объединить экспертные мнения относительно неочевидной сложной проблемы. В отличие от двух предыдущих групп, личные встречи и обсуждения участников исключены. Согласно методу Дельфи, задача лидера заключается в выяснении и сопоставлении мнения экспертов по обсуждаемой проблеме. Специалисты излагают отношение к проблеме в письменном виде, руководствуясь специальными вопросниками, а лидер группы обобщает их. Выводы и новый вопросник по проблеме возвращаются участникам. Каждый из них получает возможность познакомиться с мнениями коллег и, пользуясь новой информацией, корректирует свои предложения. Процесс раздачи вопросников и сбора результатов продолжается до тех пор, пока участники не достигнут консенсуса. У группового принятия решений есть как плюсы, так и минусы. Они приведены в таблице 4.
|