Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Миссия компании






Миссия компании - это внешнее и внутреннее оправдание для ее существования. Поскольку стратегические цели являются, как принято выражаться, коммерческой тайной, должен существовать способ донесения до общественности смысла деятельности компании. В миссии дается ответ обществу и сотрудникам, какой положительный смысл несет существование данной компании. В заявлении о миссии содержится информация о том, что представляет собой компания и для чего, собственно, она существует. Для внешних заинтересованных групп (потенциальных инвесторов и кредиторов, местной власти, потребителей и поставщиков) заявление о миссии несет информацию о намерении компании, а также об обоснованности ее действий. Если все в порядке, общество в целом благосклонно относится к компании. Четко сформулированная, привлекательная миссия положительно воздействует не

17 Речь идет о консультантах по управлению, входящих в группу Социального Дизайна


Глава 4. Целеполагание

только на окружение, но и на сотрудников компании, способствует повышению степени их вовлеченности в общее дело.

Миссия должна быть привлекательной, индивидуальной, отличающей ее от других компаний.

4.6. Основные выводы

Видение - основа целеполагания. Целеполагание - основа стратегии. Стратегия - основа долгосрочного успеха.

Негативные последствия ошибок стратегического видения все более разрушительны для компаний. В условиях, когда в сжатые сроки создаются совершенно новые продукты, меняются финансовые потоки, когда неожиданно возникают новые возможности для бизнеса и на глазах исчезает то, что казалось незыблемым, цена расплаты за неверное или неясное видение и, соответственно, за ошибочное целеполагание становится зачастую очень высокой для компании.

Диалектика долгосрочных и краткосрочных целей

Основой стратегических решений становится выбор относительно поведения компании в текущий момент, который при этом одновременно рассматривается и как начало будущего. Таким образом, решение определяется возникающими обстоятельствами, но в то же время оно подразумевает, что его выполнение должно не только дать ответ на вызов со стороны окружения, но и обеспечить возможность долгосрочной успешной реакции на изменения, которые произойдут в будущем.

Тщательное планирование и готовность в любую минуту отказаться

от утвержденного плана

Требуются огромные усилия и большие затраты времени и ресурсов для того,

чтобы в компании стратегическое управление стало реальностью. Это, однако, не

означает создание планов, обязательных к исполнению в любых условиях. Процесс

профессионального планирования создает команду высшего персонала, которая имеет

общий язык для понимания, «реакцию зрачка» на происходящее в окружении и

проявленные ценности. В этом главное назначение планироваания, сами же планы «на

бумаге» имеют второстепенное или сомнительное значение для стратегического

управления.


Глава 5.

Виды стратегий в бизнесе

В бизнесе существует всего четыре

вида стратегий, но когда читаешь

М. Портера и его последователей

может возникнуть ложная мысль, что

их больше

Все нужное сделано простым,

а сложное - ненужным

Г. Сковорода

В предыдущей главе данной книги мы разобрались с такой важной категорией стратегического управления, как целеполагание. Однако решающее значение для стратегии представляет собой внешнее окружение. Оно, кончено, влияет на выработку видения и постановку целей, однако самое непосредственное отношение внешняя среда имеет к стратегии. Внешняя среда буквально диктует то, как мы сможем дойти до намеченных целей, или заставляет переопределить их. Прежде чем описать внешнюю среду и методы ее анализа, введем базовые понятия стратегического управления и основные виды стратегий.

5.1. «Предпринимательское» и «конкурентное» поведение

Современный гуру в области стратегического управления Игорь Ансофф' выделяет два вида поведения корпорации по отношению к внешней среде. Первый вид поведения он называет «конкурентным», противопоставляя его собственно стратегическому, «предпринимательскому» поведению. Когда компания старается извлечь выгоду из обмена товарами/деньгами со средой, она проповедует конкурентное мышление. Для этого она старается добиться максимальной эффективности производства, установления максимально возможных цен и увеличения своей доли рынка. То есть совершает все те стандартные действия, которые несколько поколений высших менеджеров привыкли делать со времен Промышленной революции.

Ансофф И. Новая корпоративная стратегия. - СПб.: Издательство " Питер", 1999. - С. 305-307.


Глава 5. Виды стратегий в бизнесе

Во время Промышленной революции - в период с 1820 г. вплоть до начала XX века - началось формирование крупных компаний. Дальновидные предприниматели реагировали на вызов нарождающегося массового спроса внедрением новых технологий. Это выглядело как предпринимательское поведение, так как в основном было связано с созданием потенциала для получения прибыли там, где его раньше не существовало.

К началу XX в. большая часть предпринимательской работы была уже проделана, и основное внимание уделялось конкурентному поведению. Так продолжалось первую половину века.

Предпринимательское поведение уже не доминировало в реальной практике и, тем более, не занимало умы теоретиков, пока социально-экономические изменения не привели к новой потребности в предпринимательском поведении и мышлении.

Но даже в самых активных компаниях предпринимательская деятельность оставалась второстепенной вплоть до последнего десятилетия.

Сейчас даже успешное конкурентное поведение более не гарантирует устойчивые темпы роста компании. Успех вновь связывается с предпринимательскими стратегиями, а не стратегиями, которые осуществляются на базе не отвечающих времени конкурентных представлений о бизнесе.

В этой работе я постараюсь показать, что это различение имеет фундаментальный характер. Оно проводит принципиальное разграничение между тактическим и стратегическим по своей сути мышлением всех времен и народов.

Поистине удивительным фактом является то, что подавляющая часть текстов (книга И. Ансоффа является чуть ли не единственным исключением), написанных о современных представлениях о стратегическом управлении в бизнесе, игнорирует это принципиальное различие. Поскольку этот факт имеет не только и не столько академическое значение, сколько практическое, он порождает ряд предрассудков, которые накопились, на мой взгляд, в западной академической науке управления. Успешные западные практики стратегического управления действуют, скорее, вопреки концептуальным построениям, нежели благодаря им. Поэтому вольные интерпретации теоретиков реальной практики не вызывают особых побочных эффектов, кроме, разумеется, того, что этими теоретическими построениями морочат голову студентам бизнес-школ.


Раздел II. Стратегическое управление - путь мастера

Иное дело Россия. Российские профессора и доценты испытывают устойчивый комплекс неполноценности перед западной школой управления, хотя и пытаются неумело скрыть это. Они старательно или не очень пересказывают теории стратегического управления, не понимая их по сути и не имея возможности понять разрыва между тем, что «говорят о стратегии» и тем, что она представляет собой «на самом деле».

Причин, вызывающих комплекс неполноценности у российских теоретиков, несколько:

> Во второй половине XX века западному мышлению действительно удалось сформулировать некоторые интересные идеи из области стратегического управления в условиях открытой экономики, а российские теоретики были лишены такой возможности. Наши авторы работ по управлению практически не знают истории стратегического управления, которая насчитывает два тысячелетия как минимум, если вспомнить, что стратегией занимались военные полководцы задолго до возникновения предпринимательства.

> У наших профессоров нет возможности отделить реальную западную практику стратегического управления от теоретических «вымыслов» об этой практике, создаваемых западными теоретиками, так как наши преподаватели лишены возможности «наблюдать» западную действительность непосредственно.

> Комплекс неполноценности подкрепляется еще и тем, что все попытки российских «теоретиков» помочь своими знаниями российским бизнесменам часто вызывают у более или менее эффективно действующих предпринимателей смех или откровенное разочарование. Российская действительность оказывается еще более не поддающейся теоретическим западным построениям. Российские ученые «прячутся» в университеты и «школы бизнеса». Неспособность помочь реальному российскому бизнесу усугубляет комплекс перед «таинственными» западными теориями управления, которые столь совершенны и сложны, что даже не могут быть полезны практикам. Справедливости ради необходимо сказать и о практически бесполезной деятельности в России западных «гастролеров», которые пытаются учить российских предпринимателей «цивилизованному бизнесу», на деле демонстрируя неоправданный интеллектуальный


Глава 5. Виды стратегий в бизнесе

шовинизм и полное непонимание контекстов происходящей в России

социальной трансформации. Главная причина, однако, состоит в том, что официальная высшая школа и академическая наука России действуют привычным образом («в своем отечестве пророка нет»), игнорируя опыт и концептуальное оформление этого опыта, который складывается в России и Восточной Европе на данном этапе. Фундаментальный закон общественного развития говорит нам о том, что прорывные идеи в любой области появляются там, где что-либо происходит в реальной практике. С точки зрения бизнеса в западной цивилизации практически уже несколько десятилетий «ничего не происходит». Трансформация захватывает «восток» и страны третьего мира. Здесь и стоит ожидать порождения принципиально новых идей и их концептуального оформления, а также радикального переосмысления уже существующих представлений о бизнесе.

Возникшая очень хрупкая прослойка российских консультантов по управлению и бизнесменов, которые пытаются «стряхнуть» со своих плеч криминальный бизнес, пока плохо представлена в истеблишменте бизнес-образования и науке. Но именно в этой среде «вывариваются» идеи, которые, на наш взгляд, будут занимать умы профессоров и студентов ведущих бизнес-школ мира через 7-10 лет.

На мой взгляд, развитие представлений о стратегическом управлении в ближайшее десятилетие будет происходить, в частности, за счет рефлексии ряда предрассудков1, которые требуют своего переосмысления. Некоторые из них я кратко сформулирую, так как данная книга отчасти построена на анализе этих «точек роста» для теорий стратегического управления.

Здесь " предрассудок" - это то, что принимается именно как пред рассудок, то есть идея, воспринятая до размышления, до рассуждения.


Раздел II. Стратегическое управление - путь мастера


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал