Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Ломбардная политика),






Операции на открытом рынке (покупка или продажа НБ ценных казначейских бумаг в целях вливания резервов в кредитную систему государства или изъятие их оттуда).

Политика минимальных резервов (повышая величину обязательных резервов НБ сдерживает деловую активность коммерческих банков, понижая – стимулирует ее).

Добровольные соглашения (заключаются между НБ РК и коммерческими банками, которые добровольно ставят свою деятельность в определенных рамках ее осуществления).

 
 
Финансы – финансовая система

 

 


Термин «Финансы» происходит от латинского «finacia», что означает платеж, доход.

Финансы – это система отношений по поводу распределения и использования фондов денежных средств или финансовых ресурсов через фонды и учреждения.

Финансовые отношения отличаются от денежных тем, что не включают в себя обслуживание личного потребления.

Составление финансовых отношений происходит с развитием товарно-денежных отношений в целях обслуживания потребностей государства в организации:

- экономической и культурной жизни,

- содержании аппарата управления, армии, здравоохранения, образования, пенсионного обеспечения и т.д.

Реализуются финансовые связи через финансовую систему, которая включает:

- бюджеты различных уровней,

- фонды социального, имущественного и личного страхования,

- валютные резервы государства,

- денежные фонды предприятий и фирм, коммерческих и некоммерческих структур,

- прочие специальные денежные фонды.

В рамках финансовой системы формируются финансовые ресурсы (фонды денежных средств).

Чем более развиты рыночные отношения, чем сложнее и многообразнее экономические связи в государстве, тем сложнее финансовая система, тем больше ее финансовые ресурсы.

 

 

 


Аккумулирующая – создание материальной основы государства и обеспечение его функционирования;

Распределительная – распределение и перераспределение ВНП и НД;

Регулирующая – стимулирование деятельности хозяйствующих субъектов;

Контрольная – контроль за использованием финансовых ресурсов.

Структура – финансовой системы
Финансы Фонды

Государственные - фонды денежных средств, используемые в

Предприятий и организаций (хозяйствующих субъектов) соответствии с потребностями государства.

Домашних хозяйств (личные финансы) - фонды, используемые для развития производства и

решения социальных вопросов,

- фонды денежных средств физических лиц, совместно ведущих общее хозяйство.

Ведущим звеном финансов государства выступает госбюджет. Он имеет доходную и расходную часть. Полнота, структура, наполняемость доходной части бюджета – показатель экономических возможностей и устойчивости государства.

Используется госбюджет:

- на формирование межотраслевых территориальных, социальных пропорций;

- через госбюджет распределяется и перераспределяется ВВП, НД, обеспечивается выполнение целевых комплексных программ, планов экономического роста;

- для решения социальных программ, защиты окружающей среды, обороноспособности, достижения стабильного роста, повышения конкурентной способности национальной экономики, ускорения НТП.

 

Финансы хозяйствующих субъектов зависят от счета прибыль и убытки, и используются для развития производства и решения социальных вопросов.

Доходная часть финансов населения образует:

доходы семьи, расходы (различные виды), и сбережения населения (отложенный спрос). Хранятся они в банках и образуют внутренний инвестиционный ресурс.

 
 

 


 

 

 


Социальная направленность бюджета;

Участие в распределении и перераспределении ВВП, НД;

Контроль за производством, распределением и обращением совокупного продукта общества.

Обеспечение динамичного развития государственного и частного предпринимательства;

Контроль за коммерческой деятельностью предприятий, фирм и доходной частью бюджета (финансовая полиция, налоговые и таможенные органы, аудит).

           
   
 
   
 
 

 

 


Централизованный фонд денежных ресурсов правительства для содержания:

- госаппарата,

- вооруженных сил,

- здравоохранения,

- образования,

- выплаты социальных пособий,

Является мощным рычагом государственного регулирования экономики,

Воздействует на хозяйственную конъюнктуру и способствует ее стабилизации.

 

 

Воздействие государства на экономику происходит путем:

- финансирования (ассигнования) – выдачи денежных средств на содержание предприятий и учреждений;

- выдачи: а) субсидий – вид государственного денежного пособия.

б) субвенций – государственное денежное пособие на определенные цели развития.

в) дотаций – денежные средства на покрытие убытков.

г) трансфертов – форма перераспределения государственных расходов;

государственные выплаты населению пенсий, пособий и т.п.

 

 


 

Республиканский и местный бюджет тесно взаимосвязаны как по источникам поступления денежных средств, так и их расходованию. В главном они совместно решают: политические, экономические и социальные цели общества на принципе компромисса интересов основных групп. Носителями этих интересов выступают: политические партии, финансово-промышленные группы, монополии, союзы предпринимателей, профсоюзы и т. д. Достигается этот компромисс в острой политической и экономической борьбе путем перераспределения налогов, бюджетных дистанций, распределения госзаказов.

 

 

 


Падение доходов в условиях кризисного Переход от финансирования к кредитованию,

состояния экономики; Государственные займы,

Рост теневого сектора экономики; Ужесточение налогообложения,

Уменьшение акцизных налогов; Снижение расходов по управлению

Увеличение бюджетных расходов. государством.

 

Бюджетный дефицит по установившимся международным стандартам не должен превышать 5 % от ВВП. Покрывается он внутренним и внешними государственными займами в виде:

- продаж государственных ценных бумаг,

- займов у внебюджетных фондов,

- эмиссии денег (инфляция).

 

 

 


Увеличение госдолга не приводит к банкротству государства по следующим причинам:

- долг можно не погашать, а лишь финансировать его;

- средства для выплаты долга и процентов могут быть получены от дополнительного налогообложения или увеличения денежной массы в обращении.

 

 

 

 

усиление неравенства в доходах;

подрыв экономических стимулов развития производства,

сокращение инвестиций внутри страны;

вытеснение частных инвестиций и т.д.

 

Совокупность взимаемых в государстве налогов, сборов, пошлин и других платежей, а также форм и методов их построения образуют налоговую систему. В ней устанавливаются конкретные методы построены и взимания налогов.

Государственный долг-неизбежное порождение:

- дефицита бюджета,

- спада производства,

- роста предельных издержек,

- не обеспеченной эмиссии денег,

- возрастанием затрат на ВПК,

- ростом объемов теневой экономики, непроизводственных расходов, потерь, хищений и т.д.

Государство, имеющее большие долги, вынуждено постоянно к ним прибегать для погашения процентов по долгу. Критическим моментом, угрожающим стабильности экономики и нормальному денежному обращению, считается ситуация, когда задолжность превышает величину годового ВНП.

Внешний долг-это наиболее тяжелый долг. Поскольку при его погашении приходится рассчитываться ценными товарами, валютой и платить большие проценты. В некоторых развивающихся странах ежегодные обязательства выплат по займам превышают все поступления от внешнеэкономической деятельности.

Погашение государственного долга и процентов по нему производится:

- либо путем рефинансирования (выпуска новых займов),

- либо путем конверсии и консолидации.

 

Конверсия – превращение займа в долгосрочные иностранные инвестиции, за счет которых может приобретаться собственность.

Консолидация – изменение условий займа, изменения сроков погашения, превращения краткосрочных займов в долгосрочные.

 

 

 


Налогообложение – это способ регулирования доходов и источников пополнения государственных средств.

 

 
 
Основные принципы налогообложения (А.Смит) не утратили своего значения до настоящего времени


 

 

Легальный порядок (в форме закона);

Равномерность (каждый должен участвовать в поддержке государства соразмерно своему доходу);

Определенность (известны время, способ, размер);

Дешевизна взимания (государство получает сумму соразмерно той, которую платит налогоплательщик);

Хозяйственная самостоятельность (налогоплательщик – независимый субъект, имеющий собственность и получающий доход);

Простота исчисления (налоговые ставки, величина налога понятны налогосборщикам и

налогоплательщику);

Равномерное распределение налогового бремени регионам и субъектам, стабильность налоговых ставок;

Снижение налогового бремени;

Широкое применение льгот (инвеституционный налоговый кредит, ускоренная амортизация, скидка на истощение недр при добыче природных ресурсов, поддержка малого бизнеса и т.д.);

Неотвратимость ответственности за сокрытие налогов.

 

 

Инвестиционный кредит – это по существу косвенное финансирование государством капвложений частного предпринимательства за счет освобождения от уплаты налога на период окупаемости капзатрат. В основном он рассчитан на: - внедрение инновационных технологий, - замену устаревшего оборудования, - производство конкурентоспособных изделий. – Сумма льгот, рассчитывается в % отношениях к стоимости оборудования и вычитывается из суммы налога.

Ускоренная амортизациягосударство разрешает списывать амортизацию в масштабах, существенно превышающих реальный износ основного капитала. Тем самым уменьшает сумму прибыли; облагаемой налогом, ускоряет оборот основного капитала.

Налоговая система, построенная с учетом налоговых льгот и рациональных налоговых ставок, обеспечивает:

- стимулирование производства,

- увеличение налогооблагаемой базы.

 

 

Неоправданное увеличение ставок налогов способствует:

- снижению объемов производства,

- «уходу» от уплаты налогов (теневая экономика).

 

 

Примером крупномасштабных по стимулированию общей экономикой конъюнктуры, может служить крупное снижение налоговых ставок, в начале 80 – х г. XX в. в США. Теоретическое обоснование этой программы стали расчеты американского экономиста А. Лаффера.

 

Кривая Лаффера

       
 
   
 

 


М

400

 

 

200 L N

 

100

 

 

ста Ставки налога (%)

10 20 30 40 50 60 70

 

 

Кривая Лаффера дает ответ на вопрос, при какой ставке налога налоговые поступления будут максимальные (точка М). Из графика видно, что 200 тыс. $ может быть обеспечена при ставке налога в 10 – 65 % (точки L, N). При налоге в 35 % получены максимальные налоговые поступления 400 тыс. $. При повышении ставок налоговые поступления уменьшаются, так как снижаются стимулы к труду и предпринимательской деятельности и часть предпринимателей уходит в «тень».

 

Фискальная – (формирование доходов государства),

Регулирующая – (стимулирование или сдерживание развития определенных сфер экономики),

Перераспределительная - (перераспределение соображенных налоговых поступлений в пользу требующих финансирования программ).

 

 
 


 

Субъект налога (кто платит налог), юридическое и физическое лицо;

Объект налога (за что платят), база для начисления налога – доход и имущество, товар, земля и т.д.),

Источник налога (из чего платят), зарплата, прибыль, дивиденды),

Ставка налога (размер налога), предельная, льготная, средняя, нулевая),

Налоговые льготы – (уменьшение налоговых ставок или полное освобождение от налогов).

 

 

 


В РК налоговая система прошла три этапа реформирования.

I Этап – Указом Президента «О создании государственной налоговой службы Каз. ССР» (1991 г.) создана главная государственная налоговая инспекция Каз. ССР;

- принят пакет законодательных актов по налогам,

- введено 16 общегосударственных и 27 местных налогов.

 

II Этап – 1995 г. Указом Президента РК, имеющим силу закона принят «Закон о налогах и других обязательных платежей в бюджет», - упрощена система налогообложения, - сокращено число налогов с 45 до 11; - введен НДС.

 

III Этап – (2001) – Принят новый Налоговый кодекс РК, который начал действовать с 1 января 2002 г. В нем:

- число налогов – сокращено до 9;

- введена единая ставка НДС, 16 % сейчас 15 % (вместо 20 % 10 %);

- установлены требования к постановке на учет;

- определены особенности налогообложения приоритетных отраслей экономики (аграрный сектор, малый бизнес, социальной сферы);

- введено положение о международном налогообложении;

- систематизированы основные налоговые положения;

- введена самостоятельная часть, налоговое администрирование, где регламентированы взаимоотношения налоговых органов и налогоплательщиков;

- закреплены правила государственной регистрации налогоплательщиков и постановки на регистрационный учет;

- четко регламентированы виды налогового контроля;

- введен налоговый режим по уплате корпоративного налога;

- изменились ставки акцизов. Базовые ставки на акцизы устанавливаются на один год и могут корректироваться и т.д.

 

 


корпоративный подоходный налог (30 %);

 

индивидуальный подоходный налог (от 5 до 30 %);

 

налог на добавленную стоимость (НДС 15 %);

 

акцизы;

 

налоги и специальные платежи недропользователей (роялти, рента, бонус) (от 0 до 33 % за 1 барель).

 

социальный налог (от 11 до 22 %);

 

земельный налог; (от 0, 09 до 0, 96 т. базовая ставка м , 202, 65 т 1 га).

 

налог на транспортные средства;

 

налог на имущество (от 0, 1 % от стоимости имущества до 1 % 10 млн. тенге);

 

 

Финансовая политика государства имеет два аспекта:

1) регулирование бюджетных процессов. – Бюджетное равновесие достигается через бюджетную политику она предполагает секвестирование т.е. сокращение отдельных статей расходов государства в исключительных случаях: спаде производства, инфляции, обострении кризиса и т.д.

2) регулирование экономики с помощью

- финансовых рычагов извлечения доходов,

- снижения расходов.

 

Фискальная политика – это система регулирования, связанная с правительственными расходами и налогами.

 

 


Сглаживание колебаний экономического цикла,

Повышение темпов экономического роста,

Достижение высокого уровня занятости,

Достижение умеренных темпов инфляции.

 

 
 


 

Дискреционная (активная) - сознательное манипулирование расходами (активная фискальная политика);

- изменение трансфертных платежей;

- манипулирование налогами посредством стимулирующих мер.

Автоматическая (пассивная) - автоматическое изменение в уровне государственных проектов,

- автоматическое изменение налогов и сборов. – Осуществляется при помощи а) изменения налоговых поступлений, б) выплат пособий по безработице, в) выплате субсидий фермерам и т.д.

Политика государственных расходов и налогов:

- важный инструмент государственного регулирования экономики и ее стабилизации;

- воздействует на уровень совокупных расходов; на объем ВВП, занятость населения, регулирования спроса;

- рост налогов ведет к сокращению. ВНП, снижение – к росту ВНП.

 

Дискреционная фискальная политика осуществляется через:

- государственные закупки товаров и услуг;

- государственные трансферты;

- налоги.

 

Цели:

- увеличение производства,

- снижение безработицы,

- снижение инфляции.

Средства:

- госрасходы,

- налоги.

Автоматические стабилизаторы - изменения в финансово – бюджетной политике направленные:

- на стимулирование совокупного спроса во время спада, происходящие без каких-либо политических решений.

Увеличение государственных закупок стимулирует спрос на товары и услуги, но оно же вызывает повышение процентной ставки, следствием чего становится сокращением спроса на товары и услуги.

Эффект вытеснения -уменьшение спроса, вызванное повышением процентной ставки вследствие бюджетной экспансии.

 

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.036 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал