Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Ломбардная политика),
Операции на открытом рынке (покупка или продажа НБ ценных казначейских бумаг в целях вливания резервов в кредитную систему государства или изъятие их оттуда). Политика минимальных резервов (повышая величину обязательных резервов НБ сдерживает деловую активность коммерческих банков, понижая – стимулирует ее). Добровольные соглашения (заключаются между НБ РК и коммерческими банками, которые добровольно ставят свою деятельность в определенных рамках ее осуществления).
Термин «Финансы» происходит от латинского «finacia», что означает платеж, доход. Финансы – это система отношений по поводу распределения и использования фондов денежных средств или финансовых ресурсов через фонды и учреждения. Финансовые отношения отличаются от денежных тем, что не включают в себя обслуживание личного потребления. Составление финансовых отношений происходит с развитием товарно-денежных отношений в целях обслуживания потребностей государства в организации: - экономической и культурной жизни, - содержании аппарата управления, армии, здравоохранения, образования, пенсионного обеспечения и т.д. Реализуются финансовые связи через финансовую систему, которая включает: - бюджеты различных уровней, - фонды социального, имущественного и личного страхования, - валютные резервы государства, - денежные фонды предприятий и фирм, коммерческих и некоммерческих структур, - прочие специальные денежные фонды. В рамках финансовой системы формируются финансовые ресурсы (фонды денежных средств). Чем более развиты рыночные отношения, чем сложнее и многообразнее экономические связи в государстве, тем сложнее финансовая система, тем больше ее финансовые ресурсы.
Аккумулирующая – создание материальной основы государства и обеспечение его функционирования; Распределительная – распределение и перераспределение ВНП и НД; Регулирующая – стимулирование деятельности хозяйствующих субъектов; Контрольная – контроль за использованием финансовых ресурсов.
Государственные - фонды денежных средств, используемые в Предприятий и организаций (хозяйствующих субъектов) соответствии с потребностями государства. Домашних хозяйств (личные финансы) - фонды, используемые для развития производства и решения социальных вопросов, - фонды денежных средств физических лиц, совместно ведущих общее хозяйство. Ведущим звеном финансов государства выступает госбюджет. Он имеет доходную и расходную часть. Полнота, структура, наполняемость доходной части бюджета – показатель экономических возможностей и устойчивости государства. Используется госбюджет: - на формирование межотраслевых территориальных, социальных пропорций; - через госбюджет распределяется и перераспределяется ВВП, НД, обеспечивается выполнение целевых комплексных программ, планов экономического роста; - для решения социальных программ, защиты окружающей среды, обороноспособности, достижения стабильного роста, повышения конкурентной способности национальной экономики, ускорения НТП.
Финансы хозяйствующих субъектов зависят от счета прибыль и убытки, и используются для развития производства и решения социальных вопросов. Доходная часть финансов населения образует: доходы семьи, расходы (различные виды), и сбережения населения (отложенный спрос). Хранятся они в банках и образуют внутренний инвестиционный ресурс.
Социальная направленность бюджета; Участие в распределении и перераспределении ВВП, НД; Контроль за производством, распределением и обращением совокупного продукта общества. Обеспечение динамичного развития государственного и частного предпринимательства; Контроль за коммерческой деятельностью предприятий, фирм и доходной частью бюджета (финансовая полиция, налоговые и таможенные органы, аудит).
Централизованный фонд денежных ресурсов правительства для содержания: - госаппарата, - вооруженных сил, - здравоохранения, - образования, - выплаты социальных пособий, Является мощным рычагом государственного регулирования экономики, Воздействует на хозяйственную конъюнктуру и способствует ее стабилизации.
Воздействие государства на экономику происходит путем: - финансирования (ассигнования) – выдачи денежных средств на содержание предприятий и учреждений; - выдачи: а) субсидий – вид государственного денежного пособия. б) субвенций – государственное денежное пособие на определенные цели развития. в) дотаций – денежные средства на покрытие убытков. г) трансфертов – форма перераспределения государственных расходов; государственные выплаты населению пенсий, пособий и т.п.
Республиканский и местный бюджет тесно взаимосвязаны как по источникам поступления денежных средств, так и их расходованию. В главном они совместно решают: политические, экономические и социальные цели общества на принципе компромисса интересов основных групп. Носителями этих интересов выступают: политические партии, финансово-промышленные группы, монополии, союзы предпринимателей, профсоюзы и т. д. Достигается этот компромисс в острой политической и экономической борьбе путем перераспределения налогов, бюджетных дистанций, распределения госзаказов.
Падение доходов в условиях кризисного Переход от финансирования к кредитованию, состояния экономики; Государственные займы, Рост теневого сектора экономики; Ужесточение налогообложения, Уменьшение акцизных налогов; Снижение расходов по управлению Увеличение бюджетных расходов. государством.
Бюджетный дефицит по установившимся международным стандартам не должен превышать 5 % от ВВП. Покрывается он внутренним и внешними государственными займами в виде: - продаж государственных ценных бумаг, - займов у внебюджетных фондов, - эмиссии денег (инфляция).
Увеличение госдолга не приводит к банкротству государства по следующим причинам: - долг можно не погашать, а лишь финансировать его; - средства для выплаты долга и процентов могут быть получены от дополнительного налогообложения или увеличения денежной массы в обращении.
усиление неравенства в доходах; подрыв экономических стимулов развития производства, сокращение инвестиций внутри страны; вытеснение частных инвестиций и т.д.
Совокупность взимаемых в государстве налогов, сборов, пошлин и других платежей, а также форм и методов их построения образуют налоговую систему. В ней устанавливаются конкретные методы построены и взимания налогов. Государственный долг-неизбежное порождение: - дефицита бюджета, - спада производства, - роста предельных издержек, - не обеспеченной эмиссии денег, - возрастанием затрат на ВПК, - ростом объемов теневой экономики, непроизводственных расходов, потерь, хищений и т.д. Государство, имеющее большие долги, вынуждено постоянно к ним прибегать для погашения процентов по долгу. Критическим моментом, угрожающим стабильности экономики и нормальному денежному обращению, считается ситуация, когда задолжность превышает величину годового ВНП. Внешний долг-это наиболее тяжелый долг. Поскольку при его погашении приходится рассчитываться ценными товарами, валютой и платить большие проценты. В некоторых развивающихся странах ежегодные обязательства выплат по займам превышают все поступления от внешнеэкономической деятельности. Погашение государственного долга и процентов по нему производится: - либо путем рефинансирования (выпуска новых займов), - либо путем конверсии и консолидации.
Конверсия – превращение займа в долгосрочные иностранные инвестиции, за счет которых может приобретаться собственность. Консолидация – изменение условий займа, изменения сроков погашения, превращения краткосрочных займов в долгосрочные.
Налогообложение – это способ регулирования доходов и источников пополнения государственных средств.
Легальный порядок (в форме закона); Равномерность (каждый должен участвовать в поддержке государства соразмерно своему доходу); Определенность (известны время, способ, размер); Дешевизна взимания (государство получает сумму соразмерно той, которую платит налогоплательщик); Хозяйственная самостоятельность (налогоплательщик – независимый субъект, имеющий собственность и получающий доход); Простота исчисления (налоговые ставки, величина налога понятны налогосборщикам и налогоплательщику); Равномерное распределение налогового бремени регионам и субъектам, стабильность налоговых ставок; Снижение налогового бремени; Широкое применение льгот (инвеституционный налоговый кредит, ускоренная амортизация, скидка на истощение недр при добыче природных ресурсов, поддержка малого бизнеса и т.д.); Неотвратимость ответственности за сокрытие налогов.
Инвестиционный кредит – это по существу косвенное финансирование государством капвложений частного предпринимательства за счет освобождения от уплаты налога на период окупаемости капзатрат. В основном он рассчитан на: - внедрение инновационных технологий, - замену устаревшего оборудования, - производство конкурентоспособных изделий. – Сумма льгот, рассчитывается в % отношениях к стоимости оборудования и вычитывается из суммы налога. Ускоренная амортизация – государство разрешает списывать амортизацию в масштабах, существенно превышающих реальный износ основного капитала. Тем самым уменьшает сумму прибыли; облагаемой налогом, ускоряет оборот основного капитала. Налоговая система, построенная с учетом налоговых льгот и рациональных налоговых ставок, обеспечивает: - стимулирование производства, - увеличение налогооблагаемой базы.
Неоправданное увеличение ставок налогов способствует: - снижению объемов производства, - «уходу» от уплаты налогов (теневая экономика).
Примером крупномасштабных по стимулированию общей экономикой конъюнктуры, может служить крупное снижение налоговых ставок, в начале 80 – х г. XX в. в США. Теоретическое обоснование этой программы стали расчеты американского экономиста А. Лаффера.
Кривая Лаффера
М 400
200 L N
100
ста Ставки налога (%) 10 20 30 40 50 60 70
Кривая Лаффера дает ответ на вопрос, при какой ставке налога налоговые поступления будут максимальные (точка М). Из графика видно, что 200 тыс. $ может быть обеспечена при ставке налога в 10 – 65 % (точки L, N). При налоге в 35 % получены максимальные налоговые поступления 400 тыс. $. При повышении ставок налоговые поступления уменьшаются, так как снижаются стимулы к труду и предпринимательской деятельности и часть предпринимателей уходит в «тень».
Фискальная – (формирование доходов государства), Регулирующая – (стимулирование или сдерживание развития определенных сфер экономики), Перераспределительная - (перераспределение соображенных налоговых поступлений в пользу требующих финансирования программ).
Субъект налога (кто платит налог), юридическое и физическое лицо; Объект налога (за что платят), база для начисления налога – доход и имущество, товар, земля и т.д.), Источник налога (из чего платят), зарплата, прибыль, дивиденды), Ставка налога (размер налога), предельная, льготная, средняя, нулевая), Налоговые льготы – (уменьшение налоговых ставок или полное освобождение от налогов).
В РК налоговая система прошла три этапа реформирования. I Этап – Указом Президента «О создании государственной налоговой службы Каз. ССР» (1991 г.) создана главная государственная налоговая инспекция Каз. ССР; - принят пакет законодательных актов по налогам, - введено 16 общегосударственных и 27 местных налогов.
II Этап – 1995 г. Указом Президента РК, имеющим силу закона принят «Закон о налогах и других обязательных платежей в бюджет», - упрощена система налогообложения, - сокращено число налогов с 45 до 11; - введен НДС.
III Этап – (2001) – Принят новый Налоговый кодекс РК, который начал действовать с 1 января 2002 г. В нем: - число налогов – сокращено до 9; - введена единая ставка НДС, 16 % сейчас 15 % (вместо 20 % 10 %); - установлены требования к постановке на учет; - определены особенности налогообложения приоритетных отраслей экономики (аграрный сектор, малый бизнес, социальной сферы); - введено положение о международном налогообложении; - систематизированы основные налоговые положения; - введена самостоятельная часть, налоговое администрирование, где регламентированы взаимоотношения налоговых органов и налогоплательщиков; - закреплены правила государственной регистрации налогоплательщиков и постановки на регистрационный учет; - четко регламентированы виды налогового контроля; - введен налоговый режим по уплате корпоративного налога; - изменились ставки акцизов. Базовые ставки на акцизы устанавливаются на один год и могут корректироваться и т.д.
корпоративный подоходный налог (30 %);
индивидуальный подоходный налог (от 5 до 30 %);
налог на добавленную стоимость (НДС 15 %);
акцизы;
налоги и специальные платежи недропользователей (роялти, рента, бонус) (от 0 до 33 % за 1 барель).
социальный налог (от 11 до 22 %);
земельный налог; (от 0, 09 до 0, 96 т. базовая ставка м , 202, 65 т 1 га).
налог на транспортные средства;
налог на имущество (от 0, 1 % от стоимости имущества до 1 % 10 млн. тенге);
Финансовая политика государства имеет два аспекта: 1) регулирование бюджетных процессов. – Бюджетное равновесие достигается через бюджетную политику она предполагает секвестирование т.е. сокращение отдельных статей расходов государства в исключительных случаях: спаде производства, инфляции, обострении кризиса и т.д. 2) регулирование экономики с помощью - финансовых рычагов извлечения доходов, - снижения расходов.
Фискальная политика – это система регулирования, связанная с правительственными расходами и налогами.
Сглаживание колебаний экономического цикла, Повышение темпов экономического роста, Достижение высокого уровня занятости, Достижение умеренных темпов инфляции.
Дискреционная (активная) - сознательное манипулирование расходами (активная фискальная политика); - изменение трансфертных платежей; - манипулирование налогами посредством стимулирующих мер. Автоматическая (пассивная) - автоматическое изменение в уровне государственных проектов, - автоматическое изменение налогов и сборов. – Осуществляется при помощи а) изменения налоговых поступлений, б) выплат пособий по безработице, в) выплате субсидий фермерам и т.д. Политика государственных расходов и налогов: - важный инструмент государственного регулирования экономики и ее стабилизации; - воздействует на уровень совокупных расходов; на объем ВВП, занятость населения, регулирования спроса; - рост налогов ведет к сокращению. ВНП, снижение – к росту ВНП.
Дискреционная фискальная политика осуществляется через: - государственные закупки товаров и услуг; - государственные трансферты; - налоги.
Цели: - увеличение производства, - снижение безработицы, - снижение инфляции. Средства: - госрасходы, - налоги. Автоматические стабилизаторы - изменения в финансово – бюджетной политике направленные: - на стимулирование совокупного спроса во время спада, происходящие без каких-либо политических решений. Увеличение государственных закупок стимулирует спрос на товары и услуги, но оно же вызывает повышение процентной ставки, следствием чего становится сокращением спроса на товары и услуги. Эффект вытеснения -уменьшение спроса, вызванное повышением процентной ставки вследствие бюджетной экспансии.
|