Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Изменение технологий.
Величина трудового дохода
L S
Е W 0
Трудовой доход L Д
0 Количество труда Q0
L Д – кривая совокупного спроса на труд, положение, которое зависит от технологии и вещественного капитала, которыми располагает экономика.
L S – кривая предложения труда для упрощения предполагает, что эластичность предложения труда равно О, т.е. не зависит от зарплаты.
Пересечение кривых LД и LS определяет равновесный уровень реальной зарплаты W 0. Величина трудового дохода равна площади заштрихованной фигуры (OwoEQo), или произведению уровня равновесной зарплаты на число занятых (Wo X Qo).
К трудовому доходу относятся доходы всех лиц наемного труда, включая высший управленческий аппарат корпораций. Доля трудового дохода составляет 80 % совокупного дохода. Совокупные доходы населения формируются из разных источников и перераспределяется между семьями в зависимости от их величины и состава.
Персональное распределение доходов отличается значительной неравномерностью, измерить которую можно на основе методологии Перето – Лоренца – Джинни.
Еще в начале ХХ в. В. Парето на основе фактических данных о распределении доходов сформулировал закон, который назван «Закон Парето», согласно этому закону между уровнем доходов и числом их получателей существует обратная зависимость, иначе говоря, персональное распределение доходов устойчиво неравномерно, причем уровень неравномерности в распределении одинаков. По уровню доходов все семьи можно объединить в определенные доходные группы. Сопоставив долю каждой из групп в совокупном доходе, можно построить график, иллюстрирующий дифференциацию доходов. Если доходы распределяются равномерно, то каждая группа семей должна получить доход, соответствующий ее удельному весу, а график распределения доходов будет представлен биссектрисой ОА фактическое распределение доходов, отражается кривыми I, II, III. Чем ближе кривые фактического распределения к биссектрисе ОА, тем более равномерное распределение доходов имеется в действительности.
А
III II I
0 В 20 40 60 80 100 Кривые концентрации дохода (Лоренца). Если доходы распределяются равномерно, то каждая группа семей должна получить доход, соответствующий ее удельному весу, а график распределения доходов будет представлен биссектрисой ОА; фактическое распределение доходов отражается кривыми I, II, III. Чем ближе кривые фактического распределения к биссектрисе ОА, тем более равномерное распределение доходов имеется в действительности. Различие видов кривых фактического распределения связано с тем, что в них учитываются доходы I – до вычета налогов, II – после вычета налогов, III – с учетом трансфертных платежей. Обратная зависимость между относительными величинами дохода (богатства) и числом их получателей, выраженная графически, называется кривой концентрации, или кривой Лоренца. Степень неравенства (или степень концентрации) математически выражается площадью фигуры над кривой фактического распределения, соотнесенной с площадью треугольника ОАВ – индекс Джинни. Данная методология используется для оценки степени неравенства распределения доходов в различные периоды времени, между различными странами или группами населения. Величина доходов тесно связана с богатством и благосостоянием семей. Чем выше богатство, тем выше доходы от него. В различных странах соотношение между степенью дифференциации доходов и богатства различно. Дифференциация богатства растет. Причины неравенства доходов зависят от различия:
- в способностях, - образования, квалификации, - трудолюбия, - инициативности, - склонности к риску, - происхождения, - размера и состава семьи, - владении собственностью, - положения на рынке, - удачи, - везения и т. д. Совокупные доходы общества в целом и каждого из его членов есть показатель экономического благосостояния, а получаемые населением доходы составляют базу уровня жизни. Уровень жизни - это - обеспеченность населения жизненными благами, - степень удовлетворения потребности людей в определенных благах. Уровень жизни оценивается: - доходами населения, - условиями жизнедеятельности, - образом и систем жизни и т.д. Система показателей уровня жизни, рекомендованная ООН, включает 12 групп показателей. 1. Рождаемость, смертность, продолжительность жизни. 2. Санитарно – гигиенические условия жизни. 3. Потребление продовольственных товаров. 4. Жилищные условия. 5. Образование и культура. 6. Условия труда и занятость. 7. Доходы и расходы населения. 8. Стоимость жизни и потребительские цены. 9. Транспортные средства. 10. Организация отдыха. 11. Социальное обеспечение. 12. Свобода человека
Кроме того учитываются информационные показатели: - производство ВВП, НД на душу населения, - среднегодовые коэффициенты их роста, - свободное время и т.д.
По доходам население распределяется на: - низкодоходные группы, - среднедоходные группы, - высокодоходные группы,
Каждая из которой имеет свой рациональный потребительский бюджет. На основе анализа величины и структуры расходов низкодоходной группы населения рассчитывается бюджет минимума материального обеспечения и граница бедности. Минимальный потребительский бюджет как основа для идентификации бедности рассчитывается как бюджет физиологического минимума поддержания здоровья и благопристойности, как бюджет минимального достатка. Минимальный достаток – это те границы семейного дохода, за которыми не обеспечивается воспроизводство общественно – приемлемых условий существования, на его основе определяется порог бедности и рассчитывается прожиточный минимум. (В США это 1000 $).
Бедные семьи не однородны по сроку пребывания в стесненных условиях жизни. Условно можно выделить: хроническую (застойную), и текущую бедность.
В современных условиях государство вовлечено в перераспределение доходов: - через налоговую систему, - государственные трансферты (денежные и натуральные) - систему социального обеспечения, страхование и пр.
Социальная (охрана окружающей среды, защита прав потребителя и т.д.)
Материальная (объем НД и его доля которая перераспределяется через госбюджет).
Институциональная (организация процесса перераспределения и деятельность составляющих учреждений). Концептуальная (социальная политика государства).
Государственное перераспределение доходов осуществляется через бюджетно-финансовое регулирование. Государство в соответствии с приоритетами социальной политики и социальными программами предоставляет социальные выплаты в форме денежных и натуральных трансфертов и услуг.
Обеспечение системы эффективной занятости, подготовки и переподготовки кадров; Организация эффективной системы формирования доходов; Макроэкономическое регулирование процесса дифференциации в доходах и личном потреблении; Установление реального уровня прожиточного минимума и регулярная его индексация; Обеспечение социальной поддержки безработных.
|