Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Тема 14. Государство в рыночной экономике
Государство – это орудие политической власти. Возникло в результате общественного разделения труда, появления частной собственности, образования классов. Признаками государства являются: 1) наличие системы органов и учреждений, осуществляющих функции государственной власти; 2) право, закрепляющее определенную систему норм, санкционированных государством; 3) определенную территорию, на которую распространяется юрисдикция данного государства. Типы государств: рабовладельческое, феодальное, буржуазное и т.д. Каждому из этих типов соответствуют различные формы правления: абсолютная или конституционная монархия, республика. Государство -это стержень, существующей общественной системы, оно концентрирует власть, санкционирует существование всех других негосударственных институтов, - формирует принципы и организует формы общественной жизни, образует основу институциональной иерархии. Государственное регулирование экономики – это целенаправленный координирующий процесс управленческого воздействия правительства на отдельные сегменты внутреннего и внешнего рынков посредством микро– и макроэкономических параметров в целях достижения равновесного роста общей экономической системы С возникновением государства складывается сфера его экономической деятельности. Экономическая политика государства становится основным звеном и необходимым элементом рыночной системы. В силу этих обстоятельств государство становится предметом изучения экономической теории. Рынок: - не способствует сохранению не воспроизводимых ресурсов и защите окружающей среды; - не может регулировать использование ресурсов, принадлежащих всему человечеству (рыбные богатства океана); - не создает стимулы для производства товаров и услуг коллективного пользования; - не гарантирует право на труд, доходы, социальную защиту, - не обеспечивает развития фундаментальных исследований, - ориентирован на удовлетворении запросов тех, кто имеет деньги, - подвержен нестабильному развитию, инфляции, безработице и т.д. Поэтому государство призвано корректировать эти недостатки. Цель государственного регулирования экономики: (ГРЭ) – достижение экономической и социальной стабильности, - обеспечение национальных конкурентных преимуществ, экономической безопасности, - адаптация рыночного механизма к современным условиям. К объектам ГРЭ относятся: - национальная экономика, - отдельные секторы и регион, где возникают проблемы, не разрешаемые посредством рыночных регуляторов.
Полный государственный монополизм в управлении хозяйством (СССР). Сочетание рыночных и государственных регуляторов (Япония, Швеция, ФРГ, Австрия и др.) Крайний либерализм, не ограничение частного предпринимательства (США).
Эффективность ГРЭ возможно при наличии: сильной: - законодательной, - исполнительной, - судебной власти.
Правовой (установление государством правил «экономической игры» для фирм – производителей и потребителей. Форм и права собственности, условия заключения контрактов и функционирования фирм, взаимные обязательства в области трудовых отношений и др.) Административный (лицензирование, квотирование) и т.д. Государственный контроль над ценами, доходами, учетными вставками, валютным курсом, социальная защита. Экономический (воздействие на характер рыночных связей и расширения рыночного поля через влияние на совокупный спрос, совокупное предложение, степень концентрации капитала, структуризацию экономики, использование факторов экономического роста. С этой целью используется: - бюджетная и фискальная политика; - денежно – кредитная политика; - программирование; - прогнозирование и планирование. Финансовая политика предполагает использование бюджетно-налогового и фискального механизма для достижения национально – экономических и социальных целей. Денежно – кредитная политика предполагает использование метода косвенного воздействия нацбанка РК на элементы рыночного механизма и прежде всего оптимальность денежного обращения. Высшей формой государственного регулирования являются программирование и планирование. Программы бывают: обычные, целевые, чрезвычайные. Экономическая политика государства – это определенная регламентация норм, правил поведения хозяйственных субъектов посредством экономического инструментария. В кредитной политике: - нормирование банковских резервов; - варьирование учетной ставки банковского процента; - проведение операций на валютном рынке.
В бюджетной политике: - регулирование государственных расходов; - осуществление государственных закупок; - выпуск государственных внутренних займов; - поддержка и регламентирование государственного предпринимательства.
В фискальной политике: - регулирование налогообложения имущества граждан и юридических лиц; - введение муниципальных налогов.
В социальной политике: - регулирование минимальных ставок оплата труда; - установление размеров пенсий, пособий и т.д.
Во внешнеэкономической политике: - законодательное установление ставок таможенных пошлин, обменных курсов валюты; - использование иностранных займов, инвестиций, валютных ограничений.
|