Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
ВВЕДЕНИЕ. Для выполнения индивидуальной самостоятельной работыСтр 1 из 61Следующая ⇒
ОРГАНИЗАЦИОННОЕ ПОВЕДЕНИЕ
Учебное пособие Для выполнения индивидуальной самостоятельной работы
студентами очной и заочной форм обучения экономических специальностей
Калининград Издательство КГТУ УДК 338.639.2-3
УТВЕРЖДЕНО Ректором ФГОУ ВПО «Калининградский государственный технический университет»
АвторЫ: Заглада Тамара Павловна, к.э.н., доцент кафедры управление производством, Бобрик Жанна Валентиновна, исполнительный директор ООО «Курс и К».
Учебное пособие для выполнения индивидуальной самостоятельной работы студентами очно - заочной формы обучения экономических специальностей рассмотрено и одобрено кафедрой управление производством ФГОУ ВПО «Калининградский государственный технический университет» «___» ____ 2009 г., протокол № ___
Учебное пособие рассмотрено и одобрено методической комиссией экономического факультета ФГОУ ВПО «Калининградский государственный технический университет» «ря 2009 г., протокол №.
РецензентЫ: Алтунина Варвара Викторовна, к.э.н., доцент, ректор НОУ «Институт Европейская бизнес-школа Калининград» Степанова Людмила Алексеевна, к.э.н., доцент кафедры управления производством Калининградского государственного технического университета
© Калининградский государственный технический университет, 2009 г.
Цель дисциплины «Организационное поведение» – овладение теоретическими знаниями и практическими навыками организационного поведения личности и группы. В соответствии с этим в учебном пособии для выполнения индивидуальной самостоятельной работы представлен материал для изучения теоретических вопросов и выполнения практического задания. Это позволяет осуществлять текущий и итоговый контроль знаний, показывает умение студента применять теоретические навыки на практике. В теоретическом разделе рассмотрены вопросы сущности, личности как объекта организационного поведения, поведенческой стратегии и тактики, вербальных и невербальных методов общения, особенности группового поведения, конфликтных ситуаций, организационной культуры. В практической части даны «Методические указания для выполнения самостоятельной работы на тему: «Исследование организационной культуры предприятия и разработка мероприятий по повышению её эффективности», по которым проводится исследование на предприятии. Учебное пособие предназначено для студентов, аспирантов и преподавателей ВУЗов, предпринимателей, руководителей и менеджеров различных организаций и фирм. Оглавление ВВЕДЕНИЕ. 5 1. ОБЩИЕ ОРГАНИЗАЦИОННО – МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ.. 7 2. УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ.. 8 3. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ (текущий контроль знаний) 12 ТЕМА 1. СУЩНОСТЬ ОРГАНИЗАЦИОННОГО ПОВЕДЕНИЯ.. 12 ЗАДАН ИЯ К ТЕМЕ 1. 21 ТЕМА 2. ЛИЧНОСТЬ КАК ОБЪЕКТ И СУБЪЕКТ ОРГАНИЗАЦИОННОГО ПОВЕДЕНИЯ.. 25 ЗАДАНИЯ К ТЕМЕ 2. 35 ТЕМА 3. ПОВЕДЕНЧЕСКАЯ СТРАТЕГИЯ И ТАКТИКА.. 66 ЗАДАНИЯ К ТЕМЕ 3. 69 ТЕМА 4. ВЕРБАЛЬНЫЕ СПОСОБЫ ОБЩЕНИЯ.. 70 ЗАДАНИЯ К ТЕМЕ 4. 80 ТЕМА 5. НЕВЕРБАЛЬНЫЕ МЕТОДЫ В ОРГАНИЗАЦИОННОМ ПОВЕДЕНИИ.. 97 ЗАДАНИЯ К ТЕМЕ 5. 109 ТЕМА 6. ГРУППА КАК СУБЪЕКТ ОРГАНИЗАЦИОННОГО ПОВЕДЕНИЯ.. 119 ЗАДАНИЯ К ТЕМЕ 6. 136 ТЕМА 7. КОНФЛИКТНЫЕ СИТУАЦИИ И МЕТОДЫ ИХ ЛИКВИДАЦИИ.. 137 ЗАДАНИЯ К ТЕМЕ 7. 144 ТЕМА 8. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА.. 150 ЗАДАНИЯ К ТЕМЕ 8. 157 4. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ (итоговый контроль знаний) 158 5. ПРИЛОЖЕНИЯ К ПРАКТИЧЕСКОЙ ЧАСТИ (анкеты для проведения исследований) 185 6. ФОНД КОНТРОЛЬНЫХ ЗАДАНИЙ ДЛЯ ОЦЕНКИ ОСТАТОЧНЫХ ЗНАНИЙ.. 210 7. ПРИМЕРНЫЕ ВОПРОСЫ К ЗАЧЁТУ.. 226 8. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.. 228 ВВЕДЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННОЕ ПОВЕДЕНИЕ считается как научной, так и практической дисциплиной, которая базируется на сложной и обширной области знаний. Она находится на стыке нескольких наук: менеджмента, психологии, социологии, теории организаций и других и предполагает определенный уровень подготовки по каждой из них. По существу, слово «организационное» имеет два различных значения: одно относится к обособленному социальному коллективу, а другое – к организационным особенностям коллективов, но в любом случае объектом поведения являются работники организаций всех уровней и форм собственности. К объектам анализа относится личность и ее поведение в организации, власть и влияние, методы общения, групповое поведение, организационная культура. Цель дисциплины «Организационное поведение» – овладение теоретическими знаниями и практическими навыками организационного поведения личности и группы. Методология исследований базируется на диалектическом и культурно-историческом подходах к анализу управленческих и социально-психологических явлений в российской и зарубежной практике. Задачи изучения дисциплины: – систематизация, закрепление и расширение теоретических и практических знаний по специальности и применение этих знаний при решении конкретных управленческих задач; – владение теоретическими знаниями, практическими навыками и современными методами исследования в области организационного поведения; – развитие навыков самосовершенствования, самостоятельной работы и овладение методикой исследования личности; – подготовка студента к профессиональной, организационной, аналитической, конкретно-исследовательской деятельности в сфере управления коллективом. В результате усвоения дисциплины студент должен знать: – теоретические основы и закономерности поведения людей в организации; – социально-психологические качества личности и особенности их проявления в коллективе; – характеристику власти и лидерства, особенности поведенческой стратегии и тактики, управление поведением отдельных работников и групп в организации; – формирование команд и управление ими; – методы ликвидации конфликтных ситуаций; – отечественный и зарубежный опыт в области организационного поведения и культуры; – современные методы проведения исследований личности и коллектива. Уметь: – выявлять проблемы социально-психологического и организационного характера при анализе конкретных ситуаций, предлагать способы их решения и оценивать ожидаемые результаты; – эффективно мотивировать свой и чужой труд; – развивать личностные навыки и способности, а также потенциал работников, их способности проявлять себя в быстроменяющихся или критических ситуациях. Владеть: – современными бизнес-технологиями, разнообразными инструментами управления, с использованием которых он может изыскать для предприятия новые возможности развития и упрочить ее позиции в будущем; – навыками систематической работы; – методиками и методами исследований различных направлений организационного поведения; – культурой поведения, быть готовым к совместной деятельности с коллегами. 1. ОБЩИЕ ОРГАНИЗАЦИОННО – МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ Индивидуальная самостоятельная работа по дисциплине «Организационное поведение» выполняется в соответствии с учебным планом подготовки специалистов высшей квалификации по специальности 080502.65 – Экономика и управление на предприятии пищевой промышленности дневной формы обучения. Цель самостоятельной работы: – выработка навыков самостоятельного изучения предмета, усвоение его основных положений, выводов; – развитие умения применять полученные теоретические знания для решения практических задач; – приобретение опыта самостоятельного получения и накопления знаний, что крайне необходимо для специалиста высшей квалификации, работающего в условиях динамичной рыночной экономики. В ходе выполнения самостоятельной работы должны быть поставлены и решены следующие задачи: – углубленное знакомство с предметом обучения; – овладение навыками работы с учебной литературой; – выработка умения анализировать и обобщать теоретический и практический материал, использовать результаты анализа для принятия управленческих решений. – овладение методикой исследования коллектива и личности; – развитие умения выявлять проблемы социально-экономического, этического, морального характера при анализе конкретных ситуаций, предлагать способы их решения, оценивать ожидаемые результаты; – подготовка студента к профессиональной организационно-управленческой, проектно-аналитической, конкретно-исследовательской деятельности в сфере управления персоналом. Индивидуальная самостоятельная работа состоит из теоретической и практической частей, тестов для проверки остаточных знаний и вопросов для подготовки к зачёту. Первая часть выполняется студентами после изучения каждой темы. Выполнение заданий является текущим контролем знаний студентов. Вторая часть представляет собой итоговый контроль знаний студента и показывает умение студента применять теоретические навыки на практике. Тестовые задания позволяют выявить проблемы в усвоении учебной программы, проверить, насколько полно усвоен материал. При выполнении заданий необходимо изучить основы курса согласно учебного плана и программ, основную и дополнительную литературу. В конце методического указания представлены примерные вопросы к зачёту. Презентация индивидуальной самостоятельной работы является допуском к зачету. Сдача зачёта является заключительным этапом изучения дисциплины, поэтому индивидуальная самостоятельная работа должна быть выполнена и зачтена до зачёта.
|