Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Рыночный тип.
Люди такой ориентации считают, что личность оценивается как товар, который можно продавать или выгодно обменивать. Они заботятся о своей внешности, заводят нужные знакомства и готовы продемонстрировать любую личностную черту, которая повысила бы их шансы на успех при продаже себя потенциальным заказчикам. Их положительные качества - открытость, любознательность и щедрость. В противоположность непродуктивной ориентации, продуктивный тип представляет собой, с точки зрения Фромма, конечную цель в развитии человека. Этот тип независимый, честный, спокойный, любящий, творческими совершающий социально полезные поступки. По существу, продуктивная ориентация в гуманистической теории Фромма - это идеальное состояние человека. Фромм был убежден, что в результате коренной социальной реформы продуктивная ориентация может стать доминирующим типом в любом обществе. Такое общество ученый называл гуманистическим общинным социализмом. Большой вклад в разработку теории личности внес швейцарский ученый Карл Юнг (1875-1961). В отличие от Фрейда он утверждал, что содержание бессознательного есть нечто большее, чем подавленные сексуальные и агрессивные побуждения. Самый известный раздел теории личности Юнга - его классификация людей на интровертов и экстравертов. Экстраверсию и интроверсию некоторые исследователи трактуют как общительность и необщительность. Однако Юнг вкладывал в эти термины более широкие понятия. Человек-экстраверт ориентируется на внешний мир, на разнообразные объекты и людей, выражая в поведении потребность во внешней стимуляции. Поведение интроверта, наоборот, направлено на внутренние раздражители. Человек такого склада ориентируется на собственные чувства, воспоминания, внутреннюю жизнь. Экстраверты предпочитают работу, отличающуюся новизной, разнообразием. Если их работа слишком монотонна и однообразна, они ищут дополнительные раздражители и часто удовлетворяют свою потребность во внешней стимуляции с помощью межличностных и межгрупповых конфликтов. Совсем другие люди интроверты. Они предпочитают предсказуемости, порядок и стабильность на работе. Экстраверсия и интроверсия совмещаются в одной личности, но одна из них доминирует, определяя направленность человека. Для менеджера это означает, что разные люди контактируют с другими и с внешней средой так, как им удобнее, а значит с ними нужно обращаться по-разному. Огромная заслуга в привлечении внимания и разработке теории управленческих моделей принадлежит Дугласу МакГрегору. Учитывая различное отношение людей к работе, он выделил две теории: «Х «и «Y». Теория X представляет собой традиционный набор предположений о человеческой природе, и в частности о том, что большинство индивидов негативно относятся к труду и всеми силами стараются «увильнуть» от необходимости работать. Приверженцы Теории X утверждают, что работники склонны ограничивать свои трудовые усилия, неамбициозны и при возможности стремятся уклониться от ответственности. Считается, что они относительно эгоцентричны, безразличны к организационным нуждам и сопротивляются переменам, причем общепринятые поощрения не позволяют преодолеть естественную неприязнь к труду. Следовательно, для того чтобы добиться удовлетворительных показателей работы, к таким работникам (в соответствии с основными положениями Теории X и ее логикой) необходимо применять принуждение и расширять сферу контроля. Теория X отражает весьма распространенный взгляд управленцев на поведение работников. Теория У опирается на более гуманистический и поддерживающий подход к управлению трудовой деятельностью людей. Она предполагает, что человек отнюдь не является прирожденным лентяем, работа для него может быть источником вдохновения или наказания, превратится в столь же естественную потребность, как и развлечения, отдых или расслабление. В соответствии с Теорией У, потенциал среднего человека используется не в полном объеме, он стремится к ответственности и творческому решению задач.
|