Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Введение. Декан филологического факультетаСтр 1 из 4Следующая ⇒
Декан филологического факультета _________ проф. Т.А. Демешкина «__»___________2011 г. История зарубежной литературы второй половины xx века (1945-1990 гг.) Рабочая программа
Специальность 031000 — ФИЛОЛОГИЯ Статус дисциплины: Федеральный компонент направления Томск ОДОБРЕНО кафедрой русской и зарубежной литературы Протокол № 04/11 от «6» апреля 2011 г. Зав. кафедрой, профессор ___________ А.С. Янушкевич РЕКОМЕНДОВАНО методической комиссией филологического факультета Председатель комиссии, доцент _____________Т.Б. Банкова «__» _____________2011 г. Рабочая программа по курсу «История зарубежной литературы второй половины XX века (1945-1990 гг.)» составлена на основе требований Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 031000 – ФИЛОЛОГИЯ, утвержденного 10 марта 2000 г. Общий объем курса — 64 часа. Из них лекции — 32 часа, самостоятельная работа студентов — 32 часа. Зачет в восьмом семестре. СОСТАВИТЕЛЬ: Киселев Виталий Сергеевич — доктор филологических наук, доцент кафедры русской и зарубежной литературы. РЕЦЕНЗЕНТ: Доцент кафедры русской и зарубежной литературы Казаков А.А. I. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ Целью курса «История зарубежной литературы второй половины XX века (1945-1990 гг.)» является системное описание литературного процесса. Задачи курса: 1. выделить и описать значимые контексты литературного процесса второй половины XX века; 2. проявить неклассический характер бытования художественного произведения; 3. дать интерпретацию репрезентативных художественных произведений. Место курса: завершает изучение зарубежной литературы. Требования к уровню освоения курса сводятся к следующему. Студент должен знать: • тексты художественных произведений из списка литературы; • имена писателей и названия художественных произведений, получивших общественное признание во второй половине XX века; • основные идеи феноменологии и экзистенциализма; • основные положения концепций «театра абсурда» и «нового романа»; • социально-исторические и экономические факторы становления постмодернизма; • основные понятия, используемые при описании особенностей постмодернистской культуры и литературы. Студент должен уметь: • выделять и описывать в изучаемых произведениях новые предметы (что изображается) и новые формы (как изображается); • определять значение эстетических новаций с разных точек зрения (ретроспекция, интроспекция, синхронный контекст, парадигматика) и самостоятельно восполнять недостаток знаний; II. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА Введение Особенность историко-литературного курса, переходящего к изучению современного литературного процесса. Социально-исторические, научно-технические и культурные факторы развития мировой литературы во второй половине XX века. Литература среди других искусств. Европейская литература в период до 50-х годов XX века. Основные формы проявления кризиса в европейской культуре в период, предшествующий Второй мировой войне, и в первое послевоенное десятилетие. Литература и философия экзистенциализма. Причины появления экзистенциальной философии. Экзистенциализм и феноменология: концепция мира и человека, основные идеи и категории, актуальные для художественного творчества. Особенности развития экзистенциальной литературы и философии во Франции. Творчество Л.-Ф. Селина как художественно-интуитивное воплощение философских открытий экзистенциализма. Творчество Ж.-П. Сартра. Сартр как философ. Актуальные категории его философии. Роман «Тошнота» как роман-познание и роман-теза. Основные этапы распада логоцентричного мира в представлении автора и варианты описания абсурда Рокантеном. Функции второстепенных героев. Задачи дневниковой формы. Творчество А. Камю. Камю как неакадемический философ. Эссеистика и циклизация в творчестве Камю. Основания полемического отношения к роману Сартра «Тошнота». Воплощение концепции абсурдного произведения в «Постороннем». Антипсихологизм главного героя. Концепция «таковости» существования. Смысл членения произведения на две части. Роман «Чума» как часть цикла бунта. Различие цикла абсурда и цикла бунта. Воплощение неоклассицистических принципов искусства в поэтике романа. Многозначность образа чумы и смысл ее определений рассказчиком. Хроникальный аспект романа и этапы абсурдизации существования человека. Модель абсурда в романе и смысл бунта с точки зрения обратной зависимости.
|