Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Теоретические основы организации предметно-развивающей среды в ДОУСтр 1 из 5Следующая ⇒
Виноградова, Н. А. Сюжетно-ролевые игры для старших дошкольников: практическое пособие / Н. А. Виноградова, Н. В. Позднякова. — М.: Айрис-пресс, 2008. — 128 с. — (Дошкольное воспитание и развитие).
Предисловие Современная система дошкольного образования в настоящее время находится в состоянии обновления и развития. Она гибко реагирует на потребности общества и личности. Важной задачей дошкольных образовательных учреждений (ДОУ) становится совершенствование педагогического процесса и повышение качества образовательной работы с детьми посредством организации развивающей среды, обеспечивающей творческую деятельность каждого ребенка, позволяющей ему проявить собственную активность и наиболее полно реализовать себя. Государственный стандарт дошкольного образования (Временные (примерные) требования к содержанию и методам воспитания и обучения, реализуемым в ДОУ) — документ, обязательный для всех ДОУ, работающих в рамках любой программы. В нем разработаны требования к образовательным программам, одним из которых является требование к организации развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ, являющейся неотъемлемым компонентом педагогического процесса. Среда является основным средством развития личности ребенка и источником его знаний и социального опыта. Научные исследования акцентируют внимание на построении предметно-развивающей среды и дают рекомендации по ее организации в педагогическом процессе с опорой на личностно-, ориентированную модель взаимодействия детей и взрослых. Данная проблема разрабатывалась рядом известных психологов и педагогов (Т. В. Антонова, О. В. Артамонова, Т. Н. До-ронова, Е. В. Зворыгина, Н. Т. Гринявичене, Л. М. Кларина, В. И. Логинова, С. Л. Новоселова, Г. Н. Пантелеев, Л. Н. Пантелеева, Л. А. Парамонова, В. А. Петровский, Л. А. Смывина, Л. П. Стрелкова и др.). Особое значение в ДОУ придается предметно-игровой среде, так как основным видом деятельности ребенка является игра, и ее влияние на разностороннее развитие личности трудно переоценить. Большое разнообразие игр детей в дошкольном учреждении должно быть обеспечено созданием предметно-игровой среды. На современном этапе в педагогическом процессе игре уделяется недостаточно внимания, так как задача интеллектуального развития является приоритетной. Создавая предметно-игровую среду в ДОУ, воспитатели тем самым могут способствовать игровой деятельности ребенка, а значит, и влиять на развитие его личности. Эффективность влияния предметно-игровой среды на личность ребенка в ДОУ в значительной степени зависит от способности педагогов целесообразно ее организовать. Актуальность данной проблемы заставила нас задуматься о создании методического пособия «Предметно-игровая среда как средство развития игровой деятельности старших дошкольников». Целью его разработки стало изучение влияния предметно-игровой среды на развитие игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста и определение педагогических условий ее организации. Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи: • на основе научных и психолого-педагогических источников проследить становление воззрений на предметно-развивающую и предметно-игровую среду, теоретически обосновать подходы к ее организации; • опытно-экспериментальным путем выявить воздействие предметно-игровой среды на развитие игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста; • определить педагогические условия организации предметно-игровой среды в ДОУ. Базой исследования был ГОУ детский сад № 1917 Северного окружного управления образованием Департамента образования г. Москвы. В связи с этим авторы выражают глубокую признательность администрации и педагогическому коллективу детского сада.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ДОУ
|