![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Психолого-педагогическое обоснование необходимости создания предметно-развивающей среды в ДОУ
Образовательная (развивающая) среда, по определению В. А. Левина, — это система влияний и условий формирования личности, а также возможностей для ее развития, содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении. Предметно-развивающая среда — составная часть развивающей среды дошкольного детства. Современный философский взгляд на предметно-развивающую среду предполагает понимание ее как совокупность предметов, представляющую собой наглядно воспринимаемую форму существования культуры. В предмете запечатлен опыт, знания, вкусы, способности и потребности многих поколений. Через предмет человек познает самого себя, свою индивидуальность. Психологи связывают механизм воздействия среды на личность с понятием «социальная ситуация развития», то есть своеобразным, соответствующим возрасту отношением между ребенком и окружающим его миром. Ребенок находит свою вторую жизнь в предметах культуры, в образе взаимоотношений людей друг с другом (А. С. Выготский, Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов). От того, в каких взаимоотношениях со средой находится ребенок, с учетом изменений происходящих в нем самом и в среде, зависит динамика его развития, формирование качественно новых психических образований. Отношение ребенка к среде определяет и его активность в ней. В связи с этим психология понимает среду как условие, процесс и результат творческого саморазвития личности (А. Н. Леонтьев).
Воспитательный потенциал среды многоаспектен: это — и условия жизнедеятельности ребенка(В. С. Библер), формирование отношения к базовым ценностям, усвоение социального опыта, развитие жизненно необходимых качеств (Л. П. Буева, Н. В. Гусева); это — и способ трансформации внешних отношений во внутреннюю структуру личности (А. В. Мудрик), удовлетворение потребностей субъекта, в частности потребности в деятельности. Таким образом, среда — это поле социальной и культурной деятельности, образ жизни, сфера передачи и закрепления социального опыта, культуры и субкультуры, развития творчества. Формирование «образа среды» является важной задачей педагогики, так как способствует, в свою очередь, формированию у каждого человека представления о цели жизни. Взаимодействие субъекта со средой, подчеркивает Д. Б. Эльконин, — это процесс создания или преобразования среды и ее освоение. Среда создается только в результате деятельности, а освоение ее субъектом осуществляется через эстетическое, познавательное, оценочное и другие виды отношений и взаимодействий. Воспитательно-образовательная система детского сада включает в себя и развитие широкого круга детских интересов и форм деятельности. Это и элементарные формы бытового труда и самообслуживания, и конструктивная деятельность с включением простейших трудовых умений, и разнообразные формы продуктивной деятельности, и занятия по ознакомлению с окружающими ребенка явлениями природы и общества, и различные формы эстетической деятельности, и элементарные формы учебной деятельности по овладению чтением, письмом, началами математики и, наконец, ролевая игра. В дошкольном возрасте поведение ребенка, указывает А. Н. Леонтьев, опосредуется образом действий взрослого. Взрослые, их отношения к предметам и друг к другу опосредуют отношение ребенка к предметам и другим людям. Ребенок не только видит отношение взрослых к предметам и друг к ДРУгу, но и хочет действовать, как они. Это новое отношение между ребенком и взрослым, при котором образ взрослого ориентирует действия и поступки ребенка, служит основой всех новообразований личности ребенка дошкольного возраста. Таким образом, формирование произвольных действий и поступков — процесс возникновения нового типа поведения, который может быть назван личностным, то есть опосредуемым ориентировочными образцами, содержанием которых являются отношения взрослых к предметам и друг к другу. Таким образом, в дошкольном возрасте интенсивно усваиваются образцы поведения взрослых и формируются механизмы личностного поведения. Развивающая предметная среда как система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития, предполагает единство социальных и предметных средств обеспечения разнообразной деятельности ребенка. Это действенное средство обогащенного развития специфических детских видов деятельности (прежде всего, игры) в дошкольный, имеющий непреходящую ценность, период жизни ребенка (А. В. Запорожец, С. Н. Новоселова). Предметный мир, осознаваемый ребенком, все более расширяется для него. В этот мир входят предметы, которые составляют ближайшее окружение ребенка, предметы, с которыми может действовать и действует сам ребенок, а также и другие окружающие его предметы. Для ребенка на этой стадии его психического развития еще не существует отвлеченной теоретической деятельности, отвлеченного созерцательного познания, и поэтому осознание выступает у него, прежде всего, в форме действия. Ребенок, осваивающий окружающий его мир, — это ребенок, стремящийся действовать в этом мире. Поэтому ребенок в ходе развития познания им предметного мира стремится вступить в действенное отношение не только к непосредственно доступным ему вещам, но и к более широкому миру, то есть стремится действовать, как взрослый (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев). Д. Б. Эльконин считал, что процесс овладения предметными действиями, то есть действиями с вещами, имеющими определенное общественное, строго фиксированное значение, происходит у ребенка только в совместной деятельности со взрослыми. Лишь постепенно взрослые передают ребенку весь процесс осуществления действия, и он начинает выполняться самостоятельно. Всякое предметное действие, производимое ребенком, особенно в ходе его формирования, не только направлено на получение определенного материального результата, но, что не менее важно, опосредовано теми отношениями взрослого к ребенку, которые могут возникнуть в ходе или в конце выполнения действия. В ходе выполнения предметных действий ребенок прежде усваивает общую схему действия с предметом, связанную с его общим назначением, и лишь затем происходит прилаживание отдельных операций к физической форме предмета и условия осуществления действий с ним. А. П. Усова считает, что деятельность ребенка в игре развивается в направлении изображения различных действий («плавает», «стирает», «варит» и т. д.). Изображается само действие. Деятельность детей принимает характер строительный — возникают строительно-конструктивные игры (в них нет ролей). Наконец, выделяются игры ролевые, где ребенок создает тот или иной образ. Игры эти идут по двум заметным руслам: игры режиссерские, когда ребенок управляет игрушкой (действует через нее), и игры, где роль выполняется лично самим ребенком («мама», «продавец» и т. д.). Усова также отмечает, что в процессе освоения предметных действий наблюдается постепенное изменение роли материала (и игрушек) в играх. У трех-, четырехлетних детей материал в значительной степени направляет тему игры. Позднее дети приписывают материалу желаемые для них свойства. Старшие дошкольники охотнее играют в игрушки. Предметно-пространственная среда в каждой возрастной группе детского сада должна иметь отличительные признаки, а именно: для детей третьего года жизни — это достаточно большое пространство для удовлетворения потребности в активном движении; в группе четвертого года жизни — это насыщенный центр сюжетно-ролевых игр с орудийными и ролевыми атрибутами; в отношении детей среднего дошкольного возраста необходимо учесть их потребность в игре со сверстниками и особенность уединяться; в старшей группе чрезвычайно важно предлагать детям игры, развивающие восприятие, память, внимание и т. д. По мере взросления (развития) детей предметно-пространственная среда определяется сначала самим воспитателем с учетом интересов детей младшего возраста, со средней группы она организуется воспитателем вместе с детьми, старшие дети сами создают и изменяют ее с точки зрения своих детских интересов. Вместе с тем предметно-пространственная среда должна ориентироваться на «зону ближайшего развития» ребенка и содержать как предметы и материалы, известные детям, так и те, которыми он овладевает с помощью взрослого, и, наконец, совсем незнакомые ему элементы среды. По мере исчерпаемости «зоны ближайшего развития» ребенка предметно-пространственная среда соответственно обновляется (Г. Ю. Максимова). Е. А. Лазарь определяет следующие типы взаимодействия со средой, влияющие на характер самоопределения личности. Неадекватный тип характеризуется несоответствием требований среды уровню развития личности и включает такие виды взаимодействия, когда личность противостоит «обедненной» среде, пытаясь ее изменить; когда масштабы среды превосходят уровень самой личности, которая вынуждена подчиняться среде; когда среда выступает компенсацией жизни. Адекватный тип взаимодействия среды и личности характеризуется гармонией между образом жизни и средой, удовлетворенностью личности в своей среде. Предметно-пространственная среда — это условие рассмотрения возможностей ребенка в направлении универсальности как ключевого ориентира человеческого развития, заданного самим ходом культурно-исторического процесса. Одна из задач педагогики развития — выработка у ребенка способности творчески осваивать и, главное, перестраивать новые способы деятельности в любой из исторически очерченных сфер человеческой культуры. Предметно-пространственная среда — это одно из условий разворачивания психического развития ребенка изначально как процесса саморазвития. Поэтому и организовать среду необходимо таким образом, чтобы ребенок с самого начала располагал необходимыми «степенями свободы» не только в проявлении уже сложившихся у него духовно-практических возможностей, но и в освоении новых возможностей и горизонтов развития (Н. Н. Поддъяков, В. Кудрявцев). Следует отметить, что исследователи по-разному подходят к вопросу о содержании развивающей среды. Одни утверждают, что элементами развивающей среды является мир природы и людей, предметно-пространственное окружение (Н. А. Вет-лугина, Л. М. Кларина); другие — что компонентами среды выступают не только игрушки, обучающие материалы, спортивный инвентарь, но и все то, что образует содержание деятельности ребенка (В. Кудрявцев). Авторы программы «Истоки» характеризуют среду с позиции базовых компонентов, необходимых для полноценного физического, эстетического, познавательного и социального развития детей. К ним относятся природные объекты, культурные ландшафты, физкультурно-игровые и оздоровительные сооружения, предметно-игровая среда, детская библиотека, игротека и видеотека, дизайн-студия и музей, музыкально-театральная среда, предметно-развивающая среда занятий, компьютерно-игровой комплекс и др. Изучая вопрос организации развивающей среды и ее влияния на развитие умственных, психических и личностных качеств дошкольников, необходимо точно определить функции развивающей среды. Предметно-пространственная среда необходима детям, прежде всего, потому, что выполняет по отношению к ним информационную функцию — каждый предмет несет определенные сведения об окружающем мире, становится средством передачи социального опыта. Так, игровые компьютеры, электронные, механические игрушки приближают к современной науке и технике, расширяют технический кругозор; репродукции, эстампы, этюды, скульптура обеспечивают художественное восприятие, которое впоследствии становится основой эстетических суждений; предметы театрализованной и музыкальной деятельности открывают дорогу в мир сцены, песни, музыки; комната интеллектуального развития (типа лаборатории, оснащенной емкостями для исследования воды, теста из песка, глины, муки), разнообразные предметы для проведения опытов без приборов (воздушные шары, расчески, щетки, пуговицы и т. д.), игрушки для подгонки форм, нанизывания обеспечивают познание мира, его устройства на основе естественных и созданных материалов, т. е. предоставляют «ключ» к освоению действительности, законов ее организации. Наконец, продукты творческой деятельности, удовлетворяющие потребности человека, раскрывают детям мир людей, социальную природу результатов их труда. Предметы — это яркий источник познания взрослого, его личностных и деловых качеств. Не менее важное значение имеет и стимулирующая функция среды. Среда развивает ребенка только в том случае, если она представляет для него интерес, подвигает его к действиям, исследованию. Статичная, «застывшая» среда не может активизировать ребенка, вызвать у него желание действовать в ней. Следовательно, такая среда не просто не развивает, а отрицательно влияет на ребенка. Развивающая среда должна быть мобильной и динамичной. В ее организации педагогу необходимо учитывать «зону ближайшего развития», возрастные и индивидуальные особенности ребенка, его потребности, стремления и способности. Кроме того, предметно-пространственное окружение, воздействуя на эмоции детей, побуждает их к деятельности. Так, спортивное оборудование, инвентарь приобщают к физической, оздоровительной деятельности, в процессе которой у ребенка вырабатывается позиция по отношению к своему здоровью, гигиене тела, двигательным умениям и навыкам; различные инструменты (уже с первой младшей группы) — мелки, краски, кисти, сангина, пастель, карандаши, фломастеры, глина, рисовальная «стена творчества», включая грифельную доску, оргстекло, ватман, ткань, — позволяют в продуктивной деятельности отражать собственное художественное восприятие, видение мира, его понимание. Необычные сказочные герои, «живущие» в группе, побуждают детей в практической деятельности реализовывать понимание эмоциональных категорий, эмоционального состояния человека (радость, грусть, гнев, печаль, страх, удивление, злость, доброта и т. п.); кроссворды, лабиринты, головоломки, предметы-заместители, развивающие дидактические и настольно-печатные игры вводят в активную познавательную деятельность (О. В. Артамонова). Развивающая функция предметной среды требует для своей реализации сочетания традиционных и новых, необычных компонентов, что обеспечивает преемственность развития деятельности от простых ее форм к более сложным. Эта среда должна отвечать критериям функционального комфорта и основным положениям эргономики развивающейся детской деятельности. Для того чтобы правильно организовать развивающую среду, необходимо владеть знаниями о принципах, на основе которых проходит ее организация. Наукоемкие проекты организации развивающей среды разработаны коллективами психологов и педагогов под руководством В. А. Петровского, С. Л. Новоселовой и др. В данных проектах дается психолого-педагогическое обоснование необходимости организации развивающей среды и рассматриваются ее основные принципы. В.А.Петровский, Л.М.Кларина, Л.А.Смывина, Л.П.Стрелкова в своей работе «Построение развивающей среды в дошкольном учреждении» предлагают концепцию построения развивающей среды для организации жизни детей и взрослых в современной системе дошкольного образования. Авторы концепции убедительно доказывают, что окружающая ребенка среда имеет приоритетное значение для его развития. И, прежде всего, она должна обеспечивать безопасность жизни детей, способствовать улучшению здоровья и закаливанию организма, а неизменным условием построения развивающей среды является опора на личностно-ориентиро-ванную модель взаимодействия между людьми. Мощным обогащающим фактором детского развития, утверждает С. Л. Новоселова, является социокультурное окружение и его предметные среды. Каждый ребенок в своем развитии испытывает несомненное влияние семьи, ее быта, культурных предпочтений и формы занятости старших, содержание семейных досугов. Детский сад как образовательный центр всегда несет в себе не только заряд «запрограммированной» культуры, но и испытывает влияние социума. Все эти среды: семейный дом, детский сад, микрорайон, город, природные и парковые ландшафты могут стать источником обогащения опыта детской деятельности, психики, личности. Вместе с тем каждый возраст берет извне для себя то, что нужно именно ему. В концепции развивающей предметной среды С. Л. Новоселова определяет развивающую предметную среду как систему материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующую содержание развития его духовного и физического облика. Обогащенная среда предполагает единство социальных и природных средств обеспечения разнообразной деятельности ребенка. Основными элементами предметной среды являются архитектурно-ландшафтные и природно-экологические объекты, художественные студии, игровые и спортивные площадки и их оборудование; крупногабаритные, сомасштабные росту ребенка конструкторы (модули); тематические наборы игрушек, пособий; аудиовизуальные и информационные средства воспитания и обучения. Оснащение воспитательно-образовательного процесса того или иного учреждения образования, указывает автор, формируется в прямой зависимости от содержания воспитания, возраста, опыта и уровня развития детей и их деятельности. В концепции определены требования к развивающей предметной среде ДОУ: • система предметной среды должна учитывать возрастные Интересы развития детской деятельности (создавать условия для полноценного развития ведущих видов деятельности, но при этом учитывать особенности развития других ее видов);
• соответствие предметной среды возможностям ребенка, т. е. создание через предметную среду зоны ближайшего психического развития (Л. С. Выготский); • соответствие среды структуре когнитивной сферы ребенка, т. е. содержать как консервативные компоненты, так и проблемные, подлежащие исследованию (Н. Н. Поддъ-яков); • предметная среда, в которой действует ребенок, должна быть для него неисчерпаема, информативна, удовлетворять потребности ребенка в новизне, преобразовании и самоутверждении.
Таким образом, психолого-педагогические основы развивающего образования и основы организации развивающей среды, применительно к дошкольной ступени, освещены в трудах отечественных ученых двадцатого столетия: Н.А. Ветлугиной, Л. А. Венгера, Л. С. Выготского, А. В. Запорожца, А. П. Леонтьева, С. Л. Новоселовой, В. А. Петровского, Н. Н. Поддъякова, С. Л. Рубинштейна, Л. П. Стрелковой, Д. Б. Элъконина и др. Данные психолого-педагогических исследований позволяют сделать вывод о том, что организация предметно-развивающей среды является непременным элементом в осуществлении педагогического процесса, носящего развивающий характер. Так как, с точки зрения психологии, среда — это условие, процесс и результат саморазвития личности; а с точки зрения педагогики, среда — это условие жизнедеятельности ребенка, формирования отношения к базовым ценностям, усвоения социального опыта, развития жизненно необходимых личностных качеств, способ трансформации внешних отношений во внутреннюю структуру личности, удовлетворения потребностей субъекта. Предметно-развивающая среда должна служить интересам и потребностям ребенка, обогащать развитие специфических видов деятельности, обеспечивать «зону ближайшего развития» ребенка, побуждать делать сознательный выбор, выдвигать и реализовывать собственные инициативы, принимать самостоятельные решения, развивать творческие способности, а также формировать личностные качества дошкольников и их жизненный опыт. Она должна быть разнообразной, насыщенной, нестандартной, изменчивой.
Педагогические принципы и подходы к организации предметно-развивающей среды в детском саду Большинство ученых, занимающихся изучением проблемы среды, единодушны во мнении, что качество воспитательно-образовательного процесса, повышение развивающего его эффекта во многом зависит от организации предметно-развивающей среды и жизненного пространства в групповой комнате с целью обеспечения свободной самостоятельной деятельности и творчества детей. В настоящее время проблема организации развивающей среды ДОУ отражена в исследованиях Н. Д. Епанчинцевой, Н. Ф. Комаровой, С. Л. Новоселовой, Л. Одинцовой, Л. А. Парамоновой, В. А. Петровского, О. Р. Радионовой и др. В методических рекомендациях С. Л. Новоселовой содержатся научные психолого-педагогические основы и положения концепции развивающей предметной среды детства, практические советы, адресованные руководителям ДОУ и дизайнерам, участвующим в проектировании развивающей предметной среды в ДОУ. Автор подчеркивает, что при создании предметной среды необходимо исходить из эргономических требований к жизнедеятельности, учитывающих антропометрические, физиологические и психологические особенности обитателя этой среды. Они заключаются в следующем: • развивающий характер предметной среды; • деятельно-возрастной подход; • информативность среды; • обогащенность, наукоемкость, наличие природных и социокультурных средств, обеспечивающих разнообразие деятельности ребенка и его творчество; • вариативность; • сочетание традиционных и новых компонентов; • обеспечение составных элементов среды, соотносимости с макро- и микропространством деятельности детей; • обеспечение комфортности, функциональной надежности и безопасности; • обеспечение эстетических и гигиенических показателей. Решению проблемы создания развивающей среды в ДОУ будут способствовать новые подходы к формированию структуры здания, свободной от планировки, взаимосвязи внутренних и внешних сред, системе трансформирующегося оборудования и мебели, проектированию и размещению функциональных помещений как базовых компонентов развивающей предметной среды. Перечень последних разнообразен и может быть продолжен в зависимости от региональных, этно- и социокультурных, природно-климатических и других особенностей, указывает С. Л. Новоселова. Авторы программы «Истоки» отмечают такие существенные принципы в организации развивающей среды, как: • принцип обогащенности; • принцип наукоемкости; • принцип использования природных и социокультурных средств; • принцип обеспечения разнообразия деятельности ребенка; • принцип предоставления ребенку условий для творческого и духовного развития. В.А.Петровский, Л.М.Кларина, Л.А.Смывина, Л.П.Стрелкова в своей работе «Построение развивающей среды в дошкольном учреждении» предлагают следующие принципы построения развивающей среды в дошкольных учреждениях: • принцип дистанции, позиции при взаимодействии; • принцип активности, самостоятельности, творчества; • принцип стабильности, динамичности; • принцип компенсирования и гибкого зонирования; • принцип эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого; • принцип сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды; • принцип открытости — закрытости; • принцип учета половых и возрастных различий детей. Авторы предлагают и возможные пути реализации данных принципов в ходе организации среды в ДОУ. Они считают, что особенности предметно-пространственной среды определяются не только общими принципами и требованиями к ее организации и содержанию, но и спецификой личностно ориентированной модели, в контексте которой она реализуется. Психолог С. Зайцев в своей работе «Развивающая среда: принципы организации, вариативность и изменчивость» отмечает, что при создании развивающей среды необходимо придерживаться трех основных принципов: безопасности и личного комфорта для каждого ребенка; вариативности и многообразия форм, средств и материалов; изменчивости развивающей среды. Он отмечает, что при создании среды необходимо выполнять ряд условий: • соблюдать необходимые требования к освещению и вентиляции; • мебель должна соответствовать росту детей; • соблюдение условий гигиены (помимо основных — раковина, мыло и пр., наличие емкости с водой для питья), наличие у каждого ребенка места для хранения его гигиенических принадлежностей; • обеспечение потребности ребенка в «личном пространстве»; • обеспечение ребенку возможности заниматься разными видами игры; • многообразная развивающая среда должна иметь четкую и понятную детям организацию: дети должны быть в курсе изменений среды, знать, где находятся и как используются те или иные материалы; в группе должны быть открытые полки и шкафы с соответствующей маркировкой (на банк. ~ с цветными карандашами должна быть надпись К.) Ребенок будет чувствовать защищенность, будет иметь возможность активно действовать, воспринимать и изменять среду, обогащая свой личностный опыт. С. Зайцев выделил всего три принципа организации развивающей среды, хотя их, конечно, намного больше. Так! В. Кудрявцев подчеркивал, что главное требование к развивающей среде ДОУ —это ее адекватность творческому характеру Деятельности ребенка и то, что при организации полноценной развивающей среды в ДОУ необходимо соблюдать следующие нормативные параметры среды, диалогический режим функционирования; • необыденность; • четкая оформленность в среде предметных источников развития; • многофункциональность; • приспособленность к нуждам совместной деятельности детей и взрослых. О. В. Артамонова считает, что в процессе организации предметно-пространственной среды необходимо пользоваться принципами, разработанными под руководством В. А. Петровского. У нее данные принципы имеют несколько иные названия (статичность и подвижность предметного окружения; гибкость зонирования предметно-пространственного окружения; комфортность предметно-пространственной среды; открытость — закрытость предметно-пространственного окружения; способность предметно-пространственной среды обеспечить развитие половых различий), но их содержание остается прежним. Таким образом, разработанные принципы построения развивающей среды помогут руководителям и воспитателям создавать адекватную среду в ДОУ, обеспечивающую ребенку условия для саморазвития и проявление творчества, а также единства развивающей предметной среды.
|