Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Внутренняя политика правительства после Тильзитского мира. Деятельность М.М. Сперанского[3].






В 1807 г. на арену политической жизни страны выдвинулся Михаил Михайлович Сперанский (1772-1839). Историческая значимость того, что сделано Сперанским, определяется не только, разработкой им далеко идущих планов госу­дарственного преобразования России, но и его многогранной деятель­ностью политика-практика, талантливого администратора, а также кодификатора законов и теоретика права.

Выходец из семьи бедного сельского священника Владимирской губернии, Сперанский, благодаря своему выдающемуся уму, энцик­лопедической эрудиции, энергии и необычайной работоспособности, быстро сделал блестящую служебную карьеру. Службу он начал еще при Павле I в должности начальника канцелярии генерал-­прокурора. В 1803 г. Сперанский уже директор одного из департа­ментов Министерства внутренних дел, которым управлял тогда К П. Кочубей.

Поворот в дальнейшей карьере Сперанского произошел в связи со следующим событием. В конце 1806 г. Кочубей, будучи больным, вместо себя с докладом по министерству послал к императору Спе­ранского. Доклад произвел самое благоприятное впечатление на Александра I, который был изумлен его ясностью и изяществом стиля, а после беседы со Сперанским сразу оценил его незаурядный ум. Сна­чала Александр приблизил к себе Сперанского как " делового секрета­ря", а затем сделал его своим ближайшим помощником - стал давать ему и более важные поручения, брать с собой в частые поездки.

1808-1811 г. - время могущества и славы Сперанского, кото­рый в это время был фактически вторым, после императора, лицом в государстве, вершителем внутренней политики и автором многих задуманных или проведенных преобразований.

В конце сентября 1808 г. Александр I, отправляясь на встречу с Наполеоном в г. Эрфурт, взял с собой Сперанского. Здесь Сперанский имел несколько " приватных" бесед с Наполеоном, который после от­зывался о Сперанском как о " единственно светлой личности" в России. По возвращении из Эрфурта Сперанский становится наиболее приближенным к императору лицом.

В декабре 1808 г. Александр I поручил ему составление плана государственного преобразования России. Сперанский весь ушел в дело, отдавая ему всю силу своего ума. В октябре 1809 г. проект под названием " Введение к уложению государственных законов" был готов и представлен императору.

В основу государственного устройства страны по проекту Спе­ранского был положен принцип разделения властей - на законодательную, исполнительную и судебнуюпри верховенстве власти самодержавного монарха. План предлагал четкую структуру всех трех видов власти на всех уровнях, начиная с волости - первичной адми­нистративной единицы. В волостном центре один раз в три года созы­вается первое звено местного распорядительного органа власти ­ Волостная дума, в которую избираются представители от всех вла­дельцев недвижимой собственности (независимо от сословной при­надлежности), а также от казенных крестьян из расчета один пред­ставитель от 500 душ муж. пола. Волостная дума избирает своего председателя, секретаря; а также депутатов в Окружную думу. В центре округа - окружном городе (в составе губернии предполагалось образовать от двух до пяти округов) созывается также один раз в три года Окружная дума, которая избирает, помимо председателя, главного секретаря, Окружной совет, Окружной суд и депутатов в Губернскую думу. Точно так же один раз в три года в губернском городе созывается Губернская дума, избирающая председателя, Губернский совет, Губернский суд и депутатов в высший представительный орган империи - Государственную думу (она называлась также Думой империи). Председатель (или канцлер) Думы назначался императо­ром из числа представленных ею трех кандидатов. В системе высших органов власти Государственная дума занимает положение, равное Сенату. За императором закрепляется право прервать сессию Думы или распустить ее, назначив новые выборы. Государственная дума, по проекту Сперанского, не обладала законодательной инициативой. Последняя - прерогатива " одной державной власти", т. е. императо­ра, который и вносил на ее обсуждение законопроекты. На основе принципа выборности формировались первые три инстанции исполнительной власти - волостные, окружные и губер­нские правления, избиравшиеся на волостных, окружных и губернс­ких собраниях. Высшей исполнительной властью являлись министерства; министры и их " товарищи" (заместители) назначались императором. Принцип выборности был положен и в основу формирования судебной власти; волостные, окружные и губернские суды избирались соответственно волостны­ми, окружными и губернскими собраниями. Окружные и губернские суды состояли каждый из уголовного и гражданского отделений. В первых трех судебных инстанциях вводились суд присяжных засе­дателей и гласное судопроизводство. Высшей судебной инстанцией являлся Сенат Судеб­ный (при сохранении и Сената Правительствующего).В составе его были два департамента по гражданским и два по уголовным делам (по каждому из них в Петербурге и Москве). Сенат Судебный был выс­шей контрольной, кассационной и апелляционной инстанцией в им­перии. В него императором назначались лица из представленных губернскими думами кандидатов.

Высшим органом, призванным координировать деятельность законодательной, исполнительной и судебной властей, являлся Государственный совет - связующее звена между тремя ветвями власти и императором. " Члены Госу­дарственного совета назначаются императором, который и председа­тельствует в Совете. Ни один закон не может вступить в силу без утверждения его императором.

Сперанский считал правомерным «разделение состояний» (соци­альных категорий) по обладанию гражданскими и политическими правами. Под гражданскими правами он подразумевал личную свободу, право занятий, передвижений, участия в судебных исках от своего имени, заключать разного рода имущественные сделки, под политическими - участие в государственном управлении. Гражданские права предоставлялись всему населению, политические же - только тем, кто владел недвижимой собственностью. В соответ­ствии с этим Сперанский устанавливал следующее " разделение со­стояний": 1) дворянство как владеющее недвижимой собственностью, 2) " среднее состояние" (купцы, мещане, государственные крестьяне) и 3) " народ рабочий" (помещичьи крестьяне, " домашние слуги, ремес­ленные и рабочие люди и поденщики"). Он допускал переход из " низ­ших состояний" в " высшие" путем приобретения недвижимой соб­ственности, а также посредством выслуги лет на военной или гражданской службе. Проект обходил вопрос о крепостном праве, од­нако Сперанский, как видно по его другим запискам, стоял за его отмену в три этапа: 1) определение законом повинностей крестьян, 2) предоставление им права перехода от одного помещика к другому и 3) пол­ная отмена крепостной зависимости.

Из Плана государственного преобразования Сперанского были реализованы те его части, которые касались введения Государствен­ного совета и завершения министерской реформы. 1 января 1810 г. был обнародован Манифест об учреждении Государственного сове­та, и в тот же год состоялось его открытие. Это был высший законосовещательный орган при императоре. В функции Государственного совета входили обсуждение внесенных в него законопроектов, " толко­вание" (разъяснение) смысла уже изданных законов, принятие мер к их проведению в жизнь через исполнительные органы власти; рас­пределение по министерствам и ведомствам расходов на их содержа­ние, рассмотрение годовых отчетов министров,

Государственный совет состоял из четырех департаментов: 1) департамента законов, рассматривавшего общегосударственные законопроекты, 2) гражданских и духовных дел, ведавшего вопросами юстиции, полиции и духовного ведомства, 3) государственной эконо­мии, в ведении которого находились вопросы финансов, промышлен­ности, торговли и наук, и 4) военного. При Государственном совете существовали Комиссия составления законов и Комиссия прощений. Для организации деятельности Государственного совета учреждалась Государственная канцелярия во главе с государственным секре­тарем - им был назначен Сперанский. Поскольку все законопроекты первоначально направлялись в эту канцелярию, где они " редактиро­вались" перед обсуждением в Совете, канцелярия и особенно ее начальник Сперанский приобретали большой вес и влияние. Оконча­тельное обсуждение законов проходило в Общем собрании Государ­ственного совета - объединенном заседании департаментов. Законы вступали в силу только после утверждения их императором. При этом он мог внять мнению как большинства, так и меньшинства Совета, мог отвергнуть и то, и другое, приняв собственное решение. В состав Государственного совета входили все министры (по их должности), а также назначаемые пожизненно императором лица из выс­ших сановников. Во главе Государственного совета стоял назначае­мый императором председатель, Он же одновременно являлся и председателем Комитета министров. Если император присутство­вал на заседании Государственного совета, то занимал место его председателя. Первоначально Государственный совет состоял из 25 членов, в 1825 г.из 36, в конце XIX в.в нем числилось свыше, 70 членов. В виде законосовещательного органа при царе Государ­ственный совет просуществовал до 20 февраля 1906 г., когда в связи с образованием законодательной Государственной думы ему был придан статус верхней законодательной. палаты, а его состав существенно изменен.

Учреждением в 1810 г. Государственного совета и преобразова­нием в 1811 г. министерств завершилась реорганизация органов центрального управления, которое с некоторыми изменениями просу­ществовали вплоть до. 1917 г.

 

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал