Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Бородинское сражение и его результаты. Развертывание народной войны.






Бородино. Не желая идти наперекор общему настроению армии, Кутузов принял решение о генеральном сражении, место для которого он выбрал у села Бородина близ Можайска. Здесь сближались две основные дороги на Москву и был удобный рельеф местности, который затруднял маневры больших масс кавалерии и позволял выгодно расположить артиллерийские ба­тареи. Кутузов характеризовал эту позицию как одну «из наи­лучших, которую только на плоских местах найти можно». Пра­вым флангом русской армии, где было сосредоточено две трети сил, командовал Барклай де Толли, именно его части прикры­вали прямую дорогу на Москву. В центре позиций саперы обо­рудовали Курганную высоту, которая потом получила название батареи Раевского, по имени генерала, что командовал оборо­нявшими ее частями. Именно здесь шли наиболее ожесточенные бои. На левом фланге располагались войска Багратиона. Перед ними у деревни Шевардино был построен редут, к которому французская армия подошла утром 24 августа. Бои за Шевардинский редут продолжались весь день и задержали перегруппировку наполеоновских войск. Только ночью Шевардинский редут был оставлен.

Рано утром 26 августа началось Бородинское сражение. Наполеон рассматривал его как желанное завершение кампа­нии, как возможность уничтожить основные военные силы Рос­сии. В этот день солдаты, офицеры и генералы наполеоновской армии отважно стремились к победе, их действия вызвали одоб­рение самого Багратиона. Но все их усилия разбились о стойкость русской армии. Для Кутузова генеральное сражение было средством обескровить французов, лишить их инициативы. Одновременно он стремился сохранить боеспособность русской ар­мии, предвидя продолжение военных действий.

Соотношение сил противников было в пользу русских: примерно 150 тыс. против 135 тыс. французов, у русских было 640 орудий, у французов 587. Почти всю свою артиллерию Наполеон сосредоточил против Багратионовых флешей, кото­рые были взяты, потом отбиты, потом вновь захвачены французами под командованием маршала Нея. Во время контратаки был смертельно ранен Багратион. Генерал П. П. Коновницын, принявший на себя командование, отвел войска за Семеновекий овраг. Среди дня началась борьба за батарею Раевского, кото­рой французы сумели овладеть к вечеру. В разгар этой борьбы кавалерия Ф. П. Уварова и М. И. Платова совершила рейд в тыл французов. Наполеону нигде не удалось прорвать фронт русской армии. Исключительно упорно сражались части Барк­лая де Толли, который был в самых опасных местах.

Битва прекратилась в сумерках, когда силы противников были истощены. Об упорстве боев говорят огромные цифры по­терь: не менее 30 тыс. у французов, более 40 тыс. у русских. Потери офицерского корпуса французской армии более чем в два раза превосходили потери русской стороны. Восполнить эти потери, равно как и убыль лучших генералов, Наполеон не мог ни при каких обстоятельствах. Позднее он отзывался о Боро­динском сражении: «Французы в нем показали себя достойны­ми одержать победу, а русские стяжали право быть непобеди­мыми».

Итогом сражения стало дальнейшее отступление русской армии, которая, однако, сохранила боеспо­собность и могла рассчитывать на значительное подкрепление. Французы продолжили движение к Москве и после того, как на Совете в Филях (1 сентября 1812 г.) Кутузовым было принято решение оставить город, 2 сентября вошли в нее. Здесь наполеоновских солдат ждало разочарование. Не было ни покорных бояр, ни богатой добычи. Город был пустынен. Жители покинули его вместе с ар­мией. Вступление в Москву привело к резкому падению дисциплины среди французов и особенно их союзников. Нача­лись грабежи и мародерство, которые не могли остановить стар­шие офицеры. В разных концах города поджигались дома. Ви­новниками поджогов французы считали русских, русские ­французов. Ясно одно: большой деревянный город, захвачен­ный измученной вражеской армией, был обречен. В огне сгоре­ли и запасы провианта, на который рассчитывал Наполеон. Из Москвы он трижды обращался к Александру I и Кутузову с предложениями о начале переговоров, что было оставлено без ответа. Несмотря на советы Аракчеева и министра иностранных дел Н. П. Румянцева, царь сдержал свое обещание вести войну до полной победы над французами.

Партизанское движение. По мере продвижения наполео­новской армии в глубь страны возрастающее влияние на ход кампании оказывало партизанское движение. Имея растянутые коммуникации, французы не справлялись с их охраной, и у них в тылу успешно действовали казачьи отряды и части легкой кава­лерии. Эти партизанские отряды строго подчинялись приказам командования и вели «малую войну», которой Кутузов прида­вал большое значение, и которая наносила противнику серьез­ный урон. Во главе их стояли опытные офицеры - Д. В. Да­выдов, И. М. Вадбольский, В. В. Орлов-Денисов, А. Н. Се­славин, А. С. Фигнер, А. И. Чернышев. Среди задач, которые ставил перед ними Кутузов, было и развертывание народного партизанского движения: «Отобранным у неприятеля оружием вооружить крестьян. Мужиков ободрять подвигами». Наряду с частями регулярной армии в тылу французов стихийно возника­ло крестьянское сопротивление врагу, который мародерствовал, угонял скот, грабил и сжигал деревни. В Богородском уезде Московской губернии в сентябре-октябре действовал отряд под руководством крепостного крестьянина Г. М. Курина, куда входило свыше 5500 человек, их них до 500 конных. Отряд вооружался оружием, захваченным у французов. Герои кресть­янского сопротивления большей частью неизвестны, но оно сви­детельствовало о том, что война действительно стала народной. Правда, есть и обратные приме­ры. Смоленский помещик Н. И. Энгельгардт, пытавшийся ор­ганизовать партизанский отряд, был выдан своими крестьянами и расстрелян французами. Нередко происходило объединение партизанских отрядов. Так отряды Давыдова, Сеславина, Фигнера, Орлова-Денисова окружили в селе Ляхово двухтысячную колону французов во главе с генералом Ожеро и взяли противника в плен.

Тарутинский маневр. Наполеоновская армия пробыла в Москве более месяца. За это время стратегическая инициатива полностью перешла в руки Кутузова, который показал себя мудрым и дальновидным полководцем. По его инициативе был совершен блистательный Тарутинский маневр, когда, оставив Москву и отступая по Рязанской дороге, русская армия резко повернула на запад и перешла на Калужскую дорогу, где стала лагерем у деревни Тарутино. Лишь небольшой арьергард М. А. Милорадовича продолжал прежнее движение, вводя в за­блуждение французский авангард, которым командовал Мюрат. Маршал более чем на сутки потерял основные части русской ар­мии, и этой ошибки Наполеон не мог ему простить. Став в Тарутинском лагере, русская армия прикрывала тульские оружей­ные заводы, преграждала французам путь к отступлению через неразоренные южные губернии. Сюда постоянно поступали под­крепления, как регулярные части, так и ополченцы. За время пребывания в Тарутинском лагере русская армия увеличилась до 120 тыс. И численный состав русской армии, и ее основные качественные показатели стали заметно превосходить француз­ские силы. Кутузов готовил контрнаступление.

7 октября Наполеон отдал приказ об отступлении из Моск­вы. При этом он, правда безуспешно, пытался взорвать Кремль и кремлевские соборы. Французы пошли по Калужской дороге, думая прорваться к югу. 12 октября под Малоярославцем про­изошел кровопролитный бой, город несколько раз переходил из рук в руки. Исход сражения вынудил Наполеона отступать по разоренной Смоленской дороге. Части отступающей армии еще сохраняли боеспособность, но полностью потеряли маневрен­ность, они превратились в огромный обоз, где перемешаны были больные и раненые, провиант и награбленное добро. От бескор­мицы происходил непрерывный падеж лошадей, французы ли­шались кавалерии и вынуждены были бросать артиллерийские орудия. В Смоленске Наполеон рассчитывал, основываясь на до­несениях своих интендантов, пополнить запасы фуража и про­довольствия, но интенданты обманули.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал