Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Эвристический метод






Эвристический (или частично-поисковый) метод - это метод, при котором учитель организует участие школьников в выполнении отдельных шагов поиска решения проблемы. Роль учителя состоит в конструировании задания, разбиении его на отдельные этапы, оп­ределении тех этапов, которые выполняют школьники самостоя­тельно, т.е. учитель тем или иным способом организует самостоя­тельную познавательную деятельность учащихся. В одних случаях школьников учат видеть проблемы, в других - строить доказа­тельство, в третьих - делать выводы из изложенных или проде­монстрированных фактов, в четвертых - высказывать гипотезы, в пятых - составлять план проверки высказанного предположения и т.д. Иначе говоря, организуется поэлементное усвоение опыта


творческой деятельности, овладение отдельными этапами реше­ния проблемных задач.

Одной из форм эвристического метода обучения является эври­стическая беседа. В отличие от репродуктивной беседы эвристи­ческая требует от учащихся не только воспроизведения своих зна­ний, но и осуществления небольшого творческого поиска. При эвристической беседе учитель направляет поиск, последовательно ставит проблемы или подпроблемы, формулирует противоречия, создает конфликтные ситуации, строит этапы беседы, а ученики самостоятельно ищут решение возникающих на каждом этапе бе­седы частей проблемы.

Практически любой урок и в основной школе, и в старших классах может быть организован с использованием эвристическо­го метода. Однако, чем старше учащиеся, тем эффективнее при­общение их к самостоятельному творческому процессу.

Приведем пример использования частично-поискового метода, который, как показывает практика работы учителей физики, час­то используется при изучении опытов Герца и Столетова по фото­эффекту.

Для обнаружения фотоэффекта используется электрометр с цинковой пластиной, которая освещается электрической дугой. Учитель заряжает пластину сначала положительным зарядом, за­тем отрицательным. Причину того, что разряжается только отри­цательно заряженная цинковая пластина, учитель просит учени­ков найти самостоятельно. В этом состоит первый этап самостоя­тельного поиска учащихся. Далее учитель продолжает демонстра­ции и ставит перед учащимися следующую подпроблему: на пути светового потока помещается обыкновенное стекло, и отрица­тельно заряженная пластина не теряет электроны. Учащимся предлагается самостоятельно объяснить причину наблюдаемого явления. Увеличивая световой поток, учитель демонстрирует не­зависимость наблюдаемого явления (отрицательно заряженная цинковая пластина не разряжается) от интенсивности излучения. Этот третий этап исследования приводит учащихся к противоре­чию: наблюдаемое явление нельзя обосновать, пользуясь волно­вой теорией света. Невозможно объяснить, почему световые вол­ны малой частоты не могут вырвать электроны, если даже ампли­туда волны велика и, следовательно, велика сила, действующая на электроны. Возникает проблемная ситуация: противоречие между новыми знаниями, полученными в результате наблюдения опыт­ного факта, и знаниями предшествующими. Используя возникшую проблемную ситуацию, учитель переходит к объяснению законов фотоэффекта, продолжая, по мере возможности, включать учащих­ся в решение отдельных подпроблем. Таким образом, использова­ние эвристического метода обучения позволяет учителю не только объяснять новый учебный материал, но и приобщать учащихся че­рез частичный поиск к опыту творческой деятельности.



Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал