Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Помещение и основное оборудование школьного физического кабинета
Разные школы имеют различные школьные физические кабинеты. В малокомплектных школах обычно объединяют в одном помещении кабинеты физики и химии. Это обычный ученический класс, но с демонстрационным столом, ученическими лаборатор- ными столами (не наклоненными крышками парт), со шкафами, где сосредоточено оборудование по физике и химии. К сожалению, такое объединение встречалось очень часто, да и сейчас этот вариант кабинета не везде изжит. Однако это неразумно, так как пары химических реактивов приводят к порче физических приборов, к коррозии металлических частей приборов. Кроме того, в химическом кабинете желательно иметь вытяжной шкаф. Поэтому кабинеты физики и химии следует оборудовать в различных помещениях.
В школах старых построек (пятиэтажных) кабинет физики состоит обычно из двух смежных помещений: класса-лаборатории и лабораторной комнаты (рис. 2). Здесь 1 - класс-лаборатория, где учитель проводит уроки, лабораторные работы; 2 - лаборантская комната, где размещено оборудование; 3 - ряды ученических столов (их может быть 2 или 3); 4 - демонстрационный стол учителя, который расположен на подиуме, т.е. на возвышении примерно в 20 см, чтобы учащиеся лучше видели все, что демонстрирует учитель; 5 - шкафы в лаборантской для основных демонстрационных физических приборов; 6 и 7 - столы в лаборантской комнате, где учитель готовит физические опыты к урокам, которые он будет проводить. Кроме этого, в кабинете физики есть источники питания (которые подключаются к электрораспределительному щиту, расположенному около демонстрационного стола); газовый кран у этого стола, а также водопроводный кран с раковиной и сливом; классная доска 8 с различными приспособлениями: крыльями, штыревой доской, лампами для подсвета над доской; экран 9 -поднимающийся и опускающийся - для показа различных проекций; система затемнения окон класса, которая может быть раз- личных конструкций; ящики для хранения таблиц, схем; подставка для проектора; передвижная тележка для вывоза в класс-лабораторию подготовленных опытов; различные вспомогательные для учителя приборы; линейка, угольник, транспортир и др. В этом перечне не указаны шкафы для приборов для проведения фронтальных лабораторных работ (чаще всего устанавливаются в классе-лаборатории), а также шкафы для демонстрационных приборов и для приборов физического практикума, если он проводится (они устанавливаются в основном в лаборантском помещении). Подчеркнем, что в такого типа школах все виды занятий (уроки, лекции, семинары, контрольные работы, фронтальный эксперимент и физический практикум, конференции) проводятся в классе-лаборатории. Физическое оборудование в основном размещается в лаборантской комнате, которую часто еще называют препараторской; в этой же комнате учитель обычно готовится к урокам. Описанный вид школьного физического кабинета в российских школах является самым распространенным.
В последние годы в школах, в гимназиях, лицеях и колледжах появляются физические кабинеты значительно лучшей организации и с большими возможностями. В этом случае под кабинет физики выделяются три помещения: класс-аудитория, класс-лаборатория и лаборантская комната (препараторская). Один из вариантов их расположения приведен на рис. 3. [^Класс-аудитория оборудуется всеми современными техническими средствами, включая компьютеры, датчики различных величин, экраны (даже допускающие демонстрацию схем, моделей при дневном освещении), видеотехнику, лазерную указку и т.п. Особо важно сочетание компьютерной техники и видеотехники, что открывает большие перспективы в обучении учащихся физи-ке^Есть в настоящее время специальные установки: «Лектор» и др., дающие возможность учителю максимально использовать в своей работе современную технику. Особым направлением в деятельности учителя является индивидуализация обучения учащихсяЛчто в данной аудитории может осуществляться с помощью подключения телефонов и других устройств к каждому столу учеников. Это дает возможность во время урока учителю взаимодействовать с любым учеником класса. B классе-лаборатории проводятся все лабораторные занятия (фронтальные и физический практикум), а также все внеклассные мероприятия. Многие учителя класс-лабораторию оборудуют так, что в ней, кроме практических занятий, можно проводить и теоретические занятия. Это особенно важно в школах с большим числом классов, где работает не один учитель физики, а два или даже три. Занятия по физике в разных классах могут попадать в расписании занятий на одно и то же время. Один учитель при этом работает в классе-аудитории, а другой - в классе-лаборатории (или наоборот). Лаборантская (препараторская) комната - помещение для хранения оборудования. Если она достаточна большая, то нет необходимости ставить шкафы в классных комнатах, не загружая их этим и делая более свободными и удобными для работы. Оформление физического кабинета должно быть строгим и простым, чтобы не отвлекать учащихся на уроках. В кабинете желательно вывешивать минимум таблиц (единицы величин в СИ, физические константы). Все объявления, различные стенды физического и технического профиля вывешиваются обычно в коридоре у кабинета физики, а не в самом кабинете. В кабинете физики уместно повесить фотопортреты крупнейших физиков. Однако портретов не должно быть много, их размеры должны быть разумными.
|