![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Технические средства обучения (ТСО)
Под техническими средствами обучения понимают совокупность технических устройств и специальных дидактических материалов к ним. В оснащении физических кабинетов средних школ техническими средствами обучения и в методике их применения произошли за последние 15—20 лет существенные изменения, что побуждает нас выделить отдельно традиционные технические средства, которыми достаточно полно оснащены кабинеты физики школ и современные комплекты ТСО, которые уже есть во многих школах. Однако тенденции таковы, что современные ТСО постепенно будут вытеснять традиционные ТСО. Традиционные ТСО. Существуют разные классификации традиционных ТСО. На схеме 17 приведена одна из них. Схема 17
Звуковые средства (аудиосредства) - такие ТСО, в которых информация передается только по звуковому каналу. К ним относятся радио и магнитофон. Соответственно дидактическими средствами в этом случае являются учебные радиопередачи и магнитофонные записи, например, физических диктантов, текстов, озвучивающие экранные пособия. К экранным (визуальным) средствам, т.е. к ТСО, передающим информацию зрительному каналу, относятся кодоскоп или графо-проектор - прибор для проекции изображений на пленке; эпидиаскоп - прибор для проекции изображений на бумаге (эпипроекция) и для проекции диапозитивов; диапроектор - прибор для проекции диапозитивов и диафильмов («Свет», «Кругозор», «Протон», «Горизонт», «УП-3» фильмоскоп, «Этюд», ЛЭТИ и др.). Аудиовизуальные (экранно-звуковые) средства - это такие ТСО, которые передают информацию одновременно по зрительному и звуковому каналам. К ним относятся: кинопроектор для демонстрации кинофильмов («Украина», «Школьник» и др.), телевизор, видеомагнитофон. Следует иметь в виду, что в кабинете должны быть не все эти приборы, а лишь тот минимум, который позволит учителю обеспечить все виды проекций. В последнее время этот минимум составляют, как правило, кодоскоп, диапроектор, видеомагнитофон, телевизор. Дидактические материалы к этим ТСО представлены на схеме 18. Рассмотрим их. Диапозитив, как и любое средство статической проекции, позволяет получить на экране неподвижное изображение; по своим Схема 18
возможностям диапозитивы сходны с настенными таблицами. Однако изображение диапозитива может быть более крупным, чем таблица, и в этом его преимущество. Диапозитивы могут представлять собой как отдельные кадры (портреты ученых, фотографии технических устройств, диаграммы, графики и т.п.), так и тематические наборы для той или иной параллели. Диафильмы представляют собой строгую последовательность кадров, содержащих изображение и связанный с ним текст. Последовательность кадров определяется заложенной в диафильм логикой изложения того или иного вопроса. Учитель сам определяет темп использования диафильма, исходя из специфики материала, методики его изучения и особенностей учащихся данного класса. Диапозитивы и диафильмы могут использоваться как самостоятельный источник информации, как средство иллюстрации рассказа учителя; они могут использоваться в сочетании с другими средствами обучения. Транспаранты, или рисунки, чертежи, текст, выполненные на прозрачной пленке, демонстрируемые с помощью кодоскопа. Их делят на три группы: 1) заготовленные заранее отдельные транспаранты, содержащие ту или иную информацию; 2) транспаранты, заполняемые рисунками или текстом в процессе объяснения материала; 3) серии заготовленных заранее транспарантов, каждый из которых содержит фрагмент целостного изображения, и последнее получается постепенно путем наложения транспарантов с фрагментами друг на друга. Эти транспаранты могут быть изготовлены либо на специальной пленке, либо на чистой полиэтиленовой пленке. Рисунок на нее можно нанести фломастером, шариковой ручкой или маркером, а текст напечатать. Можно сделать на прозрачной пленке ксерокопию отпечатанного текста или рисунка. Преимущество кодоскопа перед диапроектором состоит в том, что с ним можно работать в незатемненном классе. Эпидиаскоп дает возможность получить проекцию текста, рисунков, чертежей, выполненных на непрозрачной бумаге. Кинофильмы позволяют показать объекты в движении, развитии, изменении. В кинофильмах широко применяется моделирование процессов с помощью мультипликации. С помощью кино f можно показать объекты и процессы, недоступные непосредственному наблюдению. Учебные кинофильмы при обучении физике целесообразно применять для: -демонстрации микропроцессов, наблюдаемых с помощью мощных микроскопов (броуновское движение); -демонстрации фундаментальных опытов, которые нельзя поставить в школе (опыты Штерна, Кавендиша и др.); - моделирования явлений и процессов с помощью мультипли - показа быстро протекающих процессов (все стадии деформа - показа медленно протекающих процессов (диффузия твердых - показа технических применений изучаемых явлений и зако- - показа кинодокументов, фиксирующих важные достижения Кинофильм на уроке может быть показан целиком или по фрагментам. Он может использоваться как основа для изучения нового материала, как средство иллюстрации объяснения учителя. Перед демонстрацией фильма целесообразно поставить перед учащимися вопросы, ответы на которые они должны получить при просмотре фильма, а затем на их основе построить обсуждение. Это позволит направить внимание учащихся на осознанное восприятие фильма. Кинофильмы полезно использовать вместе с диафильмами. Например, демонстрацию кинофильма «Волновые свойства света» можно прерывать и показывать соответствующий диафильм, задерживаясь на необходимых кадрах столько времени, сколько требуется для дальнейшего объяснения явления. В последнее время кинофильмы заменяют видеофильмами, тиражирование которых дешевле. На видеокассеты переписывают и старые учебные фильмы. Телевидение, как и кино, обладает большими дидактическими возможностями благодаря тому, что оно объединяет средства кино и специфические, присущие ему средства: эффект присутствия, документальности, иллюзию общения, возможность использовать крупные планы, сочетание статических и динамических изображений. До недавнего времени существовали специальные учебные телепередачи, которые соответствовали изучаемому в том или ином классе материалу. В настоящее время таких телепередач нет, но достаточно часто по телевидению демонстрируются научно-популярные фильмы, проводятся научно-популярные передачи, которые могут быть записаны на видеомагнитофон и в соответствующее время продемонстрированы на уроке. Кроме того, учитель при подготовке к уроку может сделать видеофильм, включающий кадры диафильма, диапозитивы, таблицы, учебный эксперимент и т.п. Радиопередачи являются для учащихся дополнительным источником информации. Они, однако, не согласованы с изучаемым материалом по времени, поэтому учитель может записать научно-популярные радиопередачи на магнитофон и использовать запись на соответствующих уроках. Магнитофонная запись используется при проведении физических диктантов, при озвучивании статических экранных пособий, для организации самостоятельной работы учащихся. Таким образом, традиционные ТСО имеют большое значение в учебном процессе, они позволяют организовать учебно-познавательную деятельность учащихся, служат источником знаний и средством наглядности. Современные ТСО. К современным ТСО относятся: - видеопроекторы; - экраны больших размеров, работающие как при затемнении, - персональный компьютер; - видеокамера и видеомагнитофон; - фреймграбер и др. Перспективным является использование этих ТСО в определенной системе. Опишем конкретную систему, разработанную А.В.Смирновым в фирме «Школа будущего», которая внедрена во многие школы Москвы и других городов России. Эта система вначале называлась АРМ - автоматизированное рабочее место учителя (подразумевается - учителя физики), а в новой модификации - АКП (автоматизированный комплекс преподавателя). Этот комплекс не является чисто техническим решением. При его создании автор исходил из общих задач, стоящих перед системой образования, и новых принципов организации системы образования (демократизация, отказ от авторитарности в образовании, педагогика сотрудничества, гуманизация образования, т.е. формирование в процессе обучения новых отношений учителя и учащихся) и пришел к принципиально новым педагогическим и методическим решениям. Кроме того, АКП ориентирован не на какой-то один тип школ, а достаточно универсален, его возможно использовать в различных средних учебных заведениях, при разных технологиях обучения физике, с учетом особенностей практически каждого учителя физики (учитель может применять все средства, входящие в АКП, или часть средств, постоянно расширяя их набор).
Рис.4 Схема АКП А.В.Смирнова приведена на рис. 4. Центром комплекса является персональный компьютер 1 (далее обозначается ПЭВМ). Он совместно с видеомагнитофоном 2 имеет выход на видеопроектор 3, который отображает цветную и черно-белую информацию на внешнем проекционном экране 4 (размером, например, по диагонали около 3, 5 м). Изображение на экране хорошо видно, так как видеопроектор обладает довольно большим световым потоком (900 лм). Управление видеопроектором 3, диапроектором 7, проекционным экраном 4, зашториванием окон 9 и освещением класса-аудитории (на схеме лампы освещения не показаны) производится с дистанционного пульта 17. Комплекс комплектуется датчиками 16, аналого-цифровым преобразователем 75, что дает возможность отображать на экране значения физических величин, которые измеряют в конкретном опыте. Наличие в комплексе видеокамеры 5 и фреймграбера б дает возможность учителю записывать визуальную информацию на магнитную ленту. Это расширяет возможности учителя в учебном процессе, например, позволяет записывать и отражать на экране треки элементарных частиц в камере Вильсона, опыты с плазмой в электрическом и магнитном полях. Запись на магнитной ленте может храниться, и постепенно в кабинете будет создаваться видеоархив таких опытов. АКП оснащен и портативным магнитофоном 8, который соединен с усилителем 10 и акустической аппаратурой 11. Это дает возможность: - озвучивать тексты, записанные на магнитную ленту; - создавать комфортное музыкальное сопровождение уроков в Для организации индивидуальной работы учащихся можно использовать головные телефоны 12. АКП снабжен многопультной опросно-измерительной системой 13. Она строится на базе ПЭВМ с подключенной к ней через специально разработанные модули-приставки сетью пультов, размещенных на столах учеников. Каждый из этих пультов имеет: -кодовый приемник для считывания специальной для каждого ученика карточки; - штекерный разъем для ввода в ЭВМ результатов физических - световые индикаторы режима работы и подтверждения Важно, что в АКП всего одна ПЭВМ, но учитель имеет возможность: - быстро опрашивать всех учащихся класса, автоматически проверяя правильность их ответов; оперативно выявлять типичные ошибки и контролировать усвоение материала всем классом и отдельными учениками; - существенно разнообразить и осовременить содержание лабораторных работ; по-новому организовать занятия, используя формы конференций, деловых игр, зачеты, конкурсы. В комплект входит также печатающее устройство 14, которое используется учителем для размножения карточек - заданий, текстов контрольных работ и т.п. Таким образом, рассмотренная система не только решает чисто технические задачи, но и является средством реализации новых подходов к обучению учащихся физике, открывает возможность реализации личностно ориентированного подхода в обучении.
|