![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Работа с классной доской
В каждом учебном кабинете есть классная доска, естественно, она имеется и в физическом кабинете. Расположена доска на передней стене, несколько выше или на уровне крышки демонстрационного стола, так что записи на ней видны со всех ученических мест. Рабочая поверхность доски обычно делается из линолеума или толстого стекла, она коричневого или зеленого цвета, но встречаются и черные доски. Поверхность так обработана, что мел ос-тавляет на ней хорошо заметные следы. Стеклянная доска имеет слегка шероховатую переднюю поверхность, а с другой стороны закрашена, чтобы был соответствующий фон. Бесспорно, доска должна быть чистой, хорошо вымытой (тряпкой или губкой). Очень полезно ее промывать тряпкой с водой и небольшим количеством керосина. Так вымытая доска высыхает и становится мачтовой, что очень хорошо для работы на ней. Если мел по доске скользит, ее надо промыть с содой, а возможно, и зашкурить мелкозернистой шкуркой (бумагой). Мел должен быть мягким, чтобы не царапал доску. Для того чтобы мел не попадал на доску и руки были чистыми, следует использовать держатель мела. Касаясь пальцами чистого держателя, вы выдвигаете мел на нужную для работы длину. В последнее время появились белые матовые стеклянные доски, на которых пишут и рисуют специальными цветными фломастерами-маркерами. Может сложиться впечатление, что с внедрением ТСО, больших экранов, особенно экранов и проекторов, действующих при дневном освещении, при широком использовании графопроекторов, письма ручкой или фломастером на пленке, которая используется в этих приборах, необходимость в классной доске исчезнет, она постепенно будет сокращаться по площади, а возможно, и вообще исчезнет из физических кабинетов, освободив место для более нужных приборов, приспособлений, постоянно установленного экрана. С этим согласиться нельзя. Классная доска в физическом кабинете есть и будет, так как она принципиально необходима: - учителю при объяснении нового материала, когда он это объяснение сопровождает соответствующими записями, формулами, рисунками, схемами и чертежами. Изображение всего указанного выше - это процесс, а не элемент урока, так как в этом процессе сочетаются и объяснение, и изображение, подчеркиваются детали, ненужное удаляется, заменяется другим (все это сделать на пленке графопроектора или на ЭВМ не удается, по крайней мере так, как это делает опытный учитель физики); - ученикам при ответе у доски, который сопровождается необходимыми записями, рисунками, формулами. Доска часто делается подвижной: ее можно перемещать вверх и вниз. Это позволяет приспособить доску к росту учащихся и учителя. Для увеличения поверхности доски, к ней приделывают крылья. На части доски делают отверстия и штыри, чтобы некоторые демонстрации проводить не на поверхности стола, а на вертикальной плоскости доски с целью повышения наглядности опытов. Учитель физики должен хорошо писать и рисовать мелом на доске. Если это не удается сразу, то необходимо тренироваться в свободное от уроков время; при этом следует отрабатывать: - нажим на мел, чтобы запись была хорошо видна; -размер записей, чтобы они были ни мелкими, ни очень крупными; - горизонтальность записей на доске; -работу с губкой и тряпкой, чтобы удалять с доски все ненужное. В начале тренировки можно пользоваться линейкой, транспортиром или угольником, но на уроках следует все делать от руки, это быстрее и проще. В отношении рисунков на классной доске укажем лишь основное: рисунок выполняется в дидактических целях, поэтому он должен быть простым, без лишних деталей, представлять собой вид спереди. Особые проекции, а также объемные рисунки применять не следует. Не рекомендуется на одном рисунке сочетать натурные и условные изображения разных элементов одной и той же экспериментальной установки.
|