![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Освоение новых учебных приборов
Приобретение новых учебных приборов является одной из основных составляющих работы учителя физики по совершенствованию своего кабинета. Получить сведения о том, какие приборы выпускаются промышленностью для школьных кабинетов физики, можно из типовых перечней учебно-наглядных пособий и учебного оборудования, которые периодически обновляются, а также из прайс-листов, распространяемых организациями, торгующими учебным оборудованием. Сведения о новых приборах публикуют и периодические издания, предназначенные для учителей физики. Перечень оборудования физического кабинета является не случайным списком отдельных приборов и предметов, а представляет собой постоянно развивающуюся систему дидактических средств, отвечающих целям обучения и воспитания школьников, соответствующих действующей программе по физике и удовлетворяющих определенным требованиям. В освоении нового учебного прибора можно выделить следующие основные этапы: приобретение прибора, подготовка его к работе и ввод в эксплуатацию, т. е. использование прибора для создания учебных экспериментальных установок. Приобретение нового прибора проводится на основании плана развития школьного кабинета физики. Знакомясь с образцом нового прибора с целью его приобретения, устанавливают тип этого прибора, т.е. выясняют, для проведения какого вида учебного эксперимента он предназначен, а также его функциональное назначение в экспериментальной установке (принадлежит ли он группе приборов-измерителей, приборов для наблюдения и изучения явлений и устройств или является вспомогательным прибором). Затем определяют, насколько новый образец удовлетворяет общим требованиям, предъявляемым к учебным приборам, и требованиям, которым должен соответствовать прибор данного типа и группы. Определяют, для проведения каких экспериментов новый прибор можно использовать. Устанавливают, потребуется ли для приведения в действие прибора какое-то дополнительное оборудование. Обращают внимание на то, имеется ли это дополнительное оборудование в кабинете физики. Если для кабинета необходимо несколько экземпляров таких приборов, нужно оценить возможность приобретения требуемого их количества. Обращают внимание на наличие в кабинете условий для эффективного использования прибора на уроках (наличие затемнения, подводки к столу учителя электроэнергии, воды, газа и т.д.) и его хранения. Иногда завод-изготовитель поставляет в торговую сеть прибор, укомплектованный различным количеством вспомогательных блоков, т.е. прибор может продаваться в различных вариантах комплектации. Особенно это относится к изделиям, представляющим собой наборы или комплекты. Например; набор приставок к гальванометру содержит основной блок-усилитель и несколько сменных модулей, причем в некоторых вариантах поставки отдельные модули могут отсутствовать. Варианты, по которым может комплектоваться прибор, можно узнать из его паспорта. Приобретая прибор, следует уточнить у представителя торгующей организации, по какому варианту он укомплектован. Если имеется возможность выбора прибора из нескольких, аналогичных по назначению, то предварительно целесообразно провести сравнительную оценку их достоинств и недостатков, исходя из соответствия требованиям к таким приборам, их дизайна и стоимости. После доставки прибора в школу начинается следующий этап его освоения - подготовка к работе. Прибор распаковывают, проводят его расконсервацию (удаляют защитную смазку, снимают упаковку с отдельных частей, собирают прибор в таком положении, в котором он будет храниться в кабинете). В соответствии с комплектностью проверяют наличие всех съемных частей и запасных деталей. Выделяется место для его хранения, для лабораторного оборудования - укладочный ящик. Сведения о приборе заносят в книгу учета оборудования. Прибору присваивают инвентарный номер и наносят его на корпус. На этом этапе детально изучается инструкция по работе с прибором. Анализ инструкций к школьным приборам позволил выделить в них ряд недостатков, затрудняющих быстрое освоение нового прибора и его последующее активное применение на уроках. Во-первых, в инструкциях нередко представлена не вся информация, необходимая для работы с прибором, что важно в случае, если учитель, творчески относящийся к проведению школьных опытов, самостоятельно занимается модернизацией учебных приборовс целью улучшения их эксплуатационных свойств, повышения надежности. Во-вторых, не все сведения, приводимые в инструкциях, достоверны. Причин этого несколько. Могут быть приведены усредненные для всей партии приборов технические данные, в то время какконкретный прибор может заметно отличаться по отдельным характеристикам. Например, в заводских данных на лабораторный вольтметр ВЛ-2, 5 указано, что его внутреннее сопротивление составляет примерно 900 Ом, однако испытания этих приборов дают иногда значения менее 700 Ом. Храктеристики некоторых приборов после длительной эксплуатации также могут сильно меняться (например, у приборов с электронными лампами и электроннолучевыми трубками). Характеристики в заводских инструкциях иногда приводятся с «запасом» для облегчения прохождениявыходного контроля. Так, например, у осциллографа для, лабораторных работ ОМШ-ЗМ дается предельное значение полосы пропускания в 25 кГц, но контрольные испытания показывают, что оно может достигать 20 кГц. В-третьих, из-за специфики технических терминов и нечеткого изложения иногда трудно определить нужное значение характеристик. В руководстве по эксплуатации на демонстрационный источник питания ИПД-1 присутствует такая фраза: «...обеспечивает постоянный электрический ток с плавно регулируемым напряжением от 0, 5 В до 12, 0 В; сила тока 2 А при напряжении от 12, 6 В до 8 В, а при напряжении от 8 В до 1 В сила тока линейно меняется от 2 А до 1 А». Возникает вопрос: можно ли получить от этого источника силу тока в 1 А при напряжении 9 В? Таким образом, приступая к освоению нового прибора, учитель должен иметь в виду, что такую информацию, как полное название прибора, последовательность подготовки его к работе, комплектность и способы устранения наиболее вероятных причин отказов в работе, можно определить только из заводского описания. Технические характеристики прибора представлены в инструкции для обеспечения работы с прибором по прямому назначению, без учета возможного совершенствования прибора силами учителя и его учеников. Некоторые из приведенных характеристик нуждаются в уточнении. Описания опытов, приводимые иногда в руководствах по эксплуатации, следует рассматривать как примеры, поясняющие работу с прибором, но не как методические рекомендации по его использованию в учебном процессе. Наряду с изучением инструкции следует произвести тщательный осмотр прибора и всех принадлежностей к нему. В итоге учитель должен получить полное представление о возможностях прибора и области его применения в школьном физическом эксперименте. Необходимо твердо усвоить основные эксплуатационные характеристики, правила подготовки прибора к работе, расположение и назначение органов управления, диапазон возможного изменения рабочего режима, порядок устранения наиболее вероятных неисправностей, специфику условий хранения, необходимость профилактического обслуживания и его периодичность. Последний этап освоения прибора - ввод в эксплуатацию начинается с пробного включения с целью проверки его работоспособности. При этом проверяется соответствие его характеристик тем значениям, которые приведены в инструкции, влияние органов управления на работу прибора; оценивается время, необходимое для выхода прибора в рабочий режим (особенно это касается приборов с электронными лампами). Затем определяют режим работы, в котором прибор предполагается использовать. Делают это с учетом особенностей того вида эксперимента, в котором прибор будет задействован, его технических характеристик, а также эксплуатационных характеристик приборов, которые будут работать с ним в одной установке. После этого собирают установку и проводят пробные опыты с целью выяснения, насколько прибор согласован с другим оборудованием, определения последовательности подготовки и методики использования установки во время урока. Разрабатывают план урока, где предполагается ее использовать. Если уроки с применением нового прибора дали тот результат, на который рассчитывал учитель, приобретая прибор, то освоение прибора можно считать завершенным.
|