![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Современный учебно-методический комплекс для обучения физике
Персональный компьютер и соответствующие ППС обучения физике не заменяют традиционные средства обучения, а дополняют их и вместе с ними образуют систему средств обучения, ориентированную на использование новых информационных технологий, применение которых создает условия обучения физике в учебно-информационной среде. Такая система средств обучения совместно с учебно-методической литературой, программным обеспечением учебного курса физики и средствами научной организации труда педагога и его учеников составляет учебно-методический комплекс (УМК), использующий СНИТ (на схеме 19 представлены компоненты, составляющие УМК). Вся совокупность компонентов УМК разбита на три составляющие: 1) учебные и методические пособия для учителя и учащихся; 2) система средств обучения, в том числе включающая средства 3) система средств научной организации труда учителя и учащихся. Современное обучение физике немыслимо без использования учебников, справочников, дидактических материалов, задачников, Схема 19
тематических методических пособий, конспектов уроков, научной и методической литературы, технической литературы, литературы по истории физики и методике ее преподавания и т.п. Все это может быть записано как на современных носителях информации (магнитные диски, оптические (лазерные) диски, видеопленки, аудитивные носители и т.п.), так и на традиционных (печатные материалы). Это составляет первый модуль — модуль учебных и методических пособий. Второй модуль - систему средств обучения составляют пособия для поддержки изучения теоретического материала школьного курса физики и средства, предназначенные для проведения физического эксперимента. Средства, предназначенные для поддержки изучения теоретического материала, условно разбиты на традиционные и современные. К традиционным относят: печатные пособия (их составляют разнообразные физические таблицы и плакаты, а также раздаточный материал: дидактические карточки, карточки с задачами для контрольных и самостоятельных работ и пр.); учебные диафильмы; диапозитивы; кинофильмы и кинокольцовки; транспаранты для графо- и эпипроекторов; звуковые записи учебного назначения. К современным относят учебные видеофильмы; мультимедийные материалы по физике; компьютерные программные средства. Компьютерные программные средства, обучающие и контролирующие учащихся, в зависимости от цели их применения можно считать электронным раздаточным материалом. Программное обеспечение курса физики ориентировано, во-первых, на поддержку изучения курса (изучение теоретических вопросов, выработка умений решения физических задач и т.п.), во-вторых, на обеспечение управления учебным процессом, автоматизацию контроля, в-третьих, на поддержку учебного физического эксперимента (обработка информации, поступающей от датчиков физических величин, обеспечение работы управляющих элементов), в-четвертых, на работу с информационно-поисковыми системами. К средствам, поддерживающим физический эксперимент, относят также компьютерные модели, демонстрирующие физические явления. Это облегчает учащимся изучение явлений, реализация которых в условиях школы затруднена или невозможна (например, эксперименты по ядерной или квантовой физике). Необходимость использования так называемых традиционных средств обучения обусловлена их специфическими функциями, которые передать компьютеру либо невозможно, либо нецелесообразно с педагогической или гигиенической точки зрения. Например, демонстрацию статической информации, представляемой учащимся для запоминания теоретических положений, а также систематизированные сведения, справочные данные, которые ученик должен запомнить, следует предъявлять в виде учебных таблиц, схем, плакатов, которые являются печатными пособиями. Систематически, из урока в урок наблюдая демонстрируемый таблицей материал, ученик непроизвольно заучивает его, не тратя на это специального времени. Естественно, что компьютер в этом случае неприемлем. Если же справочный материал не подлежит длительному запоминанию и нужен для кратковременного использования, его целесообразно вызывать на экран с помощью специальной программы или пользоваться информационно-поисковой системой. Другой пример: у опытных, давно работающих в школе педагогов-физиков накоплен практически незаменимый, оригинальный учебный материал - диапозитивы, диафильмы, кинофильмы, кинокольцовки и т.п. Эти материалы переходят к более молодым их преемникам. Передавать этот материал компьютеру зачастую бывает неразумно. Готовя программное обеспечение и средства обучения для каждого урока или темы, необходимо стремиться к тому, чтобы ЭВМ выполняла ту работу, которую с помощью других средств обучения выполнять нецелесообразно. На уроках физики пока не
обойтись без традиционных учебно-наглядных пособий - демонстрационных таблиц, плакатов (например, демонстрационные таблицы и плакаты по разделу «Физика атомного ядра»), диапозитивов, диафильмов (например, диафильм «Виды разрядов в газах»), транспарантов (например, набор транспарантов «Механические колебания и волны»). Перспективным направлением в постепенной замене этих традиционных средств является внедрение систем мультимедиа. Интегрируя возможности компьютера и различных современных средств передачи аудиовизуальной информации, эти системы обогащают учебный процесс по физике следующими возможностями: - обеспечением разнообразных путей доступа к библиотеке движущихся и неподвижных изображений со звуковым сопровождением или без него; - выбором в любой последовательности из базы данных необходимой на данном этапе аудиовизуальной информации; - контаминацией (смешение, перестановка) информации, включающей текстовую, графическую, подвижные диаграммы, мультипликации со звуковым сопровождением и без него. Естественно, что использование систем мультимедиа предполагает принципиально новый уровень организации учебного процесса по физике в учебной среде, обеспечивающей применение широкого спектра средств новых информационных технологий. Идти к достижению этого уровня следует постепенно, поэтому в УМК сохранятся традиционные средства подачи учебной информации. Средства обучения для проведения физического эксперимента делятся на учебное оборудование и, как уже было показано выше, на программные средства, моделирующие или обслуживающие физический эксперимент. Учебное оборудование делится по видам эксперимента: демонстрационное, лабораторное для практикума и лабораторное для фронтальных работ. К учебному относится и различное вспомогательное оборудование, помогающее в проведении учебного физического эксперимента: струбцины, экраны фона, штативы, подъемные столики и т.п. Из современных средств новых информационных технологий к вспомогательному учебному оборудованию по физике относятся датчики физических величин и видеотехническая аппаратура. Применение современного вспомогательного оборудования позволяет учащимся создавать модели изучаемых процессов, проигрывать поведение, развитие модели при различных условиях; прогнозировать развитие процессов и осуществлять с помощью компьютера проверку достоверности прогноза. Становится возможна автоматизация школьного физического эксперимента; проведение на исследовательском уровне лабораторных и демонстрационных экспериментов; изучение развития процессов, протекающих в природе. Специфика школьного физического эксперимента требует реализации возможностей увеличения микропроекций. Для этих целей удобно использовать ЭВМ в комплекте со вспомогательной видеотехнической аппаратурой (ранее для этих целей использовалась фонарно-оптическая скамья (ФОС)). Для демонстрации этих микропроекций всему классу удобно использовать видеопроектор. Его применяют для предъявления компьютерной и видеоинформации большой аудитории. Таким образом, с помощью СНИТ оказывается реальным введение в процесс обучения физике принципиально нового учебного эксперимента, предоставляющего учителю и учащимся такие возможности: управлять с помощью ЭВМ объектами реальной действительности; визуализировать физические закономерности на экране ЭВМ, используя датчики физических величин, подключаемые к ЭВМ; демонстрировать большой аудитории компьютерную информацию и микропроекции, используя для этого видеопроекционную аппаратуру. Сам по себе процесс внедрения СНИТ немыслим без средств телекоммуникаций на уровне синтеза компьютерных сетей и средств телефонной, телевизионной, спутниковой связи. Такие комплексы образуют системы передачи и приема учебной информации в региональных масштабах. Телекоммуникационные связи могут осуществляться как в реальном времени, по телефонной сети (так называемая синхронная телекоммуникационная связь), так и с задержкой по времени с помощью электронной почты (асинхронная телекоммуникационная связь). Использование телекоммуникационных сетей позволяет в кратчайшие сроки тиражировать передовые педагогические технологии, поэтому в УМК появился модуль средств научной организации педагогического труда. В этот модуль включены разнообразные средства современной техники, помогающие учителю выполнять «рутинную» работу. Оргтехника служит для выполнения печатных работ, размножения раздаточного учебного материала, хранения учебно-справочного материала и его оперативного поиска и т.п.
|