![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Информация в менеджменте и ее виды
Управление предприятием не может эффективно проводиться без достаточной оперативной, надежной, своевременной и достоверной информации. Информация является основой управленческого процесса, и от того, насколько она совершенна, во многом зависит качество управления предприятием. Информационная деятельность менеджера требует от него четкой организации процесса сбора, анализа и обработки информации, причем он должен уметь определять важность или второстепенность поступающей информации. Опытный менеджер также должен уметь упорядочивать коммуникации и обмен информацией в рамках предприятия и фирмы. На предприятии работу с информацией можно представить в виде схемы (рис. 7.1). Управляющая система получает от управляемой системы информацию о состоянии заданных ею технико-экономических параметров в процессе производственной и финансово-хозяйственной деятельности. На основе полученной информации управляющая система (менеджмент) вырабатывает команды управления и передает их в управляемую систему для исполнения. Информация, которая функционирует на предприятии в процессе управления, может быть классифицирована следующим образом: ■ по форме отображения (визуальная, аудиовизуальная и смешанная); ■ по форме представления (цифровая, буквенная, кодированная); ■ по роли в процессе управления (аналитическая, прогнозная, отчетная, научная, нормативная); ■ по качеству (достоверная, вероятностно достоверная, недостоверная, ложная); ■ по возможности использования (необходимая, достаточная, избыточная); ■ по степени обновляемости (постоянная, переменная); ■ по степени деятельности предприятия (экономическая, управленческая, социальная, технологическая); ■ по источнику возникновения (внутриорганизационная, внешняя); ■ по степени преобразования (первичная, производная, обобщенная); ■ по виду носителя (печатный текст, микрофильм, кинофильм, видеофильм, машинный носитель); ■ по времени поступления (периодическая, постоянная, эпизодическая, случайная). Можно выделить и еще один вид информации, который существует в памяти каждого человека, включающий знание наук, накопленный опыт, схожие управленческие ситуации, которые уже были использованы в управлении, а также данные, опубликованные в печати о работе других предприятий, факторы, влияющие на производственную и финансово-хозяйственную деятельность и управление и др.
Информация о рынке: ■ цены, скидки, условия договоров, спецификация продукта; ■ объем, история, тенденция и прогноз для конкретного продукта; ■ доля на рынке и тенденции ее изменения; ■ рыночная политика и планы; ■ отношения с потребителями и репутация; ■ численность и размещение торговых агентов; ■ каналы, политика и методы сбыта; ■ программа рекламы. Информация о производстве и продукции: ■ оценка качества и эффективности; ■ номенклатура изделий; ■ технология и оборудование; ■ уровень издержек; ■ производственные мощности; ■ размещение и размер производственных подразделений и складов; ■ способ упаковки; ■ доставка; ■ возможности проведения научно-исследовательских работ (НИР). Информация об организационных особенностях и финансах: ■ определение лиц, принимающих ключевые решения; ■ философия лиц, принимающих ключевые решения; ■ финансовые условия и перспективы; ■ программы расширения и приобретений; ■ главные проблемы и возможности; ■ программа НИР. Большое внимание со стороны менеджера должно уделяться вопросам сохранности информации и предотвращения ее утечки. Интересным представляется высказывание английских специалистов в области защиты информации: «Нет смысла тщательно проверять помещение перед заседанием, если кофе в помещение подается непроверенным сотрудником без соответствующего наблюдения». Особое внимание менеджер должен уделять построению на предприятии информационных систем. Информационные системы могут быть простыми. В этом случае происходит доставка информации от места ее возникновения до места потребления. Такая информация может поступать по телефону или через сигнализации как одноразовое сообщение, она свойственна низшей ступени управления, например: рабочее место — мастер. Более распространены сложные системы информации, соответствующие сложности производства и организационной структуре управления, которые охватывают и линейное управление, и функциональные службы предприятия. Информационные системы различаются: ■ по обработке информации — на централизованные и децентрализованные; ■ степени охвата информацией — на комплексные и локальные. Комплексные информационные системы охватывают весь комплекс служб предприятия, а локальные — предназначены для определенных функций управления. В последнее время при построении информационных систем стали выделять бэк-офисную и фронт-офисную информацию. Бэк-офисная — такая информация, доступ к которой имеют только сотрудники предприятия (все или из определенных подразделений). Фронт-офисная — такая информация, доступ к которой имеют все желающие, например клиенты предприятия.
|