![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Классификация коммуникационных сообщений.
1. По соотношению названных выше функций условно выделяются сообщения: побудительные (убеждение, внушение, приказ, просьба); информативные (передача реальных или вымышленных сведений); экспрессивные (возбуждение эмоционального переживания); фа-тические (установление и поддержание контакта). 2. По типу отношений между участниками различают: межличностные, публичные, массовые коммуникации. 3. По средствам различают: речевую (письменную и устную); паралингвистическую (жест, мимику, мелодию) и вещественно-знаковую коммуникацию (продукты производства, изобразительного искусства и т.д.). Если классифицировать управленческие коммуникации, то следует различать: межуровневые коммуникации; коммуникации по восходящей, т. е. снизу вверх; коммуникации между различными подразделениями или отделами; коммуникации между руководителем и рабочей группой, а также неформальные коммуникации. Коммуникационный процесс — это обмен информацией между двумя или более людьми. В процессе обмена информацией или коммуникативном процессе можно выделить четыре базовых элемента: ■ отправитель, т. е. лицо, генерирующее идеи или собирающее информацию и передающее ее; ■ сообщение, т. е. собственно информация, которая закодирована с помощью символов; ■ канал, т. е. средство передачи информации; ■ получатель, т. е. лицо, которому предназначена информация и которое интерпретирует ее. При обмене информацией отправитель и получатель проходят несколько взаимосвязанных этапов. Их задачей является составление сообщения, выбор и использование определенного канала для его передачи таким образом, чтобы его стороны поняли и разделили исходную идею. Этапы, которые проходят отправитель и получатель, следующие: ■ зарождение идеи; ■ кодирование информации и выбор канала; ■ передача информации; ■ декодирование — перевод символов отправителя в мысли получателя. Преграды в организационных коммуникациях и пути их преодоления. В организационных коммуникациях могут возникать определенные преграды. 1. Искажение сообщений. Оно может быть преднамеренным, когда лицо искажает какое-то сообщение с определенной целью. Это может быть фильтрация, т.е. лицо, передающее сообщение, что-то специально утаивает от получателя. Сообщение может искажаться из-за несовпадения статусов, уровней. 2. Информационные перегрузки. В этом случае преграды могут возникнуть по причине большого объема информации, невозможности и неумению со стороны менеджера отбирать действительно нужную и важную информацию. 3. Неудовлетворительная структура организации. Проблемой многих современных предприятий является неоправданно усложненная структура организации, в которой информация как бы «запутывается» при прохождении по ней, искажается или неправильно трактуется. 4. Неудовлетворительный кадровый состав. 5. Неудовлетворительный состав рабочих групп. 6. Неудовлетворительный способ организации власти и распределения задач. 7. Конфликты между различными группами или подразделениями. Если есть преграды в коммуникативном процессе, значит, должны существовать пути их преодоления. Таких путей существует несколько (квалифицированный менеджер, имеющий большой опыт работы, может владеть своими собственными секретами преодоления преград): ■ регулирование информационных потоков. Именно это на ■ управленческие действия. Они включают в себя планирование, организацию, мотивацию, реализацию и контроль; ■ системы обратной связи. Если системы обратной связи не отработаны, то теряется смысл в самом коммуникативном процессе; ■ системы сбора предложений. Это могут быть анонимные ящики или анонимные звонки. На многих предприятиях (например, Siemens) такие ящики существуют в подразделениях и цехах; ■ информационные бюллетени, публикации и видеозаписи организации тоже относятся к информационному менеджменту, или knowledge –менеджменту; ■ современные информационные технологии. Оснащение предприятий персональными компьютерами, установка Internet и Intranet, электронная почта, факсы, видеоконференции и т. п.
|