Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Холистически-семантические модальности






Глобально-фоновая модальность характерна для очень общих фраз — она часто подчеркивает фоновый акцент и в принципе затрудняет партнеру переход к чересчур откровенной локально-когнитивной модальности:

— Мне жаль, что так все получилось, но поперек воли Всевышнего не пойдешь. (глоб - фон)

— Давай поговорим о наших отношениях, сложившихся в последнее время. (глоб - фон)

— Ну что же, так и будем труса праздновать, как кролики при виде удава? (глоб - фон)

Упражнение. Придумайте ситуации, в которых естественно возникает глобально-фоновая модальность.

Упражнение. Переведите следующие трансляции и пять трансляций по своему выбору в глобально-фоновую модальность.

1. — А мне, пожалуйста, крема побольше!

2. — Бывает в жизни всякое-разное...

3. — Ой, не надо так! Ой!

4. — Ты мне глазки-то не строй, Христина — еще успеешь.

5. — (по телефону) Мне, пожалуйста, Эммануила попросите, пожалуйста.

Упражнение. Ответьте на следующие обращения и на пять обращений по своему выбору в глобально-фоновой модальности.

1. — Вы любите путешествовать на яхте, Христофор?

2. — Почему же перец это остро — это естественно, на мой взгляд.

3. — Хрисанф, пожалей кошку!

4. — Почему змея любит птичек?

5. — А я еще долго буду маленьким?

Упражнение. Сформулируйте в глобально-фоновой модальности обращения в следующих ситуациях и в пяти ситуациях по своему выбору. Ответьте на них: а) синтонно и б) антитонно.

1. Приветствие старого друга на берегу озера.

2. Знакомство с приятным женским голосом в телефонной трубке, ошибшимся номером.

3. Юноша представляет своей бабушке новую знакомую.

4. Приглашение отдаленное по времени неофициальное невесты на интимный ужин.

5. Претензия серьезная долговременная публичная к домашнему животному.

Глобально-когнитивная модальность — прерогатива высоких начальников, и ей специально учат (или, по крайней мере, должны учить) на курсах подготовки топ-менеджеров крупных фирм и корпораций. Но и в обычной жизни умение высказать содержательную мысль или указание, не опускаясь до уровня деталей — одно из ценнейших в коммуникативной практике:

— Я требую, чтобы ты стал, наконец, учиться! (глоб - ког)

— Ты меня жди — я скоро вернусь. (глоб - ког)

— Ты когда-нибудь выйдешь за меня замуж? (глоб - ког)

Упражнение. Придумайте ситуации, в которых естественно возникает глобально-когнитивная модальность.

Упражнение. Переведите следующие трансляции и пять трансляций по своему выбору в глобально-когнитивную модальность.

1. — Пальчик, пальчик болит!

2. — А у меня папа — футболист!

3. — Зачем тебе платье до колен? Сейчас такие не в моде.

4. — Да пропади она пропадом, эта твоя родинка!

5. — Фу-ты ну-ты, какие мы сердитые!

Упражнение. Ответьте на следующие обращения и на пять обращений по своему выбору в глобально-когнитивной модальности.

1. — Почем вишни, хозяйка?

2. — Я бы хотел узнать, чем кормят в вашем ресторане гурманов.

3. — Какой прогноз погоды на завтра?

4. — Неужели биржевые индексы для тебя интереснее покроя моего нового платья, дорогой?

5. — И давно вы в последний раз обновляли свое программное обеспечение, Мисаил?

Упражнение. Сформулируйте в глобально-когнитивной модальности обращения в следующих ситуациях и в пяти ситуациях по своему выбору. Ответьте на них: а) синтонно и б) антитонно.

1. Обвинение незначительное приватное коллеге.

2. Извинение публичное несерьезное перед учителем за опоздание.

3. Требование существенное обычное приватное к подчиненному.

4. Просьба униженная приватная срочная необычная к отцу.

5. Обида прямая небольшая острая, выраженная наедине новому другу.

Глобально-стилистическая модальность также весьма ценна в коммуникации, и ст о ит овладевать ею специально, так как эффект от таких трансляций может быть очень сильным и необычным. Типичная ситуация, когда возникает эта модальность — выразительный ритуальный жест:

— Ты идешь со мной в зоопарк?

— У-у (очень энергично отрицательно трясет головой, с риском повредить шею) (глоб - стил)

В глобально-стилистической модальности звучат чересчур яркие метафоры — трансляции, непосредственный смысл которых затеняется силой образа:

— Ну пойми, не могу я так — это все равно, что горэц бэз киньжяла! (глоб - стил)

Упражнение. Придумайте ситуации, в которых естественно возникает глобально-стилистическая модальность.

Упражнение. Переведите следующие трансляции и пять трансляций по своему выбору в глобально-стилистическую модальность.

1. — Лысых не уважаю.

2. — Стерлядь — символ лучшей России.

3. — Ай!

4. — Я думаю, в прошлой жизни вы, Тарас, были бегемотом.

5. — Закрой за собой дверь, Прохор.

Упражнение. Ответьте на следующие обращения и на пять обращений по своему выбору в глобально-стилистической модальности.

1. — Как это птицы летают — не понимаю.

2. — А ты мне купишь игрушечный паровозик? — и чтобы по рельсам ездил!

3. — Ну обними же меня страстно, Диана!

4. — Всех этих косвенных заигрываний я не понимаю, откровенно говоря.

5. — Зачем тебе рыба, когда я гречневую кашу с жареным луком разогрела?

Упражнение. Сформулируйте в глобально-стилистической модальности обращения в следующих ситуациях и в пяти ситуациях по своему выбору. Ответьте на них: а) синтонно и б) антитонно.

1. Угроза прямая моральная на ближайшее будущее врагу.

2. Поддержка советом легкая домашнего животного.

3. Комплимент поверхностный приватный молодящемся старику.

4. Обещание верное публичное ученику.

5. Поручение трудноисполнимое деликатное неофициальное взрослому сыну.

Локально-фоновая модальность используется, когда в фоновом описании или комментарии сильно подчеркиваются детали, и это может придать трансляции большую выразительность:

— Как вы тут сидите без пива — понять невозможно! (лок - фон)

— (как бы сам себе) Не знаю, как других мужчин, а меня редко трогают чужие истерики. (лок - фон)

— Давай я буду контрразведчиком, а ты — агентом с фальшивым паспортом и большими усами. (лок - фон)

Упражнение. Придумайте ситуации, в которых естественно возникает локально-фоновая модальность.

Упражнение. Переведите следующие трансляции и пять трансляций по своему выбору в локально-фоновую модальность.

1. — (при неожиданной встрече) Ах, Софрон! Обожаю!

2. — Различные особенности моего характера мешают мне объясниться с вами откровенно.

3. — Я не изменился за эти годы — почти.

4. — Молчи, дура! (закрывает рот партнерше рукой)

5. — Уф! (с облегчение расслабляется, упав в кресло и закрыв глаза)

Упражнение. Ответьте на следующие обращения и на пять обращений по своему выбору в локально-фоновой модальности.

1. — Где твой стыд, Серафима?!

2. — Мама, почему ты до сих пор не разрешаешь мне самому завтракать?

3. — Откуда только берутся послушные дети? может ты, Сенечка, знаешь?

4. — Морковные оладьи тебе удались, Беатриса.

5. — А вот ресницами хлопать, пожалуй, не стоит, Анжелика.

Упражнение. Сформулируйте в локально-фоновой модальности обращения в следующих ситуациях и в пяти ситуациях по своему выбору. Ответьте на них: а) синтонно и б) антитонно.

1. Возложение приватное вины малой давней на мужа.

2. Предложение неофициальное приватное серьезное красивой женщине.

3. Донос устный истинный шуточный другу на его жену.

4. Объявление приватное шуточное форс-мажора бабушке.

5. Объявление приватное серьезное подчиненному о начале нового рабочего сюжета.

Локально-когнитивная модальность может показаться чересчур прямолинейной — но иногда именно она является самой эффективной и единственно адекватной: здесь мысль высказывается прямо и предметно.

— Чего ты от меня хочешь, объясни наконец!

— Ну, если честно, то порцию ананасового мороженого. (лок - ког)

— Знаешь, такому мужчине я бы свои слизистые оболочки не доверила! (лок - ког)

— А теперь посмотри мне прямо в глаза! (лок - ког)

Упражнение. Придумайте ситуации, в которых естественно возникает локально-когнитивная модальность.

Упражнение. Переведите следующие трансляции и пять трансляций по своему выбору в локально-когнитивную модальность.

1. — Светает нынче рано.

2. — Эх! (бьет себя кулаком в расправленную грудь)

3. — Приятно ужинать при свечах, в изысканном обществе.

4. — Высоко в горах существуют разные опасности, в том числе и для жизни.

5. — Где наша не пропадала!

Упражнение. Ответьте на следующие обращения и на пять обращений по своему выбору в локально-когнитивной модальности.

1. — Расскажите о вашей жизни, Прокофий Силантьевич.

2. — Почему бы папе не стать чуточку добрее и внимательнее к детям?

3. — Неужели ты до сих пор меня не простила, Мавра?

4. — Что-то странное за окном, Дарья — неужели это вьюга так завывает?

5. — А ты разозлись как следует и скажи прямо, не стесняясь в выражениях, что ты обо мне, негодяе, думаешь!

Упражнение. Сформулируйте в локально-когнитивной модальности обращения в следующих ситуациях и в пяти ситуациях по своему выбору. Ответьте на них: а) синтонно и б) антитонно.

1. Соболезнование приватное серьезное кукле, лишившейся волос.

2. Прощание неофициальное эмоциональное с другом надолго.

3. Признание публичное вины немалой недавней перед товарищем.

4. Усмирение публичное непослушного ученика.

5. Заявление публичное о своем желании искупаться в горном озере.

Локально-стилистическая модальность — самая плотная из холистически-семантических, и ею не нужно злоупотреблять. Но иногда, в качестве «перца», она может использована вполне успешно. Типичный пример — выразительный жест пальцем или другой выступающей частью тела

— И что ты можешь мне предложить?

— Вот. (демонстрирует фигу, поднося ее близко к носу партнера) (лок - стил)

 

— Что же, мне совсем нельзя пить?

— Ни капельки! (выразительно качает указательным пальцем вправо-влево) (лок - стил)

В той же модальности звучит реплика, в которой протагонист делает акцент на одном из слов, резко стилистически выпадающем из общего строя речи:

— (льстиво) Вот, извольте, Парфен Егорыч, капустки маринованной, да селедочки кусочек, да картошечки горяченькой с маслицем — и (грозно протягивая) винища стакан! (лок - стил)

Упражнение. Придумайте ситуации, в которых естественно возникает локально-стилистическая модальность.

Упражнение. Переведите следующие трансляции и пять трансляций по своему выбору в локально-стилистическую модальность.

1. — Садитесь, Тихон Патрикеевич, вот на диван хотя бы.

2. — Это сложный, деликатный вопрос.

3. — Вот уж не думал-не гадал!

4. — И причем тут моя теория? не понимаю, уважаемый Савелий Никанорович.

5. — На то и щука в море, чтобы мы с вами не дремали, коллеги.

Упражнение. Ответьте на следующие обращения и на пять обращений по своему выбору в локально-стилистической модальности.

1. — Неужели тебя правда заметили?

2. — А теперь, Фалалей, повторите, пожалуйста, свои ключевые доводы.

3. — Неужели, Мартьян, ты правда больше не возьмешь в рот ни капли?!

4. — Пришло твое время, Фабиан.

5. — Не горюй, Харитон, всё равно наша правда!

Упражнение. Сформулируйте в локально-стилистической модальности обращения в следующих ситуациях и в пяти ситуациях по своему выбору. Ответьте на них: а) синтонно и б) антитонно.

1. Признание приватное неохотное правоты жены.

2. Жалоба маме на строптивую неаккуратную куклу.

3. Похвальба нескромная перед одноклассниками своим отцом.

4. Признание перед экзаменатором своего страха перед экзаменом.

5. Предложение абстрактное бабушке помощи по хозяйству.

Упражнение. Придумайте диалоги из двух реплик в следующих парах модальностей:

(глоб - фон) — (лок - ког)

(глоб - ког) — (лок - фон)

(глоб - стил) — (лок - фон)

(лок - фон) — (глоб - стил)

(лок - ког) — (глоб - фон)

(лок - стил) — (глоб - ког)

(глоб - фон) — (глоб - ког)

(глоб - ког) — (глоб - стил)

(лок - стил) — (лок - фон)

(лок - фон) — (лок - ког)

Пример.

— Я очень рад возможности поговорить с тобой о насущных проблемах, Билл. (глоб - фон)

Я понимаю: тебя волнует мой долг, Теодор! (лок - ког)

Упражнение. Ответьте на следующие обращения и на пять обращений по своему выбору в каждой из шести холистически-семантических модальностей.

1. — Ой, мне плохо! умираю!

2. — Мне нужно от тебя немного внимания.

3. — Зачем ты меня звал, Демьян?

4. — Ну, если уж пришел, то давай поговорим.

5. — Почему ты молчишь, Савватий?

Упражнение. Придумайте сценки в трех вариантах на каждую из следующих тем и на пять тем по своему выбору. Действующие лица должны придерживаться следующих модальностей:

а) протагонист — глоб - фон, партнер — лок - стил;

б) протагонист — глоб - ког, партнер — глоб - фон;

в) протагонист — лок - ког, партнер — глоб - стил.

1. Фабрика детских игрушек «Карапуз». Маркетолог Евдокия пытается понять, почему не пользуется популярностью недавняя новинка фабрики — говорящий попугай «Савва». Наконец, она решает обсудить этот вопрос с самим Саввой.

2. Игрушечные крокодил Константин и свинка Хавронья, стоящие на витрине детского универмага, спорят, кого из них больше любят дети и почему.

3. Молодой воин Зуб Мамонта из племени Быстроногих Оленей просит у старейшины племени Развесистого Дуба благословение на брак с девушкой по имени Цветок Зари. Развесистый Дуб пытается понять, насколько серьезно Зуб Мамонта относится к Цветку и будущей семейной жизни.

4. Стюардесса Генриетта успокаивает пассажира, панически боящегося аварии, террористов и т. д.

5. Парикмахер Кузьма Нифонтович успокаивает свою постоянную клиентку Розу, находящую, что ее стрижка чересчур экстравагантна, объясняет ей, что такова мода и т. д.

Упражнение. Придумайте сценки в трех вариантах на каждую из следующих тем и на пять тем по своему выбору. Действующие лица должны придерживаться следующих модальностей:

а) протагонист — лок - фон, партнер — лок - ког;

б) протагонист — глоб - ког, партнер — лок - ког;

в) протагонист — лок - стил, партнер — глоб - фон.

1. Девушка Жанна с восторгом рассказывает своей маме про ухаживания своего нового кавалера Вавилы. У мамы, однако, свои взгляды на эту тему в целом и на Вавилу в частности.

2. Кот Епифан устраивает своей хозяйке Глафире допрос с пристрастием о причинах ее вечернего опоздания, ревнует, предъявляет свои права, ставит условия и т. п. Глафира с трудом отбивается.

3. Пудель Парамон ведет на прогулку по городскому парку своего хозяина Остапа. По дороге они обсуждают достоинства проходящих девушек и собак, постоянно расходясь во мнениях, но не ссорясь.

4. Мардарий — хозяин кота Гладиатора — абстрактно подумывает жениться и обсуждает с котом возможные качества будущей невесты, положительные и отрицательные, и перспективы брака.

5. Старый холостяк Викт о р просит свой диван посодействовать в приеме новой подружки Виктора. Диван относится к мероприятию скептически и ничего заранее не обещает. Виктор несколько нервничает.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.017 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал