Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Логистически-диадические модальности
Символически-янская модальность — самая тонкая и из холистически-диадических, и довольно острая; однако она не слишком широко распространена и может оказать на неподготовленного партнера сильное психологическое воздействие, в том числе и не предусмотренное протагонистом: — Пойми, Феофил: я для тебя — царевна! (сим - ян) — Почему, Поликарп, волком смотришь? отвечай как на духу! (сим - ян) — Иди, Митрофан, скатертью дорога! (сим - ян) Упражнение. Придумайте ситуации, в которых естественно возникает символически-янская модальность. Упражнение. Переведите следующие трансляции и пять трансляций по своему выбору в символически-янскую модальность. 1. — Ты мне нравишься телом, Каллиопий. 2. — Лучшее, что есть в моей жизни — это пляж на море. 3. — (горестно) Эх! 4. — Я, пожалуй, удалюсь от греха. 5. — Бывает, человек и заблуждается насчет самого себя. Упражнение. Ответьте на следующие обращения и на пять обращений по своему выбору в символически-янской модальности. 1. — Что тебе положить из еды, Сигизмунд? 2. — Ты что, против меня интригу затеяла, Олимпиада? 3. — Лучше посиди, сынок, послушай, что умные люди говорят. 4. — Риск — благородное дело, папа. 5. — А зачем так далеко ходить? Упражнение. Сформулируйте в символически-янской модальности обращения в следующих ситуациях и в пяти ситуациях по своему выбору. Ответьте на них: а) синтонно и б) антитонно. 1. Призыв к соседу вести себя потише в воскресенье утром. 2. Сомнение в собственных силах при разговоре с начальником. 3. Согласие частичное с мнением высшего начальства. 4. Несогласие с критикой за домашним обедом. 5. Замечание дочери, недостаточно аккуратной во внешности. Символически-иньская модальность хороша для поэтов и стихийных манипуляторов иньского толка; при умелом использовании она нередко оказывается весьма эффективной: — О, как моя жизнь похожа на каторгу — после казни у позорного столба! (сим - инь) — Как странно, что птички щебечут надо мной — как будто кому-то еще есть до меня какое-то дело! (сим - инь) — Если никто меня не накормит — что ж, увяну, как цветок жасмина позднею весной. (сим - инь) Упражнение. Придумайте ситуации, в которых естественно возникает символически-иньская модальность. Упражнение. Переведите следующие трансляции и пять трансляций по своему выбору в символически-иньскую модальность. 1. — Иди сюда поскорее, Рената! 2. — Мне нужен нож, по возможности острый. 3. — Как тебе не стыдно, Филофей?! — ответь, пожалуйста! 4. — Что ты, Фалалей, всё гусем лапчатым выступаешь? 5. — Зачем тебе в доме игуана?! Упражнение. Ответьте на следующие обращения и на пять обращений по своему выбору в символически-иньской модальности. 1. — Кто ты мне: отец или не отец?! 2. — Мне не особенно нравятся всякие выкрутасы у девушек, мама. 3. — Что тебе нужно взять с собой в путешествие — скажи сразу. 4. — И какого цвета гора Килиманджаро утром? 5. — Я жду твоих указаний, Фрол. Упражнение. Сформулируйте в символически-иньской модальности обращения в следующих ситуациях и в пяти ситуациях по своему выбору. Ответьте на них: а) синтонно и б) антитонно. 1. Отповедь взрослеющему сыну, желающему денег на мотоцикл. 2. Выражение уверенности в способности друга найти себе новую подружку. 3. Вручение подарка домашнему животному. 4. Принятие подарка от подчиненных по случаю дня рождения. 5. Нагоняй жене за несвоевременно убираемый дом. Содержательно-янская модальность может использоваться для прямого давления на партнера; однако ее лучше чередовать с другими модальностями рассматриваемой серии, во избежание конфликта: Принеси мне индийские тапочки и арабский халат с кистями, Агнесса! (сод - ян) Зачем тебе мой домашний телефон, Парамон? (сод - ян) Вы замужем, милая незнакомка? (сод - ян) Упражнение. Придумайте ситуации, в которых естественно возникает содержательно-янская модальность. Упражнение. Переведите следующие трансляции и пять трансляций по своему выбору в содержательно-янскую модальность. 1. — Хоть груздем назови, только бы не в короб! 2. — Хорошо тому, кто о себе сам заботится. 3. — Ну ты ведь знаешь Савву как облупленного! 4. — А как плюхнешься в озеро — и в раю! 5. — Младенец — вот о чем все мои мысли! Упражнение. Ответьте на следующие обращения и на пять обращений по своему выбору в содержательно-янской модальности. 1. — Зачем нам ссориться, Фемистокл? 2. — Наука — фундамент знания, Сакердон. 3. — Нет лучше, чем дружить без ссор и предательств, Фатьян. 4. — И, кстати, Ярополк, женятся не так часто, как оно иногда хочется. 5. — Приданое нынче не в моде, милый. Упражнение. Сформулируйте в содержательно-янской модальности обращения в следующих ситуациях и в пяти ситуациях по своему выбору. Ответьте на них: а) синтонно и б) антитонно. 1. Похвала мужу, получившему премию и не растратившего ее тут же. 2. Благодарность пылкая спонтанная за принесенные мужем цветы. 3. Критика умеренная публичная подчиненного за промах. 4. Увещевание сына, не желающего ставать рано утром. 5. Признание окончательное своей неполноценности. Содержательно-иньская модальность — самая плотная из логистически-диадических, но не всегда самая убедительная; ею надо пользоваться аккуратно, чтобы не возбудить подозрений в манипуляции: — Плохо, когда никто-никто не напоит тебя обыкновенным чаем. (сод - инь) — Живу я так себе, на зарплату среднего менеджера — но по воскресеньям обедаю все же в ресторане. (сод - инь) — И тогда мне в голову пришла идея: что же я до сих пор его терплю?! (сод - инь) Упражнение. Придумайте ситуации, в которых естественно возникает содержательно-иньская модальность. Упражнение. Переведите следующие трансляции и пять трансляций по своему выбору в содержательно-иньскую модальность. 1. — Иди на реку, Гервасий, и там жди меня в камышах у запруды. 2. — Реклама фирмы — это ее знамя, Ульяна. 3. — Мой девиз: не сдаваться! 4. — Не скачи козлом, Пантелей! 5. — Ну язычок у тебя — как бритва! Упражнение. Ответьте на следующие обращения и на пять обращений по своему выбору в содержательно-иньской модальности. 1. — И каково же ваше жизненное кредо, Силантий? 2. — Отвечай коротко: жить хочешь?! 3. — Зачем аисту такие длинные ноги и клюв? 4. — А как вас зовут, юноша? 5. — Где вы родились, Серафим? Упражнение. Сформулируйте в содержательно-иньской модальности обращения в следующих ситуациях и в пяти ситуациях по своему выбору. Ответьте на них: а) синтонно и б) антитонно. 1. Жалоба кукле на противных родителей. 2. Хвастовство перед друзьями своей новой игрушкой. 3. Страх перед надвигающимися событиями. 4. Боязнь лишения свободы. 5. Усмирение домашнего животного, не подчиняющегося приказу. Упражнение. Сочините диалоги, состоящие из двух реплик, в каждой из следующих пар комплексных модальностей: 1. (сим - ян) — (сод - инь) 2. (сим - ян) — (сод - ян) 3. (сим - инь) — (сим - инь) 4. (сод - инь) — (сим - ян) 5. (сод - ян) — (сим - ян) 6. (сод - ян) — (сим - инь) 7. (сим - инь) — (сод - ян) 8. (сим - инь) — (сод - инь) 9. (сод - ян) — (сод - инь) 10. (сод - инь) — (сод - ян) Упражнение. Ответьте на следующие обращения и на пять обращений по своему выбору в каждой из шести логистически-семантических модальностей. 1. — А если я завтра уволюсь, Феогност? 2. — Мне неприятна грубость, Корнелия. 3. — Я сомневаюсь, Зигфрид. 4. — Ну, если бы немного отдохнуть, Онисифор Фокич, то я бы заработал совсем по-другому... 5. — Где же это видано, чтобы яйца курицу учили, Мечислав? Упражнение. Переведите следующие обращения и пять обращений по своему выбору в каждую из шести логистически-семантических модальностей. 1. — Делаю вам второе замечание, Ладимир. 2. — Я пришлю вам помощь, Корнелия. 3. — Ты далеко направляешься, Нектарий? 4. — Я не был здесь никогда и потому заблудился. 5. — Мне очень неловко, Флора. Упражнение. Сочините по две сценки на следующие темы и на пять тем по своему выбору. Герои сценок должны выступать в следующих модальностях: а) протагонист — сод - ян, партнер — сим - инь; б) протагонист — сим - ян, партнер — сод - инь. 1. Зоопарк. Зубриха Зинаида не спит по ночам и вообще явно «на взводе». Смотритель зубрятника Порфирий (протагонист) пытается понять, в чем дело, и привести ее в чувство. 2. Зоопарк. Захар — служитель жирафа Жоржа — жалуется ему на свою семейную жизнь. Жорж дает Захару ценные советы. 3. Волчица Варвара — жена волка Георгия — отправляет его утром на охоту, желательно за свежей зайчатиной. Волк ленив и ничего не обещает, если не улыбнется удача. Варвара же считает, что главное у волка — это быстрые ноги и острые зубы. 4. Волк Георгий сидит в засаде под высоким дубом, поджидая зайца Захара. С ним с ветки вступает разговор малиновка Маня (протагонист), которая объясняет волку преимущества вегетарианства и ненасилия. Волк возражает. 5. Шах Абдулла расспрашивает свою старшую жену Зульфию, какое у нее впечатление от первых дней жизни в гареме его новой любимой жены Гюльчатай. Зульфия тонко критикует Гюльчатай, Абдулла в ответ всячески оправдывает ее. Упражнение. Сочините по три сценки на следующие темы и на пять тем по своему выбору. Герои сценок должны выступать в следующих модальностях: а) протагонист — сод - ян, партнер — сод - инь; б) протагонист — сим - ян, партнер — сим - инь; 1. Командир пассажирского самолета Касьян интересуется у новой стюардессы Вилены, привыкает ли она к полетам, и намекает на возможность необычных сексуальных переживаний в полете. Вилена аккуратно уходит от темы. 2. Каменный век. Молодой воин Зуб Мамонта собирается на охоту. Его жена Цветок Зари дает ему наставления и задания. Зуб вежлив, но дает жене понять, что она не вполне понимает, о чем говорит. 3. Молодой воин Зуб Мамонта возвращается домой усталый, но с добычей, и рассказывает своей жене Цветку Зари о своих приключениях. Жена вставляет в его рассказ восхищенные реплики, свои комментарии и т. п. 4. Директор зоопарка Харитон Харитонович обсуждает со своим заместителем, начальником отдела снабжения Семеном Дормидонтовичем проблемы расширения состава животных: пожелания городского начальства и посетителей и возможности зоопарка. 5. Фабрика детских игрушек. Говорящий попугай Савва и шагающий и раскрывающий пасть крокодил Константин спорят о том, кто из низ нужнее детям.
|