Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Логистически-семантические модальности






Символически-фоновая модальность — самая тонкая из логистически-семантических, и люди, которые ею свободно владеют, украшают любое социальное собрание. Умение деликатно сменить тему, изысканно отвлечь внимание партнера, повернуть общую беседу в нужную сторону — все это удобно делать, используя символически-фоновые трансляции:

— (тонкий намек, что ситуация дозрела до ужина) А французы называют русские блюда «а-ля рюс». (сим - фон)

— (косвенное приглашение: информация о возможности выпить коньяку) В наш бар вчера вторгся «Наполеон» — нужен Кутузов. (сим - фон)

— Холодно, однако, сегодня — словно лютая ведьма нарочно выдохнула свою злость в виде снежной бури. (сим - фон)

Символически-фоновая модальность естественно возникает в чересчур абстрактных или слишком образных трансляциях, когда протагонист непонятно, куда клонит:

— Извечная тема борьбы со злом в последнее время несколько модифицировалась. (сим - фон)

— Мы с тобой, дорогая, смотримся, как Юнона и авось. (сим - фон)

Упражнение. Придумайте ситуации, в которых естественно возникает символически-фоновая модальность.

Упражнение. Переведите следующие трансляции и пять трансляций по своему выбору в символически-фоновую модальность.

1. — Застегни ширинку, Амадей.

2. — Ух!

3. — (показывает партнеру кукиш)

4. — В этом краю слишком много комаров.

5. — Здравствуйте, Мишель!

Упражнение. Ответьте на следующие обращения и на пять обращений по своему выбору в символически-фоновой модальности.

1. — Прощай навсегда, Антуан!

2. — Мне неясны причины вашего поведения, дорогой Дементий.

3. — А нет ли у вас навоза на продажу, Севастьян?

4. — Терентий, угостите барышню мороженым!

5. — Зачем тебе паровоз, Сема?

Упражнение. Сформулируйте в символически-фоновой модальности обращения в следующих ситуациях и в пяти ситуациях по своему выбору. Ответьте на них: а) синтонно и б) антитонно.

1. Объявление форс-мажора любимой женщине.

2. Сын объявляет матери о своем намерении жениться.

3. Приветствие на улице стареющего дальнего родственника.

4. Попытка знакомства с молодым попутчиком в междугороднем автобусе.

5. Представление себя предполагаемому будущему начальнику в неофициальной обстановке.

Символически-когнитивная модальность бывает очень эффективной, если символ точно подобран; но иначе прямой смысл может быть понят партнером превратно; очень удачная модальность для ругательств:

— Ты, Паисий — дундук твердолобый! (сим (сод)- ког)

— А ты, Игнатьич — фетюк! (сим - ког)

(Что такое «дундук» и «фетюк», протагонист и партнер представляют себе плохо, но это их не смущает — работает презрительная интонация.)

— Пахом, почему опять груши околачиваешь? (сим - ког)

Символически-когнитивная модальность естественно появляется в ответе на вопрос протагониста об имени или названии:

— Ты у кого вчера была, Нинель?

— (со значением) У Зиновия. (сим - ког)

Еще примеры:

— Позови ко мне (торжественно) Афанасия! (сим - ког)

 

— Да, я еду (с вызовом и торжественно) в Париж! (сим - ког)

 

— Ты почему не хочешь со мной дружить?

— Потому что гусь свинье не товарищ. (сим - ког)

 

— Вот все ты ругаешь меня — а вдруг я всерьез обижусь?

— Пустое: брань на вороту не виснет. (сим - ког)

Упражнение. Придумайте ситуации, в которых естественно возникает символически-когнитивная модальность.

Упражнение. Переведите следующие трансляции и пять трансляций по своему выбору в символически-когнитивную модальность.

1. — (при встрече, улыбаясь и подходя неприлично близко) А это я!

2. — Мои главные ценности — вот они! (обводит жестом дом и членов семьи)

3. — Мои лучшие друзья — солнце и ветер!

4. — Что-то у меня половики запылились — пылесос, что ли, сменить?

5. — Моя любовь — Эминем!

Упражнение. Ответьте на следующие обращения и на пять обращений по своему выбору в символически-когнитивной модальности.

1. — Почему муравьи такие любопытные?

2. — Почему ты, папа, такой молчаливый сегодня — я тебя обидел?

3. — Я боюсь этого дяди — он такой ужасно толстый!

4. — А что такое «Филиппины»?

5. — А давай я буду тобой командовать, хотя бы сегодня вечером?

Упражнение. Сформулируйте в символически-когнитивной модальности обращения в следующих ситуациях и в пяти ситуациях по своему выбору. Ответьте на них: а) синтонно и б) антитонно.

1. Предъявление публичное претензии серьезной долговременной малолетней сестре.

2. Обвинение среднее выношенное личное выразительное родному дяде.

3. Извинение серьезное приватное перед отцом за грубость.

4. Требование закономерное приватное актуальное к семилетнему сыну.

5. Просьба косвенная вежливая неслучайная к легкомысленной подруге.

Символически-стилистическая модальность таит в себе огромные коммуникативные богатства, и в ней ст о ит специально попрактиковаться, начиная от поисков экзотических метафор и кончая эффектными жестами (ковыряние в носу — исключение).

— Я сегодня — точно пузырь на болоте; скоро лопну. (сим - стил)

— Вот! (показывая партнеру кукиш или еще хуже) (сим - стил)

— Что ты, Авдотья, все по жизни лягушкой скачешь — лучше бы филином в дупле сидела да глазами лупала. (сим - стил)

— Ох! (всем телом показывает полный упадок сил) (сим - стил)

В символически-стилистической модальности реализуется большая часть популярных ругательств и кратких эмоциональных выплесков, но автор в примерах ограничится цензурным минимумом:

— (гневно, громко) Черт рогатый бессовестный! (сим (сод)- стил)

— Кикимора болотная! (сим - стил)

— Ядрена вошь! (сим - стил)

— (ребенку; гневно и грозно) Ты, спрашивается, кто?! Ты — клоп! (делая пальцем характерный раздавливающий жест) (сим - стил)

Упражнение. Придумайте ситуации, в которых естественно возникает символически-стилистическая модальность.

Упражнение. Переведите следующие трансляции и пять трансляций по своему выбору в символически-стилистическую модальность.

1. — Давай дружить, Диана!

2. — Мне так больно от нашего разрыва, Фелицата — ты себе не представляешь!

3. — Я не смею высовываться — боюсь, честно говоря.

4. — А вот горные лыжи — это моя страсть.

5. — Савелий — мой сосед, и закадычный друг.

Упражнение. Ответьте на следующие обращения и на пять обращений по своему выбору в символически-стилистической модальности.

1. — Представь, Никодим: я построил себе дачу с камином и банькой — всего за два года.

2. — Ну, любовницы бывают разные — и далеко не все стремятся выйти за тебя замуж, имей в виду, Никитич.

3. — Для меня, например, главное — режим питания — ну и сна, само собой разумеется.

4. — Ты меня неправильно понял — я вовсе не хотел тебя обидеть, Симеон.

5. — С летающими тарелками лучше не встречаться — это я как опытный человек тебе говорю, Люциан.

Упражнение. Сформулируйте в символически-стилистической модальности обращения в следующих ситуациях и в пяти ситуациях по своему выбору. Ответьте на них: а) синтонно и б) антитонно.

1. Обида прямая выразительная публичная на большого начальника, выраженная в родном коллективе.

2. Угроза косвенная несерьезная домашнему животному.

3. Поддержка моральная приватная друга, которому подложили свинью в личной жизни.

4. Комплимент приватный кукле, которая хорошо ела за обедом.

5. Обещание немалое публичное непосредственному начальнику.

Содержательно-фоновая модальность свойственна людям, конкретно заботящимся об общем благе, но не идущим дальше постановки вопроса:

— Мне кажется, было бы хорошо включить свет — уже темнеет. (сод - фон)

— Борщ отличный, дорогая Анастасия, но грустно думать, что наш обед им исчерпывается. (сод - фон)

Другие примеры:

— (в светской беседе) Наше телевидение меня радует: на этой неделе наконец запускают Санта-Барбару. (сод - фон)

— (начиная рассказ) Был я тогда молодой и зеленый, но много о себе понимал. (сод - фон)

Хорошо, тщательно прописанный фон — качество добротных романов, но даже в анекдотах без фона обойтись не удается, и первая фраза анекдота часто звучит именно в содержательно-фоновой модальности:

— Штирлиц вышел из конспиративной квартиры и посмотрел по сторонам. (сод - фон)

Упражнение. Придумайте ситуации, в которых естественно возникает содержательно-фоновая модальность.

Упражнение. Переведите следующие трансляции и пять трансляций по своему выбору в содержательно-фоновую модальность.

1. — Ты — свет очей моих, Фабиан!

2. — Ой, не надо!

3. — А завтра мы идем на рок-фестиваль.

4. — Гиппопотам Боря — мой лучший друг в зоопарке!

5. — Страх — плохой советчик.

Упражнение. Ответьте на следующие обращения и на пять обращений по своему выбору в содержательно-фоновой модальности.

1. — Мы вдвоем это бревно перепилим, я думаю.

2. — Далеко ли до переправы, уважаемый?

3. — Нет, здесь слишком глубоко, чтобы тебе купаться — я буду волноваться, Эмма.

4. — Сытый голодного не разумеет — давай я сначала поем, моя дорогая.

5. — Я не люблю влезать в долги — отдавать-то все равно придется, Джим.

Упражнение. Сформулируйте в содержательно-фоновой модальности обращения в следующих ситуациях и в пяти ситуациях по своему выбору. Ответьте на них: а) синтонно и б) антитонно.

1. Поручение трудноисполнимое приватное сыну-подростку.

2. Приказ неотложный ответственный строгий в своем кабинете строптивому подчиненному.

3. Возложение вины справедливое за серьезный промах на партнера.

4. Предложение неофициальное старому знакомому приятно провести время.

5. Донос письменный отцу на домашнее животное.

Содержательно-когнитивная модальность очень конкретна — дальше некуда; она показывает большую целеустремленность человека, но может оказать несколько занудной и неприличной: слишком «близкой к телу»:

— Мне, пожалуйста, двести граммов сыру — швейцарского. (сод - ког)

— Ты, Виолетта, прямо говори: хочу спать, или: хочу есть, или, допустим: прогуляться — и я сразу тут как тут. (сод - ког)

Любители этой модальности чувствуют себя неловко в ритуальных ситуациях: например, им трудно нормально поздороваться, или же они переходят к «содержательному» общению с места в карьер:

— Привет, Вольдемар — ну ты растолстел — просто ужас как! неужели на пельменях?! (сод - ког)

Упражнение. Придумайте ситуации, в которых естественно возникает содержательно-когнитивная модальность.

Упражнение. Переведите следующие трансляции и пять трансляций по своему выбору в содержательно-когнитивную модальность.

1. — Все, я — король!

2. — Прошу прощения!

3. — Тсс! (прижимает палец к губам)

4. — Начальник начальнику рознь.

5. — Мал золотник, да дорог, — так-то вот, Казимир.

Упражнение. Ответьте на следующие обращения и на пять обращений по своему выбору в содержательно-когнитивной модальности.

1. — Я — человек без сложностей, из этого и исходите.

2. — Нет, извините, Феодосия, этот свой кулон я вам пока не продам — жалко расставаться.

3. — Вот, познакомься, Виктор, это моя подруга с юности Леокадия.

4. — Предательство — плохой конец парного сюжета, дорогой мой Любомир.

5. — На чем я стою, так это на собственности — а что еще есть у пожилого человека?

Упражнение. Сформулируйте в содержательно-когнитивной модальности обращения в следующих ситуациях и в пяти ситуациях по своему выбору. Ответьте на них: а) синтонно и б) антитонно.

1. Объявление о переходе на новую работу стареющим родителям.

2. Объявление кукле о прекращении отношений по причине ее скверного характера.

3. Соболезнование стареющему отцу, попавшему в больницу ненадолго.

4. Прощание официальное на природе с непослушной собакой.

5. Признание за собой несуществующей вины для спасения ситуации.

Содержательно-стилистическая модальность — самая плотная из логистически-семантических; она более, чем содержательна, но «содержание» таких трансляций часто сильно различается для протагониста и клиента, поэтому ими не следует злоупотреблять: перец чили хорош в точной пропорции.

— А если я сейчас тебе врежу?! (бьет партнера) (сод - стил)

— Почему ты меня (гневно выпучив глаза) ПРЕЗИРАЕШЬ?! (сод - стил)

— (насмешливо) Конечно, я тебе помогу — но только чуть-чуть, капельку, самую капелюшечку (показывает кончик своего ногтя) (сод - стил)

Упражнение. Придумайте ситуации, в которых естественно возникает содержательно-стилистическая модальность.

Упражнение. Переведите следующие трансляции и пять трансляций по своему выбору в содержательно-стилистическую модальность.

1. — Скромность — украшение девушки, Устинья.

2. — Нет худа без добра, Стелла.

3. — Ты мне пыль в глаза не пускай, Степанида.

4. — (громко и отчаянно) НЕТ! Ни за что!

5. — Предпочитаю любому вину хороший коньяк — а вы, Дормидонт?

Упражнение. Ответьте на следующие обращения и на пять обращений по своему выбору в содержательно-стилистической модальности.

1. — Ну, и ты с этим согласился как тюфяк, Ипполит?!

2. — (переспрашивая) Как, простите, вас зовут?

3. — Зачем тебе жена, когда дома так хорошо, Феофилакт?

4. — Идти на байдарке по морю — это безумие, Леонтий!

5. — И что нового ты находишь каждый раз в этих своих горах, Варлам?

Упражнение. Сформулируйте в содержательно-стилистической модальности обращения в следующих ситуациях и в пяти ситуациях по своему выбору. Ответьте на них: а) синтонно и б) антитонно.

1. Предложение помощи ребенку, засыпающему над тарелкой с супом.

2. Предложение своих услуг матери, принесшей домой продукты с рынка.

3. Заявление о своей независимости настырным родителям.

4. Отказ от сотрудничества с младшим братом.

5. Отклонение вежливое предложения выйти замуж.

Упражнение. Сочините диалоги, состоящие из двух реплик, в каждой из следующих пар комплексных модальностей:

1. (сим - фон) — (сод - ког)

2. (сим - фон) — (сод - стил)

3. (сим - фон) — (сим - ког)

4. (сод - фон) — (сим - ког)

5. (сод - фон) — (сим - фон)

6. (сод - фон) — (сим - стил)

7. (сим - ког) — (сод - ког)

8. (сим - ког) — (сод - стил)

9. (сим - ког) — (сод - фон)

10. (сод - ког) — (сим - стил)

Упражнение. Ответьте на следующие обращения и на пять обращений по своему выбору в каждой из шести логистически-семантических модальностей.

1. — Приведи себя в порядок, Артур.

2. — Ты представляешь, Феона, я разорен!

3. — Ты мне рада, Марьяна?

4. — А можно мне пирожное кремом?

5. — Я уезжаю надолго, Жорж.

Упражнение. Переведите следующие обращения и пять обращений по своему выбору в каждую из шести логистически-семантических модальностей.

1. — Ай!

2. — Поспеши, Лавр, я ухожу на работу.

3. — (отрицательно качает головой)

4. — Стефания, пошли вечером на каток!

5. — А ты знаешь людей, Флорентина?

Упражнение. Сочините по три сценки на следующие темы и на пять тем по своему выбору. Герои сценок должны выступать в следующих модальностях:

а) протагонист — сод - фон, партнер — сим - стил;

б) протагонист — сим - ког, партнер — сод - стил;

в) протагонист — сод - стил, партнер — сод - ког.

1. Волк Георгий изловил зайца Захара (протагонист) и тащит его домой, на ужин семье. По дороге, устав, волк останавливается отдохнуть и выпускает зайца из пасти. Пользуясь случаем, Захар пытается объяснить Георгию, почему тому лучше сейчас отпустить зайца, обещает компенсацию и т. д.

2. Волк Георгий подстерегает зайца Захара в засаде. Там волка обнаруживает лиса Лариска (протагонист), которая пытается выяснить, что ленивый волк делает в таком диком месте, да еще когда все звери отдыхают. Георгий пытается скрыть свои истинные намерения и побыстрее избавиться от лисы.

3. Столетний попугай Клавдий комментирует своей молодой хозяйке Аграфене поведение ее нового кавалера Аникея, который был у нее в гостях и только что ушел. Аграфена не всегда понимает глубину психологических и философских мнений Клавдия и порой не соглашается с ним, предлагая комментарии и интерпретации на своем уровне.

4. К холостяку Викт о ру собирается прийти в гости его старая знакомая Клариса. Он не хочет с ней ссориться, но и не хочет на ней жениться, на что она явно ему намекает, и советуется со своим диваном, как правильнее себя вести в этой деликатной ситуации. Диван дает советы.

5. Влюбленный в Сусанну юноша Ерофей приходит домой после свидания с ней и в восторге рассказывает своей маме о любимой. Мама пытается задавать разумные вопросы, но он ее плохо слышит.

Упражнение. Сочините по три сценки на следующие темы и на пять тем по своему выбору. Герои сценок должны выступать в следующих модальностях:

а) протагонист — сод - ког, партнер — сим - ког;

б) протагонист — сод - фон, партнер — сод - стил;

в) протагонист — сим - стил, партнер— сим - фон.

1. Мама старшеклассника Андрона пытается выяснить у сына, почему он сторонится сверстников, а особенно девочек. Андрон вежливо и терпеливо пытается объяснить ей, что компьютер и Интернет во всех отношениях интереснее.

2. Кот Гладиатор сидит в форточке и сообщает с намеком своему хозяину Мардарию, что уже весна, и им обоим следует принять это во внимание. Мардарий, однако, занят будничными делами и плохо понимает романтизм своего кота и его особенное отношение к дамам.

3. Хозяин Касьян Гордеевич спускает вечером с цепи своего пса Кубика и объясняет ему, как охранять ночью двор. Кубик демонстрирует высшую преданность и рвение, так что хозяину даже приходится его слегка притормаживать.

4. Байкер Марек рассказывает своему другу Витьке, как он вчера катал на мотоцикле свою подружку Алину, безудержно хвастаясь и преувеличивая. Витька реагирует скептически.

5. Лиса Лариска ругает своего лисенка Лаврика за плохое поведение в свое отсутствие.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.02 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал