Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Логистически-семантические модальности
Символически-фоновая модальность — самая тонкая из логистически-семантических, и люди, которые ею свободно владеют, украшают любое социальное собрание. Умение деликатно сменить тему, изысканно отвлечь внимание партнера, повернуть общую беседу в нужную сторону — все это удобно делать, используя символически-фоновые трансляции: — (тонкий намек, что ситуация дозрела до ужина) А французы называют русские блюда «а-ля рюс». (сим - фон) — (косвенное приглашение: информация о возможности выпить коньяку) В наш бар вчера вторгся «Наполеон» — нужен Кутузов. (сим - фон) — Холодно, однако, сегодня — словно лютая ведьма нарочно выдохнула свою злость в виде снежной бури. (сим - фон) Символически-фоновая модальность естественно возникает в чересчур абстрактных или слишком образных трансляциях, когда протагонист непонятно, куда клонит: — Извечная тема борьбы со злом в последнее время несколько модифицировалась. (сим - фон) — Мы с тобой, дорогая, смотримся, как Юнона и авось. (сим - фон) Упражнение. Придумайте ситуации, в которых естественно возникает символически-фоновая модальность. Упражнение. Переведите следующие трансляции и пять трансляций по своему выбору в символически-фоновую модальность. 1. — Застегни ширинку, Амадей. 2. — Ух! 3. — (показывает партнеру кукиш) 4. — В этом краю слишком много комаров. 5. — Здравствуйте, Мишель! Упражнение. Ответьте на следующие обращения и на пять обращений по своему выбору в символически-фоновой модальности. 1. — Прощай навсегда, Антуан! 2. — Мне неясны причины вашего поведения, дорогой Дементий. 3. — А нет ли у вас навоза на продажу, Севастьян? 4. — Терентий, угостите барышню мороженым! 5. — Зачем тебе паровоз, Сема? Упражнение. Сформулируйте в символически-фоновой модальности обращения в следующих ситуациях и в пяти ситуациях по своему выбору. Ответьте на них: а) синтонно и б) антитонно. 1. Объявление форс-мажора любимой женщине. 2. Сын объявляет матери о своем намерении жениться. 3. Приветствие на улице стареющего дальнего родственника. 4. Попытка знакомства с молодым попутчиком в междугороднем автобусе. 5. Представление себя предполагаемому будущему начальнику в неофициальной обстановке. Символически-когнитивная модальность бывает очень эффективной, если символ точно подобран; но иначе прямой смысл может быть понят партнером превратно; очень удачная модальность для ругательств: — Ты, Паисий — дундук твердолобый! (сим (сод)- ког) — А ты, Игнатьич — фетюк! (сим - ког) (Что такое «дундук» и «фетюк», протагонист и партнер представляют себе плохо, но это их не смущает — работает презрительная интонация.) — Пахом, почему опять груши околачиваешь? (сим - ког) Символически-когнитивная модальность естественно появляется в ответе на вопрос протагониста об имени или названии: — Ты у кого вчера была, Нинель? — (со значением) У Зиновия. (сим - ког) Еще примеры: — Позови ко мне (торжественно) Афанасия! (сим - ког)
— Да, я еду (с вызовом и торжественно) в Париж! (сим - ког)
— Ты почему не хочешь со мной дружить? — Потому что гусь свинье не товарищ. (сим - ког)
— Вот все ты ругаешь меня — а вдруг я всерьез обижусь? — Пустое: брань на вороту не виснет. (сим - ког) Упражнение. Придумайте ситуации, в которых естественно возникает символически-когнитивная модальность. Упражнение. Переведите следующие трансляции и пять трансляций по своему выбору в символически-когнитивную модальность. 1. — (при встрече, улыбаясь и подходя неприлично близко) А это я! 2. — Мои главные ценности — вот они! (обводит жестом дом и членов семьи) 3. — Мои лучшие друзья — солнце и ветер! 4. — Что-то у меня половики запылились — пылесос, что ли, сменить? 5. — Моя любовь — Эминем! Упражнение. Ответьте на следующие обращения и на пять обращений по своему выбору в символически-когнитивной модальности. 1. — Почему муравьи такие любопытные? 2. — Почему ты, папа, такой молчаливый сегодня — я тебя обидел? 3. — Я боюсь этого дяди — он такой ужасно толстый! 4. — А что такое «Филиппины»? 5. — А давай я буду тобой командовать, хотя бы сегодня вечером? Упражнение. Сформулируйте в символически-когнитивной модальности обращения в следующих ситуациях и в пяти ситуациях по своему выбору. Ответьте на них: а) синтонно и б) антитонно. 1. Предъявление публичное претензии серьезной долговременной малолетней сестре. 2. Обвинение среднее выношенное личное выразительное родному дяде. 3. Извинение серьезное приватное перед отцом за грубость. 4. Требование закономерное приватное актуальное к семилетнему сыну. 5. Просьба косвенная вежливая неслучайная к легкомысленной подруге. Символически-стилистическая модальность таит в себе огромные коммуникативные богатства, и в ней ст о ит специально попрактиковаться, начиная от поисков экзотических метафор и кончая эффектными жестами (ковыряние в носу — исключение). — Я сегодня — точно пузырь на болоте; скоро лопну. (сим - стил) — Вот! (показывая партнеру кукиш или еще хуже) (сим - стил) — Что ты, Авдотья, все по жизни лягушкой скачешь — лучше бы филином в дупле сидела да глазами лупала. (сим - стил) — Ох! (всем телом показывает полный упадок сил) (сим - стил) В символически-стилистической модальности реализуется большая часть популярных ругательств и кратких эмоциональных выплесков, но автор в примерах ограничится цензурным минимумом: — (гневно, громко) Черт рогатый бессовестный! (сим (сод)- стил) — Кикимора болотная! (сим - стил) — Ядрена вошь! (сим - стил) — (ребенку; гневно и грозно) Ты, спрашивается, кто?! Ты — клоп! (делая пальцем характерный раздавливающий жест) (сим - стил) Упражнение. Придумайте ситуации, в которых естественно возникает символически-стилистическая модальность. Упражнение. Переведите следующие трансляции и пять трансляций по своему выбору в символически-стилистическую модальность. 1. — Давай дружить, Диана! 2. — Мне так больно от нашего разрыва, Фелицата — ты себе не представляешь! 3. — Я не смею высовываться — боюсь, честно говоря. 4. — А вот горные лыжи — это моя страсть. 5. — Савелий — мой сосед, и закадычный друг. Упражнение. Ответьте на следующие обращения и на пять обращений по своему выбору в символически-стилистической модальности. 1. — Представь, Никодим: я построил себе дачу с камином и банькой — всего за два года. 2. — Ну, любовницы бывают разные — и далеко не все стремятся выйти за тебя замуж, имей в виду, Никитич. 3. — Для меня, например, главное — режим питания — ну и сна, само собой разумеется. 4. — Ты меня неправильно понял — я вовсе не хотел тебя обидеть, Симеон. 5. — С летающими тарелками лучше не встречаться — это я как опытный человек тебе говорю, Люциан. Упражнение. Сформулируйте в символически-стилистической модальности обращения в следующих ситуациях и в пяти ситуациях по своему выбору. Ответьте на них: а) синтонно и б) антитонно. 1. Обида прямая выразительная публичная на большого начальника, выраженная в родном коллективе. 2. Угроза косвенная несерьезная домашнему животному. 3. Поддержка моральная приватная друга, которому подложили свинью в личной жизни. 4. Комплимент приватный кукле, которая хорошо ела за обедом. 5. Обещание немалое публичное непосредственному начальнику. Содержательно-фоновая модальность свойственна людям, конкретно заботящимся об общем благе, но не идущим дальше постановки вопроса: — Мне кажется, было бы хорошо включить свет — уже темнеет. (сод - фон) — Борщ отличный, дорогая Анастасия, но грустно думать, что наш обед им исчерпывается. (сод - фон) Другие примеры: — (в светской беседе) Наше телевидение меня радует: на этой неделе наконец запускают Санта-Барбару. (сод - фон) — (начиная рассказ) Был я тогда молодой и зеленый, но много о себе понимал. (сод - фон) Хорошо, тщательно прописанный фон — качество добротных романов, но даже в анекдотах без фона обойтись не удается, и первая фраза анекдота часто звучит именно в содержательно-фоновой модальности: — Штирлиц вышел из конспиративной квартиры и посмотрел по сторонам. (сод - фон) Упражнение. Придумайте ситуации, в которых естественно возникает содержательно-фоновая модальность. Упражнение. Переведите следующие трансляции и пять трансляций по своему выбору в содержательно-фоновую модальность. 1. — Ты — свет очей моих, Фабиан! 2. — Ой, не надо! 3. — А завтра мы идем на рок-фестиваль. 4. — Гиппопотам Боря — мой лучший друг в зоопарке! 5. — Страх — плохой советчик. Упражнение. Ответьте на следующие обращения и на пять обращений по своему выбору в содержательно-фоновой модальности. 1. — Мы вдвоем это бревно перепилим, я думаю. 2. — Далеко ли до переправы, уважаемый? 3. — Нет, здесь слишком глубоко, чтобы тебе купаться — я буду волноваться, Эмма. 4. — Сытый голодного не разумеет — давай я сначала поем, моя дорогая. 5. — Я не люблю влезать в долги — отдавать-то все равно придется, Джим. Упражнение. Сформулируйте в содержательно-фоновой модальности обращения в следующих ситуациях и в пяти ситуациях по своему выбору. Ответьте на них: а) синтонно и б) антитонно. 1. Поручение трудноисполнимое приватное сыну-подростку. 2. Приказ неотложный ответственный строгий в своем кабинете строптивому подчиненному. 3. Возложение вины справедливое за серьезный промах на партнера. 4. Предложение неофициальное старому знакомому приятно провести время. 5. Донос письменный отцу на домашнее животное. Содержательно-когнитивная модальность очень конкретна — дальше некуда; она показывает большую целеустремленность человека, но может оказать несколько занудной и неприличной: слишком «близкой к телу»: — Мне, пожалуйста, двести граммов сыру — швейцарского. (сод - ког) — Ты, Виолетта, прямо говори: хочу спать, или: хочу есть, или, допустим: прогуляться — и я сразу тут как тут. (сод - ког) Любители этой модальности чувствуют себя неловко в ритуальных ситуациях: например, им трудно нормально поздороваться, или же они переходят к «содержательному» общению с места в карьер: — Привет, Вольдемар — ну ты растолстел — просто ужас как! неужели на пельменях?! (сод - ког) Упражнение. Придумайте ситуации, в которых естественно возникает содержательно-когнитивная модальность. Упражнение. Переведите следующие трансляции и пять трансляций по своему выбору в содержательно-когнитивную модальность. 1. — Все, я — король! 2. — Прошу прощения! 3. — Тсс! (прижимает палец к губам) 4. — Начальник начальнику рознь. 5. — Мал золотник, да дорог, — так-то вот, Казимир. Упражнение. Ответьте на следующие обращения и на пять обращений по своему выбору в содержательно-когнитивной модальности. 1. — Я — человек без сложностей, из этого и исходите. 2. — Нет, извините, Феодосия, этот свой кулон я вам пока не продам — жалко расставаться. 3. — Вот, познакомься, Виктор, это моя подруга с юности Леокадия. 4. — Предательство — плохой конец парного сюжета, дорогой мой Любомир. 5. — На чем я стою, так это на собственности — а что еще есть у пожилого человека? Упражнение. Сформулируйте в содержательно-когнитивной модальности обращения в следующих ситуациях и в пяти ситуациях по своему выбору. Ответьте на них: а) синтонно и б) антитонно. 1. Объявление о переходе на новую работу стареющим родителям. 2. Объявление кукле о прекращении отношений по причине ее скверного характера. 3. Соболезнование стареющему отцу, попавшему в больницу ненадолго. 4. Прощание официальное на природе с непослушной собакой. 5. Признание за собой несуществующей вины для спасения ситуации. Содержательно-стилистическая модальность — самая плотная из логистически-семантических; она более, чем содержательна, но «содержание» таких трансляций часто сильно различается для протагониста и клиента, поэтому ими не следует злоупотреблять: перец чили хорош в точной пропорции. — А если я сейчас тебе врежу?! (бьет партнера) (сод - стил) — Почему ты меня (гневно выпучив глаза) ПРЕЗИРАЕШЬ?! (сод - стил) — (насмешливо) Конечно, я тебе помогу — но только чуть-чуть, капельку, самую капелюшечку (показывает кончик своего ногтя) (сод - стил) Упражнение. Придумайте ситуации, в которых естественно возникает содержательно-стилистическая модальность. Упражнение. Переведите следующие трансляции и пять трансляций по своему выбору в содержательно-стилистическую модальность. 1. — Скромность — украшение девушки, Устинья. 2. — Нет худа без добра, Стелла. 3. — Ты мне пыль в глаза не пускай, Степанида. 4. — (громко и отчаянно) НЕТ! Ни за что! 5. — Предпочитаю любому вину хороший коньяк — а вы, Дормидонт? Упражнение. Ответьте на следующие обращения и на пять обращений по своему выбору в содержательно-стилистической модальности. 1. — Ну, и ты с этим согласился как тюфяк, Ипполит?! 2. — (переспрашивая) Как, простите, вас зовут? 3. — Зачем тебе жена, когда дома так хорошо, Феофилакт? 4. — Идти на байдарке по морю — это безумие, Леонтий! 5. — И что нового ты находишь каждый раз в этих своих горах, Варлам? Упражнение. Сформулируйте в содержательно-стилистической модальности обращения в следующих ситуациях и в пяти ситуациях по своему выбору. Ответьте на них: а) синтонно и б) антитонно. 1. Предложение помощи ребенку, засыпающему над тарелкой с супом. 2. Предложение своих услуг матери, принесшей домой продукты с рынка. 3. Заявление о своей независимости настырным родителям. 4. Отказ от сотрудничества с младшим братом. 5. Отклонение вежливое предложения выйти замуж. Упражнение. Сочините диалоги, состоящие из двух реплик, в каждой из следующих пар комплексных модальностей: 1. (сим - фон) — (сод - ког) 2. (сим - фон) — (сод - стил) 3. (сим - фон) — (сим - ког) 4. (сод - фон) — (сим - ког) 5. (сод - фон) — (сим - фон) 6. (сод - фон) — (сим - стил) 7. (сим - ког) — (сод - ког) 8. (сим - ког) — (сод - стил) 9. (сим - ког) — (сод - фон) 10. (сод - ког) — (сим - стил) Упражнение. Ответьте на следующие обращения и на пять обращений по своему выбору в каждой из шести логистически-семантических модальностей. 1. — Приведи себя в порядок, Артур. 2. — Ты представляешь, Феона, я разорен! 3. — Ты мне рада, Марьяна? 4. — А можно мне пирожное кремом? 5. — Я уезжаю надолго, Жорж. Упражнение. Переведите следующие обращения и пять обращений по своему выбору в каждую из шести логистически-семантических модальностей. 1. — Ай! 2. — Поспеши, Лавр, я ухожу на работу. 3. — (отрицательно качает головой) 4. — Стефания, пошли вечером на каток! 5. — А ты знаешь людей, Флорентина? Упражнение. Сочините по три сценки на следующие темы и на пять тем по своему выбору. Герои сценок должны выступать в следующих модальностях: а) протагонист — сод - фон, партнер — сим - стил; б) протагонист — сим - ког, партнер — сод - стил; в) протагонист — сод - стил, партнер — сод - ког. 1. Волк Георгий изловил зайца Захара (протагонист) и тащит его домой, на ужин семье. По дороге, устав, волк останавливается отдохнуть и выпускает зайца из пасти. Пользуясь случаем, Захар пытается объяснить Георгию, почему тому лучше сейчас отпустить зайца, обещает компенсацию и т. д. 2. Волк Георгий подстерегает зайца Захара в засаде. Там волка обнаруживает лиса Лариска (протагонист), которая пытается выяснить, что ленивый волк делает в таком диком месте, да еще когда все звери отдыхают. Георгий пытается скрыть свои истинные намерения и побыстрее избавиться от лисы. 3. Столетний попугай Клавдий комментирует своей молодой хозяйке Аграфене поведение ее нового кавалера Аникея, который был у нее в гостях и только что ушел. Аграфена не всегда понимает глубину психологических и философских мнений Клавдия и порой не соглашается с ним, предлагая комментарии и интерпретации на своем уровне. 4. К холостяку Викт о ру собирается прийти в гости его старая знакомая Клариса. Он не хочет с ней ссориться, но и не хочет на ней жениться, на что она явно ему намекает, и советуется со своим диваном, как правильнее себя вести в этой деликатной ситуации. Диван дает советы. 5. Влюбленный в Сусанну юноша Ерофей приходит домой после свидания с ней и в восторге рассказывает своей маме о любимой. Мама пытается задавать разумные вопросы, но он ее плохо слышит. Упражнение. Сочините по три сценки на следующие темы и на пять тем по своему выбору. Герои сценок должны выступать в следующих модальностях: а) протагонист — сод - ког, партнер — сим - ког; б) протагонист — сод - фон, партнер — сод - стил; в) протагонист — сим - стил, партнер— сим - фон. 1. Мама старшеклассника Андрона пытается выяснить у сына, почему он сторонится сверстников, а особенно девочек. Андрон вежливо и терпеливо пытается объяснить ей, что компьютер и Интернет во всех отношениях интереснее. 2. Кот Гладиатор сидит в форточке и сообщает с намеком своему хозяину Мардарию, что уже весна, и им обоим следует принять это во внимание. Мардарий, однако, занят будничными делами и плохо понимает романтизм своего кота и его особенное отношение к дамам. 3. Хозяин Касьян Гордеевич спускает вечером с цепи своего пса Кубика и объясняет ему, как охранять ночью двор. Кубик демонстрирует высшую преданность и рвение, так что хозяину даже приходится его слегка притормаживать. 4. Байкер Марек рассказывает своему другу Витьке, как он вчера катал на мотоцикле свою подружку Алину, безудержно хвастаясь и преувеличивая. Витька реагирует скептически. 5. Лиса Лариска ругает своего лисенка Лаврика за плохое поведение в свое отсутствие.
|