Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Свадхистхана или анахата?






Анахата по своей природе легка, свадхистхана — тяжеловесна; они не смешиваются, но нередко украшают одна другую в качестве субмодальностей. Искусство обаяния заключается (в частности) в умелом свадхистханном украшении анахаты — но если украшения становятся слишком тяжелыми, модальность транспонируется:

— (легко) Здравствуй, дорогой, я так рада тебя видеть, просто очень! анах (свад)

— (весомо) Здравствуй, дорогой мой, драгоценный! Я так рада, необыкновенно, тебя видеть, слышать, трогать! свад (анах)

Анахатная субмодальность (например, выраженная с помощью уменьшительных суффиксов) иногда отчасти облегчает тяжеловесность свадхистханных описаний — но может их и усугубить, сделав не только тяжелыми, но и липкими:

— А вот еще творожку — сладенького, сочненького, полезненького, необходименького для деточкиного здоровьица. свад (анах)

Для того, чтобы перевести такую трансляцию в транспонированную модальность, редактору нужно основательно потрудиться, используя знак вычеркивания, и получится нечто вроде:

— Прошу тебя, дорогой, съешь еще немножко, ну чуть-чуть. анах (свад)

Качественные описания в принципе могут быть и свадхистханными, и анахатными — важно, к чему они относятся. Свадхистхана всегда предполагает конкретный выделенный объект, к которому относятся эпитеты, анахата же, напротив, характеризует качества жизненного потока, в котором растворен объект, так что не вполне понятно, к чему конкретно они относятся:

— Как ты поживаешь?

— Я живу отлично! (свад)

— Как жизнь?

— Оно вроде и неплохо временами. (анах)

Последняя реплика очень типична для анахаты, соединяющей воедино субъективное и объективное, внутренний и внешний мир. Что за «оно», кому именно «неплохо временами»: протагонисту или кому-то (чему-то) еще — непонятно, и не должно быть понятно в анахатном видении мира, где нет ни ясно видимого объекта, ни отчетливого отдельно от него существующего мира.

— Ты пойдешь со мной в зоопарк, Анастасия?

— Хотелось бы. (анах)

На резонный вопрос: кому «хотелось бы» (Анастасии, Богу или зоопарку)? — последняя трансляция ответа не дает — такова анахата.

— Что ты съежился, Градислав?

— Дует. (анах)

Кто или что дует, на кого дует, откуда — все эти подробности анахата оставляет как бы за кадром — дует вообще: таково состояние мира, растворившего объект в себе. Вот если будет прямо сказано, на кого дует, то модальность сразу становится свадхистханной:

— На меня дует! (свад)

Анахата в принципе тяготеет к наречиям и безличным формам глаголов, свадхистхана — к прилагательным, причастиям и глаголам, относящимся к объекту рассмотрения:

— Совсем даже не смешно. (анах)

— Смеркалось. (анах)

— Ну, ты меня развеселил! (свад)

— Солнце низкое, уже садится. (свад)

В трансляции, содержащей наречие и прилагательное, смена логического ударения может транспонировать модальность:

— Ну, понравился тебе Драгомир?

— Удивительно талантлив. анах(свад)

— Удивительно талантлив. свад (анах)

Упражнение. В следующих ситуациях и в пяти ситуациях по своему выбору придумайте обращения в свадхистханно-анахатной и анахатно-свадхистханной модальностях.

1. Просьба к кукле оказать важную услугу.

2. Призыв к домашнему коту унять свой темперамент.

3. Комплимент популярному актеру.

4. Описание погоды на улице.

5. Просьба к собаке двигаться побыстрее.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.005 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал