Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Вопрос 5. Электронная коммерция
Электронная коммерция– это процесс получения прибыли предприятием с использованием Интернет-технологий или это такая форма поставки продукции, при которой выбор и заказ товаров осуществляются через компьютерные сети, а расчеты между покупателем и поставщиком ведутся с использованием электронных документов и средств платежа. При этом в качестве покупателей товаров или услуг могут выступать как частные лица, так и организации. Термин «электронная коммерция» объединяет множество различных технологий, в числе которых Electronic Data Interchange (EDI) – электронный обмен данными, электронная почта, Интернет, интранет (обмен информацией внутри компании), экстранет (обмен информацией с внешним миром). Электронную коммерцию можно характеризовать как ведение бизнеса через Интернет. Системы электронной коммерции можно разделить на два класса: – системы для организации розничной торговли; – системы для взаимодействия с деловыми партнерами (системы «бизнес для потребителя» и «бизнес для бизнеса»). Имеется множество преимуществ электронной коммерции: – значительно увеличивается оперативность получения информации, особенно при международных операциях; – значительно сокращается цикл производства и продажи, так как больше нет необходимости каждый раз вводить полученные документы, к тому же снижается вероятность возникновения ошибок ввода; – значительно снижаются затраты, связанные с обменом информацией за счет использования более дешевых средств коммуникаций; – использование Интернет-технологий электронной коммерции позволяет компании стать более открытой по отношению к клиентам; легко и быстро информировать партнеров и клиентов о продуктах и услугах; создавать альтернативные каналы продаж, например, через электронный магазин на корпоративном сайте. История появления электронной коммерции связана с именем Дж. Бизоса и его компанией Amazon.com. Дж. Бизос тщательнейшим образом продумывал стратегию www-магазина. 30 июня 1994 г. он попрощался с коллегами из DE Shaw& Co, посадил в машину жену и собаку и отправился из Нью-Йорка на западное побережье – в Сиэтл, штат Вашингтон. Этот город привлекал Дж. Бизоса налоговыми льготами и большим количеством квалифицированных кадров.https://www.auto.ru/wwwboards/oka Прибыв на место, Дж. Бизос зарегистрировал фирму (там это делается за считанные часы) с названием Amazon.com, снял офис (дешевый гараж), принял в штат четырех сотрудников, включая жену, и поставил перед ними задачу: ровно через год, 30 июня 1995 г., начинаем торговать книгами через Интернет на территории всех Соединенных Штатов. Свой любимый двухлетний цикл планирования он заменил однолетним. Модель, придуманная Дж. Бизосом, оказалась чрезвычайно эффективной. Первые несколько недель сотрудники фирмы, включая Дж. Бизоса, лично отвозили книги на почту. Потом объем заказов стал возрастать столь стремительно, что фирме пришлось создавать специальное подразделение доставки. Но и доходы росли в геометрической прогрессии. До конца года были заработаны 2 млн дол. Все деньги Дж. Бизос тратил на развитие Amazon. Следующий, 1996 г. принес компании уже 16 млн дол. Интернет действительно развивался фантастическими темпами и Amazon даже не приходилось предпринимать особых усилий, чтобы увеличивать свою клиентскую базу. Достаточно было размещать недорогие баннеры на популярных страничках глобальной сети. Конкурентов и близко не было. Сейчас Amazon зарабатывает по несколько сот миллионов долларов в квартал. За апрель-июнь 1999 г. доходы компании составили 314 млн дол. М. Делл непрерывно движется к вершине списка самых богатых людей планеты. В середине июня 1999 г. он переместился на шестую позицию в рейтинге миллиардеров Forbes. Его 16, 5 млрд дол. в 34 года – возможно, абсолютный рекорд для такого возраста за всю историю человечества. Его компания Dell Computer стала новатором и феноменом Всемирной сети. Сейчас фирма продает через сеть технику на 2 млн дол. в день. Основные конкуренты компании – Compaq и IBM несколько лет назад переняли у М. Делла практику прямых продаж. Доля таких продаж на компьютерном рынке возросла вдвое. Когда-то компьютерный мир смеялся над прогнозом М. Делла, что по телефону и почте будет продаваться каждый шестой компьютер. Теперь напрямую продается каждый третий. Прелесть прямых продаж состоит в том, что каждый компьютер собирается только после поступления на него заказа. Клиент может заказать именно такую машину, которая ему нужна. А фирма экономит, отказываясь от больших складов готовой продукции и товарно-материальных запасов. Фирма, работающая без склада, – эта идея оказалась даже более продуктивной, чем мог предположить М. Делл. В 1991 г. продажи компьютеров от М. Делла превысили миллиард. Он управлял действительно большой и непрерывно растущей компанией. Применение современных Интернет-технологий в электронной коммерции не ограничивается созданием Web-сайта или электронного каталога с возможностью заказа, а подразумевает использование технологии и накопленного опыта для глубинной перестройки способов ведения деловых операций при помощи Интернета и сопутствующих сетевых компьютерных технологий. Успех реализации модели электронной коммерции в сети Интернет определяется тремясоставляющими: 1) выбор верной технологической платформы; 2) наличие конкурентоспособного продукта; 3) наличие необходимой инфраструктуры и бизнес-процессов. Если отсутствует хотя бы одно из этих звеньев, то внедрение современных технологий не приведет к успеху. В первую очередь использование технологий онлайновой торговли необходимо компаниям, имеющим развитую региональную партнерскую сеть, так как это позволит значительно снизить стоимость обработки заказов. После внедрения методики работы с региональными партнерами через Интернет предприятие смогло сократить затраты на оформление и обработку заказов более чем в 2 раза. На сегодняшний день доминирующим платежным средством при покупках в онлайн-режиме являются кредитные карточки. Однако на сцену выходят и новые платежные инструменты: смарт-карты, цифровые деньги (digital cash), микроплатежи и электронные чеки. Одно из наиболее интересных и пользующихся популярностью направлений – книжный бизнес в Интернете. Многие магазины торгуют книгами, но в первую очередь нужно назвать Озон – самый удачный на сегодняшний день торговый проект в русскоязычной сети Интернет. В отличие от подавляющего большинства российских сетевых магазинов это реально работающий магазин. Если говорить о перспективах книготорговли в Интернете: по проведенному недавно опросу 40% тех, кто делает покупки в Интернете или планирует это, в список приоритетов ставит покупку книг. Также 40% опрошенных отдали голоса за услугу, которая должна иметь огромный потенциал, – это возможность бронирования билетов через Интернет. Эту услугу оказывает сервер Трансинформ, который также работает через систему КиберПлат. Известная провайдерская служба Демоспредоставляет пользователям возможность оплачивать dial-up доступ к Интернету в онлайн-режиме. По результатам опроса, 34% пользователей считает эту услугу удобной. Последнее время достаточно быстро растет количество магазинов, предлагающих компьютеры и комплектующие, программное обеспечение и другую аналогичную продукцию. Как один из наиболее удачных примеров можно привести московский магазин «Икс-МИР». С быстрым ростом части рынка, ориентированной на информационные услуги, также увеличивается количество сервисов, ориентированных на платное предоставление информации. Еще одна специфическая категория услуг (по результатам опроса, более всего интересующая клиентов – ее в список приоритетов поставили 50% опрошенных) – это оплата коммунальных услуг и телефона. Для пользователей системы «КиберПлат» предусмотрен механизм платежных поручений, с помощью которого можно в онлайн-режиме осуществлять подобные платежи. Согласно опросу, 40% пользователей изъявляет желание покупать музыкальные носители – компакт-диски и кассеты, 28% – видеокассеты. Определенное предложение уже существует. Несмотря на различие в масштабах по сравнению с западным рынком, для российских бизнес-структур Интернет – это средство снижения издержек, оптимизации бизнес-процессов. Поэтому электронная коммерция будет развиваться. Но на характер ее развития сильнейшее влияние оказывает фактор спроса, причем спроса платежеспособного. Один из существенных факторов активизации платежеспособного спроса – организация платежной системы, оптимальной с точки зрения покупателя. Разработка коммерческого банка «Платина» – система «КиберПлат», введенная в коммерческую эксплуатацию в марте 1998 г., стала первым реально действующим платежным механизмом на российском рынке электронной коммерции. Пользователи системы – электронные магазины и их клиенты получили возможность принимать платежи и оплачивать покупки в онлайн-режиме, используя кредитные карты и банковские счета. Эффективный механизм защиты, основанный на использовании электронно-цифровой подписи, обеспечил высокую степень безопасности системы и возможность проведения крупных платежей. Риски отказа клиента от совершенного платежа являются бизнес-риском банка. Другой способ использования электронной коммерции для привлечения покупателей – сегментационный анализ рынка электронной коммерции, чтобы выяснить, каким образом предприятия собираются использовать Интернет для привлечения покупателей. Интересно, что у компаний, внедривших электронную коммерцию, связи с поставщиками несколько преобладали над связями с потребителями – соответственно 91% и 87%. Это свидетельствует о том, что, внедряя электронную коммерцию, компании ориентируются при этом не только на розничный рынок, но и на торговые взаимоотношения business-to-business.
|