![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Философия кайдзен
Кайлзен - это культурно обусловленная философия постоянного улучшения качества, разработанная на японских предприятиях. Идея состоит в постоянном, постепенном улучшении (изменении) продукции путем привлечения всех работников на всех участках. Как отмечает Имаи (Imai, 1 986), эта единственная самая важная идея японского менеджмента - ключ к успеху Японии в конкурентной борьбе. Кайдзен -это философия, ориентированная на изменения в самом производственном процессе с участием самих работников, постоянно ишуших способы улучшения своей работы, т. е. философия, согласно которой каждый участник производства участвует в соперничестве, необходимом для всестороннего самосовершенствования и совершенствования компании. В некоторых компаниях формируют специальные кайдзен-команды, которые берут на себя ответственность по определению возможностей улучшения. Как правило, такая команда находит, тестирует и взвешивает идеи, касающиеся изменений. При любом выигрыше во времени в производственном цикле (даже если он оценивается в несколько секунд) идея внедряется в производство в качестве нового стандартного метода производства. Участие служащих в подобных командах всячески поощряется, их специально обучают различным способам и методам решения проблем (так называемым инструментам качества). 200 Стратегический менеджмент Процесс обычно начинается с анализа всего производственного цикла и поиска тех участков, где можно улучшить. Очень важно, что каждый работник стремится внести свой вклад, а принятие идеи кайдзен является важным элементом организационной культуры. Работники имеют право экспериментировать и вносить небольшие изменения, иногда для этого им предоставляются небольшие бюджеты. Эта деятельность поощряется руководством, которое также предоставляет дополнительные ресурсы в случае необходимости, когда изменения, например, очень сложны и требуют технической экспертизы, дополнительного финансирования или других мероприятий. Тотальный контроль качества (Total quality management - TQM) Что такое TQM? \ На сегодняшний день под TQM понимают целостный подход, когда четко осознается связь между потребителем и поставщиком и необходимость постоянных улучшений во всех отделах и на всех этапах. О проблеме TQM много написано, и эта философия имеет разные толкования. Одни исследователи сосредоточивают внимание на потребителе и его запросах и устранении некачественных товаров и услуг. Другие акцентируют внимание на инструментах качества, к которым относятся методы «мозгового штурма», статистические методы, контрольные графики. Многие из них используют работу целых команд и расширяют полномочия работников в целях развития культуры качества, усиления мотивации работников и обеспечения непрерывного процесса улучшения качества. Сколько есть консультантов, продающих собственные формулы успеха, столько же существует и подходов к TQM. Но как бы эти подходы ни отличались друг от друга, есть общие черты между ними. Они заключаются в том, что TQM: • осуществляется под непосредственным руководством топ-менеджеров; • ориентирован на потребителя; • делит потребителей на внутренних и внешних в ценностной цепочке; • демонстрирует отказ от выявления низкокачественной продукции на стадии готовности и переход к предупреждающим мерам, не допускающим появления низкокачественной продукции; • поощряет такой подход к каждой операции, чтобы обеспечивалось качество с первого предъявления; • делит каждого ответственным за качество; • фокусируется на философии кайдзен; • обучает инструментам качества, обеспечивающим постоянный режим качества; • поощряет работников к поиску способов улучшения качества на своих участках (например, за счет сокращения времени на операцию); • вводит различные статистические методы для определения неэффективности. Глава 12. Качество, производственная деятельность, результат и бенчмаркинг 201
|