Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Определение профессиональных интересов. Методика Л.А. Йовайши
Цель работы: изучение методов определения и анализа профессиональных интересов; формированиеумений и навыковопределения склонностей и интересов к различным сферам профессиональной деятельности личности. Основные понятия. Для эффективной профориентационной работы часто необходимо выявить внутренние психологические тенденции, которые лежат в основе профессионального выбора личности. Наиболее распространенной научной точкой зрения является рассмотрения интереса как эмоционально окрашенного стремления личности к определенному виду деятельности. Интерес порождает склонность, которая является реализацией интереса к конкретной деятельности. Интерес связанс направленностью на познание каких-либо явлений, а склонность – с деятельностью. Интерес – этим термином обозначают чаще такие понятия как внимание, любопытство, сосредоточение, озабоченность, целенаправленность, осведомленность, желание. Склонность – этим термином обозначают любую сильную, постоянную тенденцию к действию. Чаще склонность является врожденным качеством. Задание: 1. Выявить структуру профессиональных интересов и склонностей испытуемого с помощью опросника. 2. Обработать результаты, представить отчет письменно. Инструкция: Вам предлагаются вопросы, основанные на выборе ваших предпочтений. Не задумываясь долго над ними, поставьте на листе ответов рядом с буквами «а» и «б» цифру, которая соответствует вашему выбору: 0 – полностью отвергается; 1 – скорее отвергается, чем принимается; 2 – скорее принимается, чем отвергается; 3 – полностью принимается. Лист ответов:
1.Вы считаете, что важнее: а – много знать или б – создавать материальные блага? 2. Что вас больше всего привлекает при чтении книг: а – прекрасный литературный стиль или б – яркое изображение смелости и храбрости героя? 3. Какая награда вас больше бы обрадовала: а – за научное изобретение или б – за общественную деятельность? 4. Если бы вам представилась возможность занять определенный пост, какой бы вы выбрали: а- директора магазина или б – главного инженера завода? 5. Что, на ваш взгляд, следует больше ценить у участников художественной самодеятельности: а – то, что они несут людям искусство и красоту или б – то, что они выполняют общественно – полезную работу? 6. Какая, на ваш взгляд деятельность человека будет иметь доминирующее значение в будущем: а – физика или б - физическая культура? 7. Если бы вам предоставили пост директора школы, на что бы вы обратили большее внимание: а – на создание необходимых удобств (образцовая столовая, комната отдыха) или б – на создание сплоченного коллектива? 8. Вы на выставке. Что больше всего вас привлекает в экспонате: а – цвет, совершенство форм или б – их внутреннее устройство, из чего они сделаны? 9. Какие черты характера вам больше всего нравятся в человеке: а – мужество, смелость, выносливость или б – дружелюбие, чуткость, отсутствие корысти? 10. Представьте, что вы профессор университета. Какому предмету вы отдали бы предпочтение в свободное от работы время: а – занятия литературой или б - опытам по физике, химии? 11. Вам предоставляется возможность совершить путешествие в разные страны. В качестве кого вы бы охотнее поехали: а – как известный спортсмен на международные соревнования или б – как известный специалист внешней торговли с целью покупки товаров для нашей страны? 12. В газете две статьи разного содержания. Какая из них вызвала бы у вас больший интерес: а – статья о машине нового типа или б – статья о новой научной теории? 13. Вы смотрите военный или спортивный парад. Что больше привлекает ваше внимание: а – слаженность ходьбы, бодрость, грациозность участников парада или б – внешнее оформление колон (знамена, одежда) 14. Представьте, что у вас много свободного времени. Чем бы вы охотнее занялись: а – практическим трудом, что-нибудь смастерить своими руками или б – общественной работой на добровольных началах? 15. Какую выставку вы с удовольствием бы посмотрели: а – выставку новых продовольственных товаров или б – выставку новинок научной аппаратуры из области физики, химии, биологии? 16. Если бы в вашей школе было только 2 кружка, какой бы вы выбрали: а – технический или б - музыкальный? 17. Как вам кажется, на что стоит обратить больше внимание: а – на успеваемость учащихся, т.к. это необходимо для их будущего или б – на спорт, т.к. это нужно для укрепления их здоровья? 18. Какие журналы вы с большим удовольствием читали бы: а – научно-популярные или б – литературно-художественные? 19. Какая работа на свежем воздухе вас больше бы привлекла: а – работа с машинами или б – «ходячая» работа (агроном, лесничий, дорожный мастер)? 20. Какая, на ваш взгляд, задача школы важнее всего: а – подготовить учащихся к практической деятельности, к умению создавать материальные блага или б – подготовить учащихся к работе с людьми, чтобы они могли помогать другим в этом? 21. Жизнь и деятельность каких выдающихся ученых вам более интересна: а – Попова и Циолковского или б – Менделеева, Павлова? 22. Что важнее для человека: а – создавать себе благополучный быт или б – жить без некоторых удобств, но иметь возможность пользоваться сокровищницей искусства, создавать произведения искусства? 23. Для благополучного будущего человечества важнее: а – правосудие или б – техника? 24. Какую из 2-х книг вы бы прочли с большим удовольствием: а – книгу о достижениях спортсменов или б – книгу о развитии промышленности? 25. Что принесет больше пользы обществу: а – забота о благосостоянии людей или б – изучение поведения людей? 26. Служба быта оказывает людям разные услуги (шьет одежду, ремонтирует обувь). Считаете ли вы необходимым: а – и впредь развивать эту отрасль, чтобы всесторонне обслуживать людей или б – лучше создавать такую технику, которой можно было бы самим воспользоваться в быту? 27. Какие лекции вы слушали бы с большим удовольствием: а – о выдающихся ученых или б – о выдающихся художниках? 28. Какого характера научную работу вы выбрали бы: а – работу с книгами в библиотеке или б – работу на свежем воздухе? 29. Что бы вас больше заинтересовало в печати: а – сообщение о выигрыше в денежно-вещевой лотереи или б – сообщение о состоявшейся художественной выставке? 30. Вам предоставлен ограниченный выбор профессии. Какой из них вы бы отдали предпочтение: а- физической культуре или другой работе, связанной с движением или б – работе малоподвижной, но по созданию новой техники? Обработка и интерпретация результатов: Подсчитайте общее количество баллов в каждой вертикальной колонке и посмотрите, к чему у испытуемого выявилась большая склонность: А – склонность к работе с людьми; Б – склонность к умственному труду; В – склонность к работе на производстве; Г – склонность к эстетике и искусству; Д – склонность к подвижным видам деятельности; Е – склонность к экономической деятельности.
Контрольные вопросы: 1. Какую роль в выборе профессии играют склонности и интересы? 2. Что означает психологический подход к выбору профессии? 3. Как вы понимаете понятия «прямой» и «косвенный» подход в изучении интересов?
|