Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Лабораторная работа № 4
Диагностика коммуникативно-характерологических особенностей личности (Л.И.Уманский, И.А.Френкель, А.Н.Лутошкин, А.С.Чернышов и др.) Цель работы: определение базовых особенностей личности в процессе профессионального самоопределения. Данная диагностика может осуществляться как в формах самооценки, так и как экспертная оценках или в их сочетаниях. Основные понятия. Степень развитости социально ценных коммуникативных качеств: эмпатии, принятия других, доброжелательность в определенных видах профессиональной деятельности играет огромную роль. Своевременное определение стратегий конструктивности – деструктивности поведения в конфликтно – стрессовых ситуациях может повлиять на эффективность профессиональной деятельности человека. Коммуникативная компетентность – способность к конструктивным формам общения. По мнению Н.Н. Обозова коммуникативная компетентность определяется в двух аспектах: как ориентированность личности в различных ситуациях общения, основанная на знаниях и чувственном опыте, и как способность эффективно взаимодействовать с окружающими благодаря пониманию себя и других при постоянном видоизменении психических состояний, межличностных отношений и условий среды. Задание: 1. Выявить коммуникативно-характерологические особенности личности для определения оптимального профессионального выбора испытуемого с помощью опросника. 2. Обработать результаты, представить отчет письменно. Инструкция: Черты характера оцениваются по пятибалльной системе. В данной схеме оценки обозначаются «5», «4», «3», «2», «1». В графе напротив соответствующей оценки, которую дает сам испытуемый или эксперт, ставится крестик. Баллы соответствуют следующим уровням проявления данной черты: 5 – черта проявляется зримо, характерно, ярко выражено, типично для личности, проявляется постоянно. 4 – чаще проявляется, чем не проявляется. 3 – не выражена достаточно определенно, как правило, не проявляется. 2 – противоположная черта личности проявляется чаще, чем данная. Эта противоположная черта выражена заметнее. 1 – ярко выражена противоположная черта, она проявляется активно, зримо, типично. Кроме этого, желательно охарактеризовать оцениваемое качество изучаемой личности и с точки зрения не только того, в какой степени обладает этим качеством данная личность, но и старается ли она это качество активно «навязать» другим. В графе «а» ставится крестик (+), если характеризуемая личность активно переносит это свое качество на других, знаком минус (-), оценивается тогда, когда это качество не переносится на других и является сугубо личным свойством, и наконец, знаком равенства (=) обозначается тот случай, когда не выражено ни то, ни другое. В графе «б» отмечаются изменения данного качества, которые произошли за последнее время: усиление этого качества отмечается знаком плюс (+), ослабление – знаком минус (-), а знаком равенства (=) обозначается отсутствие тенденции развития как в сторону «+», так и «-». В графе «в» отмечается тенденция к изменению этого качества в дальнейшем: тенденция усиления обозначается «+», ослабления ««-», а знаком равенства «=» обозначается отсутствие тенденции развития как в сторону «+», так и в сторону «-».
Бланк ответов
Обработка и интерпретация результатов. Обобщение результатов исследования производится либо на основе самооценки, либо сопоставлении независимых экспертных оценок по каждому из «блоков» исследуемых личностных качеств. Завершающим этапом обработки может служить составление личностного профиля на основе предложенной формы. О степени проявления тех или иных качеств можно судить по усредненным значениям в соответствии с содержательной характеристикой каждого балла, приведенной в инструктивной части.
Профиль коммуникативно-характерологических особенностей личности
Контрольные вопросы: 1. Как вы понимаете термин коммуникативная компетентность? Является ли она врожденным качеством или она может быть приобретена в результате научения? 2. Как вы считаете, являются ли взаимосвязанными высокий уровень интеллекта и высокий уровень коммуникативной компетенции? Почему?
|