![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Коллективное управление
Коллективное управление предполагает, что руководитель передает дело выработки и принятия решения группе подчиненных во главе с наиболее опытным из них. Сам он создает необходимые для работы условия, ставит задачи, формулирует требования, разрешает возникающие конфликты, консультирует. На уровне организации коллективное управление происходит в рамках участия сотрудников в различных советах, комитетах, творческих группах. В процессе их работы решаются вопросы организации и регламентации труда и отдыха, вознаграждения, занятости, развития рационализаторства и изобретательства и пр. Превосходство коллективных решений над индивидуальными обусловлено: - наличием у группы большей информации; - объединением интеллектуального потенциала участников; - возможностью принять взвешенное решение; - возникновением духа соревнования, повышающего активность каждого в деле выдвижения новых идей; - возможностью быстрого обнаружения и исправления ошибок и пр. Чем выше уровень развития группы, тем эти преимущества значительнее. Коллективное управление эффективно в следующих случаях: 1) при необходимости найти решение многоаспектной задачи на основе объединения знаний и опыта специалистов разного профиля; 2) если требуется обеспечить участие в решении проблемы всех заинтересованных лиц, прежде всего будущих исполнителей, что стимулирует их заинтересованность в дальнейшей работе; 3) когда нужно объединить усилия тех работников, для кого проблемы не являются «своими» и которые не желают целиком брать на себя ответственность за их решение, но готовы разделить ее с другими; 4) когда необходимо улучшить внутренние отношения и обмен информацией в организации, обеспечить решению широкую поддержку.
Коллективное управление не целесообразно, если: - проблема, которую необходимо решать, является частью должностных обязанностей конкретных лиц и они должны работать над ней самостоятельно; - решение уже принято руководителем, и тот считает его единственно верным; - имеется очевидный вариант и нет смысла искать лучший; - способности членов группы существенно различаются, они недостаточно понимают свои задачи, не умеют наладить эффективное сотрудничество; - существует опасность утечки коммерческой информации; - отсутствует время на обсуждение; - требуется строгая логичность мышления.
Коллективное управление несет в себе ряд опасностей: 1) повышенный риск принимаемых решений, обусловленный Разделением ответственности между участниками, надеждой каждого на остальных и одновременно его желанием выделиться; 2) игнорирование информации, не совпадающей с общими установками, что затрудняет поиск оригинальных вариантов; 3) консерватизм отдельных участников (особенно если они численно преобладают); 4) ограничение числа обсуждаемых альтернатив из-за нежелания лишний раз утруждать себя поиском решений даже после появления новых возможностей или препятствии, учитывать практические трудности; 5) подверженность групповому давлению. Эти сложности можно в значительной мере преодолеть за счет правильного подбора членов группы с точки зрения их количества, социального статуса, профессионального и образовательного уровня, взаимопонимания, психологической совместимости. В результате повышается сплоченность, взаимная поддержка и ответственность и улучшается морально-психологический климат. Успех коллективного управления определяется: 1) хорошим пониманием задач, ответственностью каждого за свой участок работы, готовностью отказаться от своего решения в пользу лучшего чужого; 2) активным обменом информацией; 3) своевременным поощрением; 4) хорошей организацией работы; 5) размерами группы. Крупный коллектив способен решать сложные и разнообразные проблемы, ибо его участники обладают большим совокупным опытом, знаниями и квалификацией. Однако его действия сложно координировать, особенно при рассмотрении проблем, не имеющих однозначного решения. Кроме того, с увеличением числа членов группы вклад каждого в результаты сокращается, а ее общая эффективность падает, поскольку возникают «диффузия ответственности», попытки переложить свои обязанности на других, противоборствующие друг другу неформальные группировки.
|