![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Контроль и координация в системе менеджмента
Управление основывается на четкой системе контроля, без которого оно имеет фиктивно-демонстративный характер. Слово «контроль» воспринимается, как правило, негативно и для многих означает ограничение, принуждение, отсутствие самостоятельности и т.п. Вследствие подобного устойчивого восприятия контроль относится к числу функций управления, сущность которых понимается чаще всего неправильно. Основная задача управления заключается в обеспечении организации достижения своих целей. Именно на стадии контроля проверяется, насколько проведение различных мероприятий позволило решить поставленные задачи. Для руководителя контроль означает возможность удерживать работников в определенных рамках и обеспечивает подчинение, поскольку ограничения исключают возможность действий, наносящих вред организации. Они заставляют каждого вести себя в соответствии с ее целями. Контроль как функция менеджмента — это вид управленческой деятельности с целью удержания организации на выбранной траектории развития посредством сравнения показателей деятельности с установленными стандартами и принятия необходимых мер при отклонениях. Контроль представляет собой совокупность функций, смысл осуществления которых заключается в сборе информации о действительном состоянии дел в организации и разработке рекомендаций по составлению программы усовершенствований в целях дальнейшего развития. Созданная в организации система контроля обеспечивает обратную связь между ожиданиями, первоначальными планами и достигнутыми реальными показателями. Контроль тесно связан с планированием, поскольку планирование без контроля бессмысленно, а контроль без планирования невозможен. Содержание контроля выражает его сущность и соотносится прежде всего с внутренними целями организации и такой основной функцией управления как планирование. Содержательная характеристика контроля включает в себя: • Установление цели предприятия; • Текущий отбор и обработку информации под углом зрения создания необходимых условий для принятия решений; • Осуществление текущего контроля за соблюдением целей и выполнением планов; • Сопоставление планов с фактическими показателями их выполнения; • Проведение анализа имевших место отклонений • Решение вопросов налогового планирования и уплаты налогов Для эффективного осуществления контроля требуются следующие элементы: ■ определение цели и концепции контроля (цель и предмет контроля, контролирующий орган, принятая система контроля); ■ установление норм контроля: этических, правовых, производственных и т.п.; ■ выбор методов (независимый контроль, самоконтроль, привлечение специалистов или смежников и т.д.); ■ определение объема и области (финансовый, контроль качества продукции, производительности труда и т.п.). Основными направлениями контроля являются: Контроль затрат - коррекционные действия на фазе организации выпуска продукции. Контроль производственного процесса – действия, служащие для регуляции и оценки процесса выпуска продукта и определения необходимой трансформации планов в соответствии с возникающими ситуациями. Контроль выпуска продукта - действия, предпринимаемые менеджментом для регуляции выпуска продукции, или услуг организации. Финансовый контроль формально устанавливает финансовые задачи перед организацией, так же финансовые параметры на определенный период времени, в рамках которых будет действовать организация, условия работы на это время и стандарты производительности, по которым будет оцениваться финансовая производительность. Контроль поведения - действия менеджмента, направленные на поиск, оценку и коррекцию человеческой производительности внутри организации. Контроль поведения включает в себя: технологии по оценке производительности; планирование деятельности и производства для установления стандартов производительности; измерения и оценки производительности и, при необходимости, принятия коррекционных мер. Существенным в определении направлений контроля является обратная связь. Обратная связь - информация о работе или организационной производительности, полученная непосредственно с рабочих мест, которая используется для коррекции деятельности. Система с эффективной обратной связью обеспечивает поддержание выходных характеристик на заданном уровне, несмотря на воздействие внешних и внутренних отклоняющих факторов. Отклонения, на которые система должна реагировать, чтобы достичь своих целей, могут вызываться как внешними, так и внутренними факторами, и поэтому область применения контроля должна охватывать их полностью. Внутренние факторы — это ситуационные факторы внутри организации: цели, структура, задачи, технология и люди. К числу внешних факторов относится все, что воздействует на организацию из окружающий среды: конкуренция, принятие новых законов, изменения технологии, ухудшение общей экономической ситуации, изменения системы культурных ценностей и многое другое Возникающие отклонения предполагают следующие действия: · срочное вмешательство в работу предприятия (принятие решений); · пересмотр планов; · пересмотр системы целей организации. Таким образом, объектом контроля служат как результатыдеятельности (отклонения между плановыми и фактическими показателями по различным причинам), так и сами методики осуществления планирования и контроля, призванные максимально реалистично отражать деятельность организации в прошлом и будущем. Управленческий контроль осуществляется на двух организационных уровнях: 1) оперативный (контроль за производственно-хозяйственной деятельностью, технологическим процессом, контроль качества продукции, осуществляемый на уровне операций); 2) стратегический контроль, определяющий эффективность работы организации, использования ресурсов.
В системе управления контроль выполняет следующие основные функции: • проверочную (установление целесообразности, обоснованности, законности решений; проверка их выполнения, соблюдения технических, экологических, правовых и иных норм и нормативов; выявление ошибок и нарушений); • информационную (сбор, передача, обработка информации о состоянии объекта); • диагностическую (изучение и оценка реального положения дел в организации и ее окружении; выявление основных тенденций его изменения, угроз и возможностей, скрытых резервов); • прогностическую, создающую основу предположений о будущем состоянии объекта и возможных отклонениях от заданных параметров; • коммуникационную, обеспечивающую установление и поддержание обратной связи; • ориентирующую, подсказывающую, на что нужно обращать особое внимание; • стимулирующую (по итогам контроля осуществляются оценка персонала, поощрение или наказание); • корректирующую (на основе полученных результатов состояние и поведение объекта (его части) изменяются таким образом, чтобы обеспечивались необходимые значения его характеристик или устойчивость функционирования при отклонении от них); • защитную (способствует сохранности ресурсов).
|