![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Взаимосвязь понятий мотивации
Мотив – это то, что вызывает определенные действия человека, его внутренние и внешние движущие силы. Мотив определяет, что и как надо делать для удовлетворения потребностей человека. Мотивы поддаются осознанию, и человек может воздействовать на них, усиливая или приглушая их действие, а в некоторых случаях устраняя их из своих движущих сил. Процесс мотивации можно разбить на четыре основных этапа: 1. Возникновение потребности. 2. Разработка стратегии и поиск путей удовлетворения потребности. 3. Определение тактики деятельности и поэтапное осуществление действий (быстро или медленно действовать, найти средства, определить пути действия, анализ альтернатив, выбор альтернативы и т.п.). 4. Удовлетворение потребности и получение материального или духовного вознаграждения. Потребности – это нужда в чем-то, объективно необходимом для поддержания жизнедеятельности и развития организма, личности и социальной группы. Различают биологические и социальные потребности. Биологические потребности – это потребности в пище, воде, воздухе, продолжении рода, жилище и т.д., необходимые для поддержания организма в нормальном жизнедеятельном состоянии. Социальные потребности – это потребность принадлежать к роду, национальности, социальной группе, самовыражаться, строить свою карьеру, быть признанным и пр. Потребности находятся в динамическом развитии и имеют тенденцию к росту, как для отдельного человека, так и для общества в целом. Важное значение в удовлетворении потребностей имеют стимулы. Широко бытует мнение, что стимул – это вознаграждение. Это не совсем правильно, так слово происходит от латинского stimulus – буквально: остроконечная палка, которой кололи зверей и гладиаторов на арене, заставляя их сражаться, - и имеет как раз обратное значение – принуждение. Поэтому более правильно говорить, что стимул – это побуждение к действию или причина поведения человека. Различают четыре основные формы стимулов: 1. Принуждение. История свидетельствует о широком спектре форм принуждения, начиная с казни и физического наказания до лишения имущества, гражданства и звания. В демократическом обществе на предприятиях используются административные методы принуждения: замечание, выговор, перевод на другую должность, строгий выговор, перенос отпуска, увольнение с работы. 2. Материальное поощрение. Сюда относятся стимулы в материально-вещественной форме: заработная плата и тарифные ставки, вознаграждение за результаты, премии из дохода или прибыли, компенсации, путевки, кредиты на покупку, ссуды на строительство и т.д. 3. Моральное поощрение. Стимулы, направленные на удовлетворение духовных и нравственных потребностей человека: благодарности, почетные грамоты, доски почета, почетные звания, ученые степени, дипломы, публикации в прессе и т.д. 4. Самоутверждение. Внутренние движущие силы человека, побуждающие его к достижению поставленных целей без прямого внешнего поощрения. Например, написание диссертации, публикация книги, получение второго образования. Это самый сильный стимул из известных в природе, однако, он проявляется только у наиболее развитых членов общества. Теория мотивации стала активно разрабатываться в ХХ веке, хотя многие мотивы, стимулы и потребности были известны с древних времен. В настоящее время существует несколько различных теорий мотивации, которые можно разбить на две группы: содержательные и процессуальные теории.
10. Содержательные теории мотивации Наиболее известными теориями мотивациями этой группы являются: · Теория потребностей Маслоу; · Теория существования, связи и роста Альдерфера; · Теория приобретенных потребностей Макклелланда; · Теория двух факторов Герцберга.
Теория потребностей Маслоу Теория психологии управления Маслоу включает в себя следующие идеи и предпосылки: · люди испытывают определенный набор сильно выраженных потребностей, которые могут быть объединены в отдельные группы; · группы потребностей находятся в иерархическом расположении по отношению друг к другу; · потребности, если они не удовлетворены, побуждают человека к действиям. · удовлетворенные потребности не мотивируют людей; · если одна потребность удовлетворяется, то ее место занимает другая; · обычно человек ощущает одновременно несколько различных потребностей, находящихся между собой в комплексном взаимодействии; · потребности находящиеся ближе к основанию пирамиды требуют первостепенного удовлетворения; · потребности более высокого уровня начинают активно воздействовать на человека после того, как удовлетворены потребности более низкого уровня. В соответствии с теорией Маслоу существует пять групп потребностей (пирамида потребностей Маслоу). Физиологические потребности. К данной группе относятся потребности, которые человек должен удовлетворять, чтобы поддерживать организм в жизнедеятельном состоянии. Люди, которые работают в основном из-за необходимости удовлетворения потребностей этой группы, концентрируют свое внимание на оплате, условиях труда, удобстве рабочего места и т.п. Для управления такими людьми необходимо, чтобы минимум заработной платы обеспечивал выживание, и рабочие условия не слишком отягощали существование. Потребность безопасности. Потребности этой группы, связаны со стремлением и желанием людей находиться в стабильном и безопасном состоянии: иметь хорошее жилье, быть защищенным от страха, боли, болезней и т.д. Люди, для которых первостепенными являются потребности этой группы, оценивают свою работу с точки зрения обеспеченности и стабильного существования в будущем. Для управления такими людьми следует создавать надежную систему социального страхования, оплачивать труд выше прожиточного минимума, не привлекать их к осуществлению действий, связанных с риском и изменениями. Потребность принадлежать социальной группе. Человек стремится к участию в совместных действиях, он хочет дружбы, любви, желает быть членом определенной группы людей и т.п. Если для человека данная потребность является ведущей, он смотрит на свою работу как на способ принадлежать к коллективу и как на возможность установить хорошие и дружеские отношения со своими коллегами. Отношение к таким работникам со стороны руководства должно носить форму дружеского партнерства, таким людям надо создавать условия для общения на работе. Потребности признания и уважения. Данная группа потребностей отражает желание людей быть компетентными, сильными, способными, уверенными в себе, а также желание видеть, что окружающие признают их таковыми и уважают за это. Люди, испытывающие сильное влияние данной потребности, стремятся к лидерскому положению, либо же к положению признанного авторитета при решении задач. При управлении такими людьми надо использовать различные формы морального поощрения, выражения признания их заслуг. Потребности самовыражения. Данная группа объединяет потребности, выражающиеся в стремлении человека к наиболее полному использованию своих знаний, способностей и умений для самоутверждения. При управлении такими людьми надо стремиться давать им оригинальные задания, позволяющие максимально реализовывать способности, предоставлять большую свободу в выборе средств решения задач, привлекать к работе, требующей изобретательности. В концепции есть ряд уязвимых моментов: · потребности по-разному проявляются в зависимости от многих ситуационных факторов; · далеко не всегда наблюдается жесткое следование одной группы потребностей за другой; · удовлетворение верхней группы потребностей не обязательно приводит к ослаблению их воздействия на мотивацию.
Теория существования, связи и роста Альдерфера К. Альдерфер считает, что потребности человека могут быть объединены в отдельные группы. Потребности существования включают в себя две группы потребностей пирамиды Маслоу: безопасности и физиологические. Потребность связи отражает социальную природу человека, стремление человека быть членом своей семьи, иметь коллег, друзей, врагов, начальников и подчиненных. Поэтому к данной группе можно отнести полностью потребности принадлежать к социальной группе, признания и уважения, которые связаны со стремлением человека занимать определенное положение в окружающем мире, а также ту часть потребностей безопасности, которая связана с групповой безопасностью. Потребности роста включают в себя потребности группы признания и самоутверждения, которые связаны со стремлением к развитию уверенности, к самосовершенствованию. Эти три группы потребностей расположены иерархически. Согласно Маслоу, происходит движение от потребности к потребности только снизу вверх. Альдерфер полагает, что движение идет в обе стороны: наверх, если не удовлетворена потребность нижнего уровня, и вниз, если не удовлетворяется потребность более высокого уровня. При этом в случае неудовлетворенности потребности верхнего уровня усиливается степень действия потребности более низкого уровня, что переключает внимание человека на этот уровень. Иерархия потребностей отражает восхождение от более конкретных потребностей к менее конкретным. Каждый раз, когда потребность не удовлетворяется на верхнем уровне, происходит переключение на более конкретную потребность на нижнем уровне, что и определяет обратный ход сверху вниз.
Теория приобретенных потребностей Макклелланда Теория Макклелланда связана с изучением и описанием влияния на поведение человека потребностей достижения, соучастия и властвования. Потребность достижения проявляется в стремлении человека достигать стоящих перед ним целей более эффективно, чем он это делал ранее. Индивидуумы, имеющие высокую потребность достижения, готовы браться за любую работу, несущую в себе элементы вызова, что позволяет им самостоятельно ставить цели. Люди с данной потребностью много и охотно работают, но не очень любят делиться работой с другими. Для регулирования уровня данной потребности важно проводить целенаправленное обучение и соответствующим образом организовывать работу. Люди с высокой потребностью достижения не достигают высших уровней в управленческой иерархии, так как там требуется принимать более рискованные решения и ставить соответствующие цели, чем на это готовы пойти люди с высоким уровнем потребности достижения. Потребность соучастия проявляется в виде стремления к дружеским отношениям с окружающими. Индивиды с высокой потребностью соучастия предпочитают занимать в организации такие позиции и выполнять такую работу, которые позволяют им находиться в активном взаимодействии с коллегами и клиентами. Для успешной организации работы таких членов коллектива необходимо создавать условия, позволяющие им регулярно получать информацию о реакции окружающих на их действия, а также предоставляющие им возможность активного взаимодействия с достаточно широким кругом людей. Потребность властвования является приобретенной, развивается на основе обучения, жизненного опыта и состоит в том, что человек стремится контролировать людей, ресурсы и протекающие в его окружении. Лица с высокой мотивацией властвования могут быть подразделены на две группы. Первую группу составляют те, кто стремится к власти ради властвования. Их привлекает сама возможность командовать другими. Интересы организации для них часто отходят на второй план и даже теряют смысл. Ко второй группе относятся те лица, которые стремятся к получению власти ради того, чтобы добиваться решения групповых задач. Эти люди удовлетворяют свою потребность тем, что определяют цели, ставят задачи и участвуют в процессе достижения этих целей. Макклелланд считает, что для успеха менеджера наибольшее значение имеет развитая потребность властвования второго типа. Потребности не расположены иерархически и могут иметь различную степень проявления.
Теория двух факторов Герцберга Во второй половине 50-х гг. Ф. Герцберг с сотрудниками разработал новую модель мотивации, основанную на потребностях. Возглавляемая им группа исследователей попросила 200 инженеров и служащих фирмы ответить на вопросы: «Можете ли вы описать, когда после выполнения служебных обязанностей чувствовали себя особенно хорошо?» и «Можете ли вы описать, когда после выполнения служебных обязанностей чувствовали себя особенно плохо?». Согласно выводам Герцберга, полученные ответы можно подразделить на две категории, которые он назвал «факторы условий труда» и «мотивирующие факторы».
|