Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Различают общий и функциональный менеджмент.
Общий или генеральный менеджмент заключается в управлении деятельностью организаций в целом или её самостоятельных хозяйственных звеньев. Функциональный или специальный менеджмент заключается в управлении определенными сферами деятельности организации или её звеньев. Такими видами специального менеджмента являются: · инновационный менеджмент, · производственный менеджмент, · финансовый менеджмент, · международный менеджмент, · экологический менеджмент, · менеджмент маркетинга, · персональный менеджмент. В любой организации общий и функциональный менеджмент существуют в единстве, составляя целостную систему менеджмента. Учебный курс который вам предстоит освоить, может быть определен как общий менеджмент. В условиях ИНСТИТУТА, кроме него читаются лекционные курсы по отдельным видам функционального менеджмента. Существует также самоменеджмент, т. е. самоуправление менеджера. В любой организации, независимо от вида деятельности, менеджмент представляет собой процесс состоящий из четырёх последовательно выполняемых управленческих действий. Эти действия называются функциями менеджмента или общими функциями управления. К ним относятся: · планирование, включающее выбор целей и план по их достижению; · организация – распределение задач между подразделениями или работниками и установления взаимодействия между ними; · мотивация – побуждение к работе с использованием мер поощрения и принуждения · контроль, который заключается в сопоставлениифактических результатов с теми, которые были запланированы. (рис. 2) Функции менеджмента пронизывают организацию сверху донизу, но на разных уровнях каждая из них приобретает свой особый характер, имеет разный объём работ и содержание. (Рис. 3) Носителями этих функций является вся управляющая система в целом. Менеджмент обязательно предполагает профессионализацию управления, т. е. превращение труда по управлению в самостоятельный, специфический вид труда – особую профессию, профессию менеджера. Менеджер – это специалист профессионально занимающийся управленческой деятельностью в конкретной – области функционирования организации. Профессиональное занятие означает, что этот специалист работает по найму, занимает постоянную должность менеджера в организации и наделен полномочиями принимать управленческие решения в определенной сфере деятельности организации. Термин “менеджер” применяется для обозначения следующих категорий сотрудников организации: · руководителей группы · начальников отделов, служб · руководителей производственных подразделений (начальников цехов, производств) · администраторов различных уровней · руководителей организаций в целом В российской практике используются как равнозначные термины “менеджер” и “руководитель” Как записано во многих зарубежных руководствах, менеджеры – это люди, наделенные большим объёмом работ, с которым они могут справиться только с помощью других людей, им подчинённым. Труд менеджера имеет ряд особенностей по сравнению с другими видами управленческого труда: · во-первых, это умственный, творческий характер труда; менеджер делает человеческие, финансовые, физические ресурсы максимально продуктивными; · во-вторых, это особый предмет труда менеджера – информация, преобразуя которую они принимают решения, а также связи, отношения; · в качестве орудий труда выступают средства работы с информацией; · результат деятельности менеджера оценивается по достижению поставленных целей. В работе каждого менеджера, какой бы деятельностью он не занимался, есть 5 обязательных базовых операций: · менеджер, во-первых, устанавливает цели. Он определяет задачи, решает, что должно быть сделано, чтобы достичь этих целей; · во-вторых, менеджер организует. Он формирует организационную структуру, выбирает людей для выполнения задач, распределяет между ними обязанности; · в третьих, менеджер поддерживает мотивацию и коммуникацию. Он составляет команду из сотрудников, стимулирует их работу, осуществляет постоянную коммуникацию со своими подчиненными, начальниками и коллегами; · четвертый элемент в работе менеджера – измерение. Он устанавливает показатели, по которым оценивается результат деятельности сотрудников, и сообщает их. · наконец, в-пятых, он способствует росту людей, включая самого себя. Следует иметь в виду, что менеджер не обязательно начальник, он может и не иметь подчиненных. Менеджера делает менеджером не власть, а вклад в деятельность всей организации и ответственность за её результаты. Менеджеры отличаются от других специалистов только этой ответственностью за работу организации. Например, разница между начальником отдела рыночных исследований компании с аппаратом в пятнадцать человек и исследователем рынка, который делает ту же работу без всякого аппарата, только в средствах, а не вкладе и функции. Оба они менеджеры. Менеджеры являются ключевыми людьми в организации, но они различаются по роли в организации. По месту в системе управления выделяют менеджеров трёх уровней: высшего, среднего и низового уровня.
|