Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
П1.5. Внешние эффекты, общественные блага и экономические цены
Внешние эффекты (экстерналии) - экономические и внеэкономические последствия, возникающие во внешней среде при производстве товаров и услуг, но не отраженные в рыночных ценах последних. Примерами внешних эффектов являются: - ухудшение условий ловли рыбы на реке в результате работы расположенного выше по течению металлургического завода; - изменение рыночной стоимости жилых домов или квартир в них в результате строительства в непосредственной близости от них крупного промышленного предприятия, торгового центра или станции метрополитена; - уменьшение оборотных средств отправителей и/или получателей грузов в результате реализации транспортными организациями проектов, повышающих среднюю скорость движения транспортных средств; - увеличение доходов сельскохозяйственных предприятий при осуществлении строительства новых автомобильных дорог в сельской местности (такое увеличение достигается, например, за счет снижения потерь завозимых удобрений и вывозимой сельскохозяйственной продукции, а также за счет более быстрого вывоза на элеваторы собранного урожая). Общественные блага - работы, услуги, некоторые продукты, потребление которых одним субъектом не препятствует их потреблению другими. Поэтому общественные блага являются бесплатными и не участвуют в рыночном обороте. Примерами общественных благ являются свет маяка, защита безопасности границ государства, научные знания. Экономические цены (теневые цены) - цены, в которых измеряется общественная значимость продукции, услуг, ресурсов и иностранной валюты. Определение экономических цен предполагает исключение из состава рыночных цен всех искажений свободного рынка (в частности, влияния монополистов, трансфертных платежей - налогов, субсидий, пошлин и т.д.) и добавление неучтенных в рыночных ценах внешних эффектов и общественных благ. Эти процедуры преобразования (исключения и добавления) обычно называются конверсией рыночных цен в экономические. До разработки обоснованной методики конверсии в условиях российской экономики можно рекомендовать в качестве паллиатива следующее: в качестве приближения к экономическим ценам принимать модификацию рыночных цен - исключать из них акцизы, таможенные пошлины и сборы, но оставлять НДС и налог на ГСМ *(4). По мере разработки нормативно-методических документов по определению экономических цен этот паллиатив будет заменен.
—————————————————————————————— *(1) В отличие от неопределенности понятие " риск" более субъективно - последствия реализации проекта, неблагоприятные для одного из участников, могут быть благоприятны для другого. *(2) Наряду с этими индексами удобно вводить цепные индексы, характеризующие повышение тех же цен по отношению к предыдущему шагу. Таким образом, общий индекс инфляции и отдельные индексы цен являются произведением соответствующих цепных индексов. См. также Приложение 5. *(3) Это сальдо может быть разным для разных сценариев реализации проекта. *(4) Строго говоря, НДС и налог на ГСМ также должны быть исключены из рыночных цен, если рыночный механизм работает эффективно (не происходит задержек с возвратом выплаченного НДС и пр.). Так как, по предварительным расчетам, экономические цены, как правило, превышают рыночные с исключенными трансфертами, оставление в составе цен НДС и налога на ГСМ является, по-видимому, изменением цены в правильном направлении. Естественно, что в тех конкретных случаях, когда имеется возможность корректной конверсии цен, НДС и налог на ГСМ должны быть предварительно исключены.
|