Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Тема 23. Организация деятельности подразделений по лицензионно-разрешительной работе и контролю за частной детективной и охранной деятельностью.
Вопросы, выносимые на отработку: 1. Понятие лицензионно-разрешительной системы, ее объекты и правовые основы. 2. Основные задачи и функции органов внутренних дел по осуществлению лицензионно-разрешительной системы. 3. Полномочия территориальных органов МВД на районном уровне по выдаче лицензий и разрешений на огнестрельное оружие. 4. Понятие частного детектива и виды услуг, выполняемых частными детективами. 5. Основные направления контроля, осуществляемого органами внутренних дел за детективной и охранной деятельностью. Литература, рекомендуемая для изучения по теме: Конституция РФ. п.2 ст. 8. (п.8, п.9ст.2; п.20, п.21, п.22, п.23, п.24, п.37ст.12; п.2, п.17, п.22, п.23, п.24, ст.13), ФЗ № 3 от 07 февраля 2011 г. «О полиции». Указ Президента Российской Федерации от 1 марта 2011 г. № 248 " Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации". Указ Президента Российской Федерации от 1 марта 2011 г. № 249 «Об утверждении Типового положения о территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъекту Российской Федерации». Указ Президента Российской Федерации от 1 марта 2011 г. № 250 «Вопросы организации полиции». Федеральный закон Российской Федерации от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ " О лицензировании отдельных видов деятельности". КоАП РФ. Ст. 20.8; 20.10; 20.11; 20.12; 20.13; 20.14; 20.16; 20.17. О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации: Закон РФ от 11 марта 1992 г. // ВСНД РФ и ВС РФ. 1992. № 17. Ст. 88. Основные принципы применения силы и огнестрельного оружия должностными лицами по поддержанию правопорядка / Восьмой Конгресс Организации Объединенных Наций по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями, Гавана, 27 августа-7 сентября 1990 г. // Вестник МВД РФ. 1992. № 6. Об оружии: Федеральный закон РФ от 13 декабря 1996 г. № 150-ФЗ // СЗ РФ. 1996. № 51. Ст. 5681. Федеральный закон от 28.12.2010 года № 398-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу усиления контроля в сфере оборота гражданского оружия». Федеральный закон «О ведомственной охране» от 14 апреля 1999 года № 77-ФЗ Статья 203 УК РФ. Превышение полномочий частным детективом или работником частной охранной организации, имеющим удостоверение частного охранника, при выполнении ими своих должностных обязанностей (в ред. Федерального закона от 22.12.2008 № 272-ФЗ) О мерах по регулированию оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации: Постановление Правительства РФ от 21 июля 1998 № 814 // СЗ РФ. 1998. № 32. Ст. 3878. Об организации лицензирования отдельных видов деятельности: Постановление Правительства РФ от 21 ноября 2011 г. № 957. ФЗ от 26 декабря 2008 г. № 294 «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». С изм., внесенными Федеральным законом от 21.11.2011 № 327-ФЗ). Постановление Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2011 г. № 274 " Об утверждении Правил инспектирования полицией подразделений охраны юридических лиц с особыми уставными задачами и подразделений ведомственной охраны". Постановление Правительства Российской Федерации от 05.04.2010 г. № 215. «Об утверждении Правил подготовки докладов об осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности и об эффективности такого контроля (надзора)». Постановление Правительства Российской Федерации от 30 июня 2010г.№ 489 «Об утверждении правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». Приказ Минэкономразвития от 30.04.2009 г. №141 «О реализации положений ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». ПриказГенпрокуратуры от 11 августа 2010 г. № 313 «О порядке формирования органами Прокуратуры ежегодного сводного плана проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». Приказ МВД РФ от 29 сентября 2011 г. № 1039 «Об утверждении административных регламентов МВД РФ по предоставлению государственных услуг по выдаче лицензии на частную детективную (сыскную) деятельность, лицензии на частную охранную деятельность и удостоверения частного охранника». Приказ МВД РФ от 26 декабря 2011г. № 1310 «Вопросы оценки деятельности территориальных ОВД МВД РФ». О совершенствовании порядка учета нарезного оружия и боеприпасов к нему: Приказ МВД России от 5 июля 1993 г. № 317. Об утверждении Инструкции о порядке контрольного отстрела огнестрельного оружия с нарезным стволом: Приказ МВД России от 12 апреля 1994 г. № 118. Инструкция о порядке учета, хранения и оформления лицензий на право продажи и приобретения служебного и гражданского оружия и его ввоза на территорию Российской Федерации: Прил. 1 к Приказу МВД России от 25 июля 1994 г. № 356. О мерах по выполнению Постановления Правительства РФ от 11 октября 1994 г. № 1158: Приказ МВД России от 30 января 1995 г. № 33. Об организации снабжения, хранения, учета и обеспечения сохранности вооружения и боеприпасов в органах внутренних дел: Приказ МВД России от 12 июля 1995 г. № 269. О мерах по реализации Распоряжения Правительства РФ от 3 августа 1996 г. № 1207-р «Об утверждении перечня служебного и гражданского оружия и боеприпасов к нему, вносимых в Государственный кадастр служебного и гражданского оружия»: Приказ МВД России от 9 сентября 1996 г. № 506. О дополнительных мерах по обеспечению сохранности вооружения, боеприпасов и предупреждения их хищений: Приказ МВД России от 20 марта 1997 г. № 167. О мерах по совершенствованию деятельности подразделений лицензионно-разрешительной работы и усилению контроля за оборотом оружия: Приказ МВД России от 23 июня 1997 г. № 382. Инструкция по организации работы органов внутренних дел по контролю за оборотом гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации: Прил. к приказу МВД России от 12 апреля 1999 года № 288. О мерах по усилению контроля органов внутренних дел за частной детективной и охранной деятельностью: Приказ МВД России от 31 декабря 1999 г. № 1105. Об утверждении Положения о Главном управлении по обеспечению охраны общественного порядка и координации взаимодействия с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации Министерства внутренних дел Российской Федерации: Приказ МВД России от 18 июля 2011 г. № 849. Об утверждении Положения о проведении органами внутренних дел Российской Федерации периодических проверок частных охранников и работников юридических лиц с особыми уставными задачами на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением огнестрельного оружия и специальных средств: Приказ МВД России от 29 июня 2012 г. № 647. Об утверждения норм обеспечения оружием и патронами к нему для органов и организаций, указанный в ст. 13 ФЗ «Об оружии», занимающихся подготовкой, переподготовкой и повышением квалификации работников юридических лиц с особыми уставными задачами: Приказ МВД России от 13 апреля 2005 г. № 275. О создании Центральной комиссии МВД России по периодическим проверкам частных охранников, частных детективов (сыщиков) и работников юридических лиц с особыми уставными задачами на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением огнестрельного оружия и специальных средств: Приказ МВД России от 27 сентября 2005 г. № 783. Об утверждении Административного регламента МВД РФ по предоставлению государственной услуги по приему квалификационного экзамена у граждан Российской Федерации, прошедших обучение по программе профессиональной подготовки частных охранников: Приказ МВД России от 28 мая 2012 г. № 543. О внесении изменений в Инструкцию об организации работы по лицензированию и осуществлению контроля ОВД за частной детективной частной охранной деятельностью на территории РФ: Приказ МВД России от 24.01.2007 года. № 101. Об утверждении типовых требований к оформлению и структуре программ обучения частных детективов и частных охранников, перечня тем и основных вопросов, подлежащих изучению: Приказ МВД России от 08.04.2008 года. № 330.
ЗАДАНИЯ И МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ СЛУШАТЕЛЯМ: 1. Изучить нормативные источники, рекомендованные к теме. 2. Методические рекомендации слушателям: При изучении первого вопроса следует исходить из позиции кафедры о том, что под лицензионно-разрешительной системой понимается совокупность административно-правовых норм, регулирующих порядок ведения гражданами (имеющими лицензию) частной детективной и охранной деятельности; порядок оборота оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, наркотических средств; соблюдения правил открытия и функционирования охранно-детективных предприятий, а также предприятий и организаций, реализующих оружие в целях обеспечения общественной безопасности, охраны общественного порядка и борьбы с преступностью. К объектам лицензионно-разрешительной системы относятся предметы (огнестрельное, холодное и газовое оружие, боеприпасы); вещества (взрывчатые вещества, наркотические средства); предприятия (оружейные магазины и мастерские, стрелковые тиры и стрельбища, частные детективные и охранные предприятия и др.). Правовую основу этого вида административной деятельности органов внутренних дел составляют ФЗ РФ «О полиции», Федеральный закон РФ от 13 декабря 1996 г. «Об оружии», постановления Правительства РФ, приказы МВД России. Изучая второй вопрос слушатели должны помнить, что основными задачами органов внутренних дел по осуществлению лицензионно-разрешительной системы являются: 1) предупреждение хищений предметов и веществ, на которые установлена лицензионно-разрешительная система, и недопущение их использования не по назначению или в преступных целях; 2) обеспечение строгого соблюдения норм и правил приобретения, перевозки, хранения и использования предметов и веществ, подпадающих под разрешительную систему; 3) выявление и устранение причин и условий, которые могут вызвать наступление вредных последствий, нарушение общественного порядка и общественной безопасности. К основным функциям органов внутренних дел по осуществлению лицензионно-разрешительной системы относятся: -предварительное обследование объектов лицензионно-разрешительной системы; -проверка и допуск лиц к работе, связанной с приобретением, хранением, проверкам и использованием предметов, подпадающих под лицензионно-разрешительную систему; -выдача лицензий на право занятия частной детективной и охранной деятельностью; -выдача лицензий и разрешений на право приобретения, изготовления, перевозки, использования и хранения предметов лицензионно-разрешительной системы; -регистрация и учет объектов лицензионно-разрешительной системы; -периодические проверки предприятий с особыми уставными задачами на пригодность к действиям в условиях применения оружия и специальных средств; -контроль объектов лицензионно-разрешительной системы и частной детективной и охранной деятельности. Третий вопрос – полномочия территориальных органов МВД на районном уровне по выдаче лицензий и разрешений на огнестрельное оружие изложен Инструкции по организации органов внутренних дел по контролю за оборотом гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории РФ (приложение к приказу МВД России от 12 апреля 1999 г. № 288). Федеральным законом от 28.12.2010 года № 398-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу усиления контроля в сфере оборота гражданского оружия» внесены изменения в законодательные акты, регулирующие оборот оружия. Значительное количество изменений внесено в Федеральный закон «Об оружии», которые вступили в действие с 01 июля 2011г. Урегулированы вопросы оборота газового оружия с возможностью стрельбы патронами травматического действия. В статью 1 Федерального закона «Об оружии» введено понятие «огнестрельное оружие ограниченного поражения», к которому отнесено короткоствольное оружие и бесствольное оружие, предназначенные для механического поражения живой цели на расстоянии метаемым снаряжением патрона травматического действия, получающим направленное движение за счет энергии порохового или иного заряда и не предназначенные для причинения смерти человеку. К такому оружию отнесены пистолеты, револьверы, огнестрельные бесствольные устройства отечественного производства с патронами травматического действия, патронами газового действия и патронами светозвукового действия. Введены требования по максимальной дульной энергии при выстреле: из гражданского огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия патронами травматического действия она не должна превышать 150 Дж, а из гражданского огнестрельного оружия ограниченного поражения – 91 Дж. Городские и районные отделы (управления) органов внутренних дел выдают: 1) лицензии на приобретение огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия самообороны, газовых пистолетов и револьверов, огнестрельного бесствольного оружия отечественного производства и сигнального оружия гражданам РФ; 2) лицензии на приобретение охотничьего пневматического оружия, охотничьего гладкоствольного и спортивного огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия гражданам РФ; 3) лицензии на приобретение гражданского, служебного оружия и патронов юридическим лицам, производящим оружия или патроны, а также имеющим лицензии на торговлю ими; 4) разрешения на хранение и ношение охотничьего пневматического, охотничьего гладкоствольного и спортивного огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия, а также разрешения на хранение огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия самообороны (без права ношения) гражданам РФ; 5) разрешение на транспортирование оружия, а также патронов юридическим лицам и гражданам РФ; 6) разрешения на хранение и использование оружия юридическим лицам с особыми уставными задачами на оснований лицензий на их приобретение; 7) разрешения на хранение и ношение оружия при исполнении служебных обязанностей работникам юридических лиц с особыми уставными задачами; 8) лицензии на приобретение охотничьего оружия, в том числе с нарезным стволом, и патронов к нему на территории РФ, а также разрешения на хранение и использование, хранение и ношение – в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях организациям, ведущим охотничье хозяйство, специализированным предприятиям, ведущим охотничий или морской зверобойный промысел, и гражданам РФ, проживающим в указанных местностях. Изучая четвертый вопрос о понятии частного детектива и виды услуг, выполняемых частными детективами, обучаемые должны усвоить Федеральный Закон «О внесении изменения в закон Российской Федерации " О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" от 15 ноября 2010 года № 298-ФЗ» и раздел П Закона РФ от 11 марта 1992 г. «О частной детективной и охранной деятельности», где в ст. 4 закреплено, что частным детективом признается гражданин РФ, получивший в установленном порядке лицензию на частную сыскную деятельность и выполняющий услуги, указанные в ст. 3 Закона. В целях сыска разрешается предоставление следующих видов услуг: 1) сбор сведений по гражданским делам на договорной основе с участниками процесса; 2) изучение рынка, сбор информации для деловых переговоров, выявление некредитоспособных или ненадежных деловых партнеров; 3) установление обстоятельств неправомерного использования в предпринимательской деятельности фирменных знаков и наименований, недобросовестной конкуренции, а также разглашения сведений, составляющих коммерческую тайну; 4) выяснение биографических и других характеризующих личность данных об отдельных гражданах (с их письменного согласия) при заключении ими трудовых и иных контрактов; 5) поиск без вести пропавших граждан; 6) поиск утраченного гражданами или организациями имущества; 7) сбор сведений по уголовным делам на договорной основе с участниками процесса. Пятый вопрос посвящен основным направлениям контроля, осуществляемого органами внутренних дел за детективной и охранной деятельностью. К таким направлениям контроля относятся: 1) проверка соответствия частной детективной и охранной деятельности, осуществляемой ее субъектами, видам этой деятельности; 2) проверка соблюдения в частной детективной и охранной деятельности порядка приобретения, учета, хранения, ношения огнестрельного оружия и специальных средств; 3) участие совместно с другими компетентными органами в контроле за осуществлением подготовки кадров для частных детективных и охранных предприятий, служб безопасности; 4) аннулирование лицензий и разрешений. 3. Вопросы для самоконтроля: 3.1. Каково понятие лицензионно-разрешительной системы, ее правовые основы, объекты? 3.2. Какие задачи и функции органов внутренних дел по осуществлению лицензионно-разрешительной системы вы знаете? 3.3. Какими полномочиями обладают горрайорганы внутренних дел по осуществлению лицензионно-разрешительной системы? 3.4. Как закон определяет понятие детектива и какие услуги могут предоставлять частные детективы? 3.5. Какие запреты установлены законодательством для частных детективов и охранников?
|