Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Дневной и заочной форм получения образованияСтр 1 из 4Следующая ⇒
Методические рекомендации студентам-практикантам Для выполнения заданий по педагогике дневной и заочной форм получения образования (продолжительность практики 4 и более недель) (Обсуждены и рекомендованы на заседании УМК кафедры педагогики 22.01.2015 г., протокол № 3) Цель практики по педагогике: ознакомиться с различными направлениями и видами деятельности классного руководителя, апробировать теоретические знания при решении конкретных педагогических задач, овладеть опытом осуществления основных функций и видов деятельности классного руководителя. Задачи практики: Ознакомление с условиями и особенностями профессиональной деятельности классного руководителя, а также с его функциями в учреждении образования (УО); изучение особенностей в УО организации образовательного процесса, воспитательной работы; изучение нормативной и правовой документацией учреждения, на базе которого организовано прохождение практики, технологий планирования воспитательной работы классного руководителя и ее осуществления; освоение опыта проектирования, организации и осуществления воспитательной работы в классе, проведения учебного исследования. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ПРАКТИКИ В результате прохождения практики у студентов формируются и развиваются следующие профессиональные компетенции: общепрофессиональные: владение основами речевой культуры учителя; способность нести ответственность за результаты своей профессиональной деятельности; способность к подготовке и редактированию текстов профессионально значимого содержания (составление психолого-педагогической характеристики, анализа воспитательного мероприятия (далее – ВМ), воспитательного дела (далее – ВД и др.); в области педагогической деятельности: способность анализировать и осуществлять планы воспитательной работы классного руководителя; готовность применять современные методики и технологии, в том числе и информационные, для обеспечения качества образовательного процесса на конкретной образовательной ступени конкретного УО; способность применять современные методы диагностирования достижений воспитанников, осуществлять педагогическое сопровождение процессов социализации и профессионального самоопределения обучающихся, подготовки их к сознательному выбору профессии; способность использовать возможности образовательной среды, в том числе информационной, для обеспечения качества образовательного процесса; готовность включаться во взаимодействие с родителями, коллегами, социальными партнерами, заинтересованными в обеспечении качества образовательного процесса; способность организовывать сотрудничество обучающихся; готовность к обеспечению охраны жизни и здоровья обучающихся в образовательном процессе на уроках и во внеурочной и внеклассной деятельности. После прохождения практики студент- должен знать: законодательные и нормативные и правовые документы, регламентирующие деятельность образовательного учреждения и классного руководителя; основные направления и виды деятельности классного руководителя; функциональные обязанности, нравственно-этические нормы деятельности классного руководителя и используемый диагностический инструментарий при работе с обучающимися. После прохождения практики студент- должен уметь: работать с законодательными, нормативными и правовыми документами, научной и методической литературой; устанавливать и поддерживать профессиональные отношения с педагогами и руководителями УО; наблюдать, анализировать и фиксировать содержание и особенности своей деятельности и деятельности педагогов; проектировать, организовывать и осуществлять воспитательную работу в классе. Студент имеет право выбора уровня образовательного маршрута (cм. таб. 1.).
Таблица 1 – Образовательные маршруты для выбора студентов
Содержание деятельности студента-практиканта на каждом образовательном маршруте отличается объемом и степенью сложности, что будет отражено в отметке за данную часть педпрактики. СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИКИ Этапы прохождения учебной практики Оформление в «Дневнике практики» (План-график работы...) результатов этапа в соответствии с содержанием пунктов 2.1 – 2.6. (см. Приложение 1).
Первый этап – подготовительный (установочная конференция), который включает в себя решение всех организационных вопросов, обеспечивающих успешность практики, согласуются требования к деятельности практиканта c методистом по педагогике, а также в учреждении образования (далее – УО), определяются задания и формы отчетной документации. Оформление дневника практики, составление плана работы (в дневнике практики) на первую неделю практики в соответствии с содержанием ее второго этапа. Второй этап – диагностический (1-2 недели практики) – ознакомление с УО, педагогическим коллективом, изучение конкретных условий организации образовательного процесса в данном УО, осмысление задач и перспектив работы в период педагогической практики. 2.1. Беседа с представителями администрации УО, составление краткой «Визитной карточки» УО: тип и вид, режим работы, структура учреждения; количество учащихся, педагогических работников, особенности образовательного пространства и его использование в образовательном процессе, основные достижения, наличие инновационных проектов, другие особенности. 2.2. Беседа с классным руководителем (о классе, его особенностях, планировании и проведении им воспитательной работы). Наблюдение за деятельностью классного руководителя, его умением общаться с детьми и родителями, коллегами и администрацией. 2.3. Изучение нормативной и правовой документации УО: документов, регламентирующих деятельность учреждения, на базе которого проводится практика, классного руководителя (Устав УО, должностные инструкции классного руководителя, Инструктивно-методическое письмо об организации классного руководства и работы куратора учебной группы в учреждениях образования (01. 11. 2012), Кодекс Республики Беларусь об образовании, методические рекомендации Министерства образования по организации идеологической и воспитательной работе 2014 г.). В дневнике указываются общие сведения: о должностных обязанностях классного руководителя и его правах. 2.4. Изучение диагностических материалов, используемых классным руководителем для проектирования и осуществления воспитательной работы с учащимися класса. 2.5. Изучение класса (схемы изучения класса в Приложении 3 и 4 в зависимости от выбора образовательного маршрута).
2.6. Изучение технологии планирования классного руководителя: виды планов, их структуры, способов привлечения учащихся, родителей к планированию, анализ плана воспитательной работы классного руководителя (схема анализа плана в Приложении 2). Составление плана работы на вторую и последующие недели в соответствии с содержанием работы третьего этапа. Третий этап – проектировочно-конструктивный (2-3; 4-7 недели практики). 3.1. Планирование (проектирование) и осуществление воспитательной работы с учащимися класса: разработка, подготовка и проведение зачетных мероприятий: информационного и классного часа в форме воспитательного мероприятия (далее – ВМ). Алгоритм подготовки ВМ и ИЧ дан в Приложении 5, а образец оформления плана-конспекта ВМ и ИЧ в Приложении 6. 3.2. Посещение ВМ в классе, в школе; оказание помощи классному руководителю в его повседневной работе, выполнение его конкретных поручений. В «Дневнике практики» фиксируются мероприятия, проведённые совместно с классным руководителем, посещенные воспитательные классные и общешкольные мероприятия/дела. 3.3. Выбор, проектирование и проведение учебного исследования при условии выбора третьего уровня образовательного маршрута. Методические рекомендации по проведению учебного исследования даны в Приложении 7. Четвертый этап – аналитический (последняя неделя практики). Самоанализ и самооценка собственной профессиональной деятельности за период педагогической практики: самоанализ и самооценка ВМ (схемы даны в Приложениях 8 и 9), самооценки готовности к профессиональной деятельности (см. Приложение 10).
Оформление результатов выполнения заданий в дневнике практики: · дневника (с соответствующими записями по этапам; Приложение 1), · результатов изучения класса (Приложение 3, 4); · конспекта зачетного воспитательного мероприятия и информационного часа; · самоанализа воспитательного мероприятия и информационного часа; а также анализа посещённого ВМ или ИЧ (Приложения 8, 9); · результатов выполнения учебно-исследовательского задания (образец оформления дан в Приложении 12), · самооценки профессиональной готовности к воспитательной работе (Приложение 10). · отчета по схеме (Приложение 11).
|