Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
ВСТУПЛЕНИЕ. О тембрах органных регистров 4Стр 1 из 12Следующая ⇒
Орган М., «Музыка», 1977 Содержание
ВСТУПЛЕНИЕ 1 УСТРОЙСТВО ОРГАНА 2 Трубы и регистры 2 О тембрах органных регистров 4 Регистры принципального тембра 4 Регистры флейтового тембра 5 Регистры группы Streicher 5 Составные регистры сочетающие в себе несколько рядов (хоров) труб 5 Механизмы управления 6 ОРГАН ДРЕВНЕГО МИРА 7 ОРГАН СРЕДНИХ ВЕКОВ 10 ОРГАН ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ 11 ЗОЛОТОЙ ВЕК ОРГАННОЙ МУЗЫКИ 15 «СИМФОНИЧЕСКИЙ» ОРГАН РОМАНТИКОВ И РЕНЕССАНС БАХОВСКОГО ОРГАНА 22 ОРГАН В РОССИИ 25 ОРГАН В ПРИБАЛТИЙСКИХ РЕСПУБЛИКАХ 34 СОВЕТСКАЯ ОРГАННАЯ КУЛЬТУРА 36 КРАТКИЙ СЛОВАРЬ СПЕЦИАЛЬНЫХ ТЕРМИНОВ 41
ВСТУПЛЕНИЕ
«Пусть читатель, органист, музыковед, историк или любитель музыки помнит, что грандиозный и магический инструмент, вдохновивший на создание стольких шедевров и явившийся источником стольких радостей, имеет своим предком удивительную машину, придуманную задолго до пашей эры, греческим механиком с творческим умом». Жан Перро
Органные концерты... Обычно они проходят в переполненном слушателями зале, и если, допустим, в 1930-х годах подавляющее большинство публики состояло из старшего поколения, то сейчас зал переполнен молодежью - студентами различных вузов и училищ, рабочей молодежью, школьниками. Интерес к органу растет, появляется все большее количество исполнителей на нем. В целом ряде городов нашей страны - в филармониях, консерваториях - устанавливаются новые инструменты. Композиторы пишут произведения для органа, а также вводят орган в симфонические оркестры. Орган привлекает внимание своими огромными выразительными возможностями, богатством тембров, масштабами звучаний, широтой звукового диапазона. Звучность полного органа поражает своей грандиозностью: всепоглощающее фортиссимо заставляет содрогаться, трепетное пианиссимо едва ощутимо. В статье «Два слова об органе» В. Стасов дал исчерпывающую характеристику органу: «Этот инструмент есть по преимуществу выразитель глубочайших и могущественнейших стремлений человеческого духа; ему в особенности свойственно воплощение в музыкальных образах и формах стремлений нашего духа к колоссальному и беспредельно величественному; у него одного существуют те потрясающие звуки, те громы, тот величественный, говорящий как будто из вечности голос, которого выражение невозможно никакому другому инструменту, никакому оркестру...» И дальше: «Невозможно ожидать где бы то ни было проявления и полного развития высших и глубочайших сторон музыки без того, чтобы в этом развитии орган не играл самую первую роль» (Статьи о музыке, вып. 1. М., 1974, с. 88, 89). Орган является как бы своеобразным оркестром в руках одного исполнителя. Наличие многочисленных «голосов», разных по тембру и высоте, возможность использования их в различных сочетаниях позволяет проводить эту аналогию. От мастерства органиста зависит логичность появления новых тембров в музыкальном произведении, использование динамических контрастов. «Играть на органе, - пишет Б. Асафьев в книге «Полифония и орган в современности» (Л., 1926, с. 7), - значит организовать звучащую ткань и мыслить о том, как из множества данных голосов и тембров выбрать наиболее характерные для проведения в сознание слушателя гераклитовски образно постигаемого становления музыкальных идей...» Органное искусство тесно связано с развитием одной из важнейших сторон музыкальной культуры человечества - полифоническим мышлением.
|