Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Трубы и регистры
Каждая органная труба издает только один звук, определенного тембра и громкости. Высота звука определяется длиной трубы, чем меньше труба, тем выше звук. Трубы бывают открытые и закрытые, с широкой и узкой мензурой, что влияет на характер и силу звука данной трубы. Все огромное количество звучащих труб органа (в больших концертных органах оно достигает нескольких тысяч) делится на две неравные группы: лабиальные и язычковые. Лабиальные являются основной группой в органе. Labium - губа. В данном случае - верхний и нижний края боковой щели в корпусе трубы. Именно здесь поступившая в трубу струя воздуха превращается в колеблющийся воздушный столб, который образует звуковую волну определенной длины. Ряд труб одинакового устройства и тембра, соответствующий количеству клавиш клавиатуры, образует определенный регистр. Таким образом, на каждую клавишу приходится столько труб, сколько в органе регистров (звучащих голосов). Кроме того, есть регистры, в которых на каждую клавишу приходится несколько трубок, образующих набор обертонов к основному тону: октава, квинта, терция и т. д. Такой регистр называется микстура, то есть смесь. Регистры отличаются не только тембром, но и своим звуковысотным положением. Основные регистры органа имеют ля' соответствующей принятой высоте около 440 герц. В этом случае высота звучания всего ряда труб соответствует звуковысотному значению клавиш. Такие регистры называются восьмифутовыми, так как их самая нижняя открытая лабиальная труба До имеет корпус длиной около восьми футов (если труба закрытая, она вдвое короче). Все регистры, звучащие на октаву выше, называются четырехфутовыми, на октаву ниже - шестнадцатифутовыми и т. д. Футовость регистров обозначается цифрой с запятой сверху, которая ставится после названия регистра. Например, регистры принципального тембра могут иметь следующие звуковысотные положения и обозначения: Prinzipalbass 32', Prinzipalbass 16', Prinzipal 8' (основной), Prinzipal 4', Quinte 2 2/3, Oktav 2', Terz 1 3/5, Oktav 1'. (Добавление к названию регистра «бас» означает принадлежность его к ножной клавиатуре). Таким образом, наличие регистров различной высотности делает реальный диапазон органа гораздо шире диапазона его клавиатуры и больше по сравнению с другими инструментами. Систематизированный комплекс рядов труб (регистров, или голосов) разного тембра и звуковысотного положения, образующий как бы самостоятельный небольшой орган с присущим ему характерным общим звучанием, закрепленный за одной из клавиатур, называется в немецком органостроении Werk. С величиной органа увеличивается их количество, а значит, и количество мануалов. Werk и соответствующая ему клавиатура имеют общее название. Главный комплекс голосов называется Hauptwerk. Он управляется обычно второй или первой клавиатурой. Здесь наиболее полно представлены принципальные и флейтовые регистры различных звуковысотных положений, а также самые сильные микстуры и язычковые регистры. Hauptwerk определяет звуковую мощь данного органа в целом и, вместе с тем, имеет вполне самостоятельное значение. Группа голосов, расположенная в верхнем этаже органного корпуса, называется Oberwerk. Он несколько прозрачнее по звучанию, чем Hauptwerk, но имеет свое достаточно яркое Pleno. Тише и мягче звучит Brustwerk, голоса которого расположены в центральной части органного корпуса - в «груди» органа. Для исполнения партии цифрованного баса очень удобен позитив (Positiv). Комплекс его голосов образует как бы маленький орган, обладающий общим легким звучанием и небольшим количеством сольных регистров. В старинных органах позитив, вынесенный перед фасадом, смонтированный в самостоятельном небольшом корпусе и оказывающийся, таким образом, за спиной органиста, называется рюкпозитив (Ruckpositiv). Группа голосов заключалась в швеллерный ящик (швеллер): отсюда - Schwelwerk. Открывая и закрывая створки жалюзи, органист получает эффект плавного усиления и ослабления звучания. Pedalwerk - группа голосов, управляемая ножной клавиатурой. Здесь преобладают очень низкие басовые регистры. Трубы Fernwerk и Echowerk помещаются вдали от главного органа и соединяются с одним из его мануалов посредством электрической трактуры. Fernwerk представляет собою маленький самостоятельный орган, звучащий как бы издали. В очень больших органах группа голосов, находящихся на самом верху корпуса, называется Kronwerk. Количество регистров определяет величину органа. Ориентировочно можно сказать, что малый орган имеет от одного регистра до 16, средний - от 17 до 35, большой - от 36 до 80, орган-гигант - от 81 до 200 и более регистров. Резонатором органа является помещение, в котором ом стоит. Поэтому акустика зала очень важна для характера и силы звучания данного органа. Средний орган в благоприятных акустических условиях может звучать полнее и громче, чем большой орган в неблагоприятных условиях. Лучшими акустическими условиями будут такие, при которых эхо органного звучания, длится около трех секунд. Если это время короче, звучность органа четкая, но «сухая». Если оно длится намного дольше, то при возрастающей полноте звучности последовательность тонов сливается, игра делается нечеткой, исполнение технических пьес затрудняется. Именно хорошей акустикой зала в сильной степени объясняется поражающее слушателя звучание в знаменитом Домском соборе в Риге. Этот орган-гигант имеет 117 регистров, 4 мануала и педаль (всего 6768 труб). Самая большая его труба достигает в длину 10 метров, самая маленькая - 13 миллиметров. Вместе с тем, это тот случай, когда длительный отзвук представляет затруднение при исполнении виртуозных пьес. В них трудно добиться четкого звучания, быстрой последовательности, звуков. Почти идеальную акустику имеет кафедральный собор-музей в Вильнюсе. Все регистры органа можно подразделить на несколько групп: принципалы и флейты, составляющие основу органного звучания; голоса особо характерных тембров, в том числе язычковые, применяемые в качестве солирующих и в различных сочетаниях (Quintaton, Gamba, Schalmei, Oboe и т. д.); искусственные обертоны (или аликвоты), то есть очень высокие голоса, не используемые отдельно, а подключаемые к основным и солирующим на расстоянии октавы, квинты, терции, септимы, ноны; инструментальные имитаторы, составленные из ряда труб разных характерных тембров и подражающие звучанию старинных духовых инструментов (корнет, раушпфейфе, цинк и другие); микстуры, объединяющие в одном регистре ряды обертонов принципального тембра и создающие так называемую звуковую корону (Mixtura, Zimbel, Scharf); громкие язычковые голоса, включаемые, как правило, при полном звучании органа (Trompete, Posaun и другие). Каждый обертоновый ряд, входящий в микстуру, или ряд труб характерных тембров инструментального имитатора, называется хором. Таким образом, смешанный регистр может быть двух-, трех-, четырех- и более рядным (хорным) или кратным. Чтобы хоры в смешанном регистре звучали слитно, требуется высокое искусство интонировки, обеспечивающее нужное равновесие силы звука и тембра интонируемых рядов труб. Это зависит от органного мастера. Регистры имеют различные названия, возникавшие в процессе исторического развития органа. В одних случаях название обозначает особенность тембра, например квинтатон - регистр с искусственно подчеркнутым обертоном квинты, или принципал - главный тембр органа. В других - название заимствовано из существующего инструментария: флейта, гобой, гамба и т. п. Встречаются названия, навеянные немузыкальными ассоциациями: Vox coelestis - небесный голос, Unda maris - волна морская. Следует подчеркнуть, что в современном органостроении очень свободно и произвольно применяются названия регистров и часто вводятся новые. Так, в большом органе монастыря Ульме (Ulma Munster, ФРГ, построен в 1969 году) высокая микстура названа короной, имеются большая, средняя и малая Trompete, а в новых органах фирмы Ригер-Клосс (ЧССР, установлены в Советском Союзе) встречается высокий педальный регистр - Russischhorn 2'. Язычковые трубы - немногочисленная (и необязательная) группа труб в органе. В язычковых трубах звук возникает в результате колебания металлической пластинки такого же типа, как в фисгармонии, баяне, аккордеоне или губной гармонике. Такая пластинка - язычок - помещается в специальный корпус, на который насаживается рупор, усиливающий и облагораживающий звучание язычка. Формой рупора в основном определяется тембр язычкового голоса. Все язычковые регистры можно подразделить на две группы: первая включает очень характерные тембры, используемые в качестве сольных голосов: Musett, Schalmei, Oboe, Krummhorn, Regal, Klariten и другие. Вторая - громкие тембры, включаемые в звучность полного органа. Сюда относятся: Trompete, Posaun, их разновидности - французская Trompete, испанская Trompete, Helltrompete, Posaunbass и другие.
|