![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Проблемы и перспективы развития трубопроводного транспорта
Главной проблемой в развитии трубопроводного транспорта следует считать дальнейшее расширение сети трубопроводов с целью увеличения объемов перекачки и возможности переключения грузопотоков с других видов транспорта. Одной из основных технических проблем является проблема повышения провозной способности трубопроводов. Зависимость провозной способности нефтепровода от диаметра трубы может быть проиллюстрирована следующими цифрами: при диаметре трубопровода 720 мм его провозная способность равна 15 млн т в год; при диаметре трубопровода 1020 мм - 45 млн т; при диаметре трубопровода 1420 мм -75 млн т. В нашей стране основная сеть трубопроводов имеет диаметр до 1020 мм. Удельные капитальные вложения снижаются от увеличения диаметра трубопровода. Например, использование труб диаметром 1420 мм дает уменьшение капиталовложений на 20%, а эксплуатационных расходов - на 30% от уровня аналогичных затрат при строительстве и эксплуатации трубопровода диаметром 1020 мм. Повысить провозную способность трубопровода можно увеличив давление в трубах, но для этого требуются более прочные многослойные трубы, что удорожает стоимость трубопровода. Увеличение провозной способности трубопровода может достигаться также прокладкой вторых линий. Известно, что производительность транспортировки газа в сжиженном состоянии повышается в 3-4 раза, но из-за повышенной химической активности газа в сжиженном состоянии требуются легированные стали для изготовления труб, что значительно увеличивает капитальные затраты на строительство трубопровода. Природный газ, добываемый из скважин, имеет температуру около 40°С, и его необходимо охлаждать до температуры фунта. Разрабатывается метод охлаждения газа до температуры минус 70-75°С с одновременной теплоизоляцией труб, что значительно может повысить пропускную способность газопроводов. Производительность трубопровода может быть увеличена при ликвидации турбулентности перекачиваемой жидкости, снижающей скорость транспортировки. Для этого применяют искусственные «водоросли», успокаивающие поток жидкого груза. Острой является проблема внутренней и внешней коррозии труб. Изоляция внутренних поверхностей труб от химической активности транспортируемого груза выполняется в виде лакокрасочных покрытий на основе эпоксидных смол, что не только защищает трубы от коррозии, но и повышает пропускную способность трубопровода на 5-8%. Трубы от внешней коррозии защищают различными методами, в частности битумно-бумажным покрытием, полимерными пленками с защитными обертками, эпоксидными и лакокрасочными пленками, пенополиуретаном и др. Самым надежным покрытием является эмалирование, но в связи с его дороговизной оно применяется довольно ограниченно, в основном в городах. За рубежом используют полиэтиленовые покрытия на предварительно нанесенный клеевой состав из бутилкаучука или покрытия на основе эпоксидных смол, а также многослойные покрытия из полиэтиленовых и поливинилхлоридных лент на бутил каучуковой основе. Трубопроводы в зависимости от природно-климатических условий региона укладывают непосредственно на землю, на специальные эстакады или закладывают в землю (наиболее распространенный способ для городских трубопроводов). При пересечении водных преград трубопровод проводят по дну. В связи с этим возникают проблемы, особенно в зонах вечной мерзлоты. При перекачке грузов трубопровод надевается, меняется тепловой режим почвы, мерзлота подтаивает, а это приводит к разрыву трубопроводов. Для уменьшения металлоемкости трубопроводов и повышения их коррозионной стойкости применяются пластмассовые трубы. Опыт США, Канады, Германии и других стран показал рентабельность этого материала. Одна тонна пластмассовых труб заменяет 7, 5 т стальных и 12 т чугунных труб. Некоторые пластики при диаметре до 70 мм выдерживают давление до 25 МПа, что позволяет увеличивать пропускную способность трубопровода в 1, 5 раза. Для улучшения экологической обстановки в районе пролегания трубопроводов необходимо наладить наиболее быстрый поиск неисправностей. С этой целью разработан метод дистанционного обнаружения повреждений лазерным анализатором, установленным на самолете. Остается сложной проблема уменьшения численности персонала, работающего, как правило, вахтовым методом на промежуточных компрессорных станциях. Для этого продолжаются исследования по широкому внедрению средств автоматизации управления работой трубопроводов. Такие системы позволяют обеспечить оптимальное функционирование трубопровода по заданным параметрам, а также вести учет и анализ производственной и экономической деятельности.
|