![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Общая характеристика
Трубопроводный транспорт - один из видов транспорта, предназначенный для транспортирования нефти, нефтепродуктов и газа с мест добычи в районы их переработки и потребления. Кроме нефти, нефтепродуктов и газа по трубопроводам транспортируют уголь, железную руду и другие грузы в размельченном виде, перемешанные с водой. Трубопроводы, перемещающие нефть и нефтепродукты, называют нефтепроводами, газ - газопроводы, уголь и железную руду и прочие грузы -пульпопроводы. В состав нефтепровода входят трубопровод, перекачивающие станции и линейные вспомогательные сооружения. Нефтепроводы разделяют на промысловые, заводские, нефтебазовые и магистральные. Первые три типа нефтепроводов служат для перекачки нефти и нефтепродуктов на небольшие расстояния и работают, как правило, периодически. По магистральным трубопроводам нефть транспортируется на дальние расстояния, нередко на 1000 км и более. Диаметр магистральных нефтепроводов достигает 1420 мм, давление при перекачке - около 50 атм., а иногда и больше. Основными показателями магистрального нефтепровода являются его производительность, длина, диаметр и число перекачивающих станции. Скорость движения нефти в трубопроводе обычно 1, 0-1, 5 м/сек. Перекачивающие станции расположены через каждые 100-140 км. Применение магистральных трубопроводов обеспечивает транспортирование нефти и нефтепродуктов непрерывным потоком, в любых направлениях с наименьшими издержками. Стоимость перекачки тонны нефти и нефтепродуктов ниже стоимости ее перевозки по железной дороге примерно в 3 раза. При перекачке нефти по трубопроводу значительно снижаются потери легких фракций нефти. Магистральные нефтепроводы укладывают в грунт, предварительно защитив их наружную поверхность от коррозии. Около половины стоимости сооружения магистрального нефтепровода приходится на долю труб. Строительство магистрального нефтепровода окупается в относительно короткие сроки (нередко менее чем за 5 лет). В состав газопровода входят трубопровод, компрессорные и газораспределительные станции. Вблизи газораспределительных станций сооружают газгольдеры - сооружения для хранения запасов газа. Компрессорные станции сооружают через каждые 100-200 км. В качестве движущей силы для транспортирования газа по трубопроводам используется естественное давление природного газа, поступающего из скважины, или же давление, создаваемое компрессорами. Газопроводы по своему назначению делятся на магистральные, местные и внутренние. По магистральным трубопроводам газ от мест добычи или производства подается на большие расстояния до мест его потребления. Местные трубопроводы предназначены для распределения газа в городах, а внутренние - для распределения газа внутри жилых и производственных помещений. Магистральные и местные газопроводы обычно укладываются в земле траншейным методом. В отдельных случаях магистральные и местные газопроводы прокладываются на огнестойких эстакадах, опорах, мостах и даже по поверхности земли. Внутренние газопроводы укрепляются обычно на стенах зданий. Для того чтобы быстро обнаружить утечку газа и тем самым сделать более безопасным его применение, к нему добавляют пахучее вещество (одорант). Современные магистральные газопроводы имеют диаметр до 1420 мм, работают под давлением 55 атм., обеспечивая при этом пропускную способность около 24 млрд куб. м газа в год. К началу 90-х гг. в мире функционировало около 1, 5 млн км трубопроводов. По протяженности трубопроводов лидируют США и Россия. Однако есть государства, не имеющие трубопроводного транспорта, например Япония, но в ближайшем будущем и она планирует проложить газопроводы вдоль западного и восточного побережья острова Хонсю. Показатели трубопроводного транспорта представлены в табл. Показатели трубопроводного транспорта по перекачке нефти и нефтепродуктов (1995 г.)
Для мирового трубопроводного транспорта в последние десятилетия характерно строительство морских трубопроводов. Связано это с открытием новых районов добычи нефти и газа на морских шельфах многих стран. Одним из уникальных является газопровод, проложенный из Алжира через территорию Туниса, подводную часть Средиземного моря, Сицилию до Генуи. Далее газопровод разветвляется к потребителям в соседние страны Европы. Протяженность его составляет около 2, 5 тыс. км. Россия строит газопровод «Голубой поток» из Краснодарского края по дну Черного моря в Турцию. Трубопроводный транспорт эффективен на любых расстояниях. По трубопроводам транспортируется более 2/3 добываемого топлива, около 95% сырой нефти, весь природный газ. Характерной особенностью работы трубопроводного транспорта является непрерывность транспортного процесса. Установлена определенная закономерность в развитии трубопроводного транспорта. В развивающихся странах нефтепроводы и газопроводы строят от мест их добычи к портам вывоза, в развитых странах от портов ввоза к центрам потребления и переработки.
|