![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Рефлексивный характер методологического знания, виды рефлексии в науке.Стр 1 из 238Следующая ⇒
Общие понятия о методологии науки Определение методологии науки. Понятие метода в узком и широком смысле
Методология «наука о методе». Существует несколько подходов к пониманию понятия метода как центрального понятия методологии. Метод может определяться в широком и узком смысле:
Это совокупность способов практического и теоретического освоения действительности. Исходя из философских определений метода методология - это учение о принципах познания и методах освоения действительности.
Методология – это наука о способах и приемах исследования. Содержание понятия методологии можно раскрыть через структуру методологического знания. При этом в методологии выделяются общая методология (общее методологическое знание) и частная методология (методология конкретной науки). Содержание (структура) общей методологии:
Структура частной методологии:
Рефлексивный характер методологического знания, виды рефлексии в науке. Научная рефлексия – один из видов и даже методов познания, главной особенностью которого является направленность на само знание и на процесс его получения Методология (с т.з. рефлексии) – это научная рефлексия процесса познания. В методологии выделяется два вида рефлексии: субъективная и объективная. Субъективная рефлексия – рефлексия, неразрывно связанная с субъектом познания (пр., осознание ученым способа создания своей концепции, рефлексия научного пути, выраженная в научной автобиографии (Курт Левин) и т.д.) Объективная рефлексия – рефлексия, осуществляемая над так называемыми объективированными формами знания. Эту рефлексию осуществляет методология науки. Например, рефлексия над наукой. Функции рефлексии: 1) Развитие научного знания, его прогресс 2) Прогнозирование развитие научного познания 3) В процессе рефлексии человек делает определенные открытия, т.к. становится в иное отношение к рефлексируемому явлению. 4) В результате научной рефлексии мы можем преобразовывать предмет рефлексии, помещая его в разные контексты, сравнивая с другими явлениями и т.д. В методологии психологии выделяются: 1. Внешняя неспецифическая рефлексия - ее осуществляет по отношению к конкретным наукам философия (и другие науки, схожие с ней). Позволяет оценить место науки в системе других наук и перспективы развития науки преимущественно в целом для общества и других наук 2. Внутренняя специфическая - осуществляется представителями самой науки, которые оценивают собственно научное развитие, внутренние условия развития, логику науки и т.д.
3. Соотношение понятий «философия», «мировоззрение», «наука». Методология науки и науковедение 1)Философией называют научное знание о наиболее общих законах природы, общества и человеческого познания. Философия – это теоретическая форма мировоззрения, которая вскрывает наиболее общие законы развития природы и общества. При этом философия опирается не только на науку, но и на всю совокупность духовной культуры. Философское знание: - является наиболее общим по отношению к конкретной методологии и тем самым указывает ориентиры исследовательской практики и теоретических обобщений - философия по отношению к конкретной науке выполняет аналитическую функцию, оценивая вклад каждой науки в развитие конкретного человека и общества в целом, т.е. философия дает мирововоззренческую оценку каждой науки. 2)Мировоззрение – это совокупность взглядов человека на мир. Это обобщенная система взглядов человека на мир, на свое место в нем, понимание и эмоциональная оценка человеком смысла своей деятельности. Это совокупность научных, политических, правовых, нравственных и других убеждений. Именно отношение человека к миру составляет специфику мировоззрения. Мировоззренческий потенциал науки состоит в том, что любая наука вносит свой вклад в развитие мировоззрения человека. Он оценивается в зависимости от того, насколько достижения конкретной науки оказывают влияние на развитие общества или отдельного человека. 3)Методология – это учение об исходных основах (принципах) познания + учение о способах и приемах исследования, опирающихся на эти основы. В учении об исходных основах познания анализируются и оцениваются те философские представления и взгляды, на которые исследователь опирается в процессе познания. => эта часть методологии связана с философией и с мировоззрением. В учении о способах и приемах исследования рассматриваются общие стороны частных методов познания, составляющих общую методику исследования. 4)Науковедение – это дисциплина, изучающая организационную специфику научной деятельности и ее институтов + осуществляющая комплексный анализ научного труда и деятельность по производству научного знания. Науковедение занимается:
4. Структура методологического знания: уровень философской методологии, уровень общенаучной методологии, уровень частно-научной методологии, уровень процедур и методик исследования. В современной методологии можно выделить две основные тенденции: 1. Дифференциация методологического знания, в результате которого выделяются уровни методологии. 2. Интеграция методологического знания - необходимо для выработки общеметодологических подходов В соответствии с дифференциацией методологического знания выделяются 4 уровня методологии: 1. Уровень философской методологии 2. Уровень общенаучной методологии 3. Уровень конкретно-научной методологии 4. Уровень конкретных методик и техник исследования 1. Уровень философской методологии. На данном уровне методология имеет форму философского знания и добывается философскими методами. Этот уровень связан с анализом наиболее общих принципов познания и категориального строя науки в целом. Философия на данном уровне выполняет 2 функции: 1) Философия осуществляет конструктивную критику научного знания (сюда входят условия и границы применения, адекватность методологического фундамента и анализ общих тенденций развития науки) 2) Мировоззренческая интерпретация результатов науки (данная интерпретация дается в рамках той или иной картины мира). 2. Уровень общенаучной методологии (уровень общенаучных принципов) – прежде всего предназначен для обеспечения междисциплинарных исследований; разрабатывает общенаучные принципы исследования и общенаучных категориальный аппарат. 3. Уровень конкретно-научной методологии (частная методология) – разрабатываются все методологические вопросы, связанные со специфической областью знаний. 4. Уровень конкретных методик и техник исследования - наиболее близок к исследовательской практике в науке и связан с описанием способов и конкретных приемов получения научного знания, описанием требований к процессу сбора эмпирических данных и требований к методам обработки полученных эмпирических результатов.
|