Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Функции дескриптивной и нормативной методологии в научном исследовании, сущность методологического эксперимента.
Ситуации профессиональной деятельности, требующие методологического анализа 1) ситуация, связанная с возникновением различных парадоксов, главным из которых является разрыв между теоретическими представлениями и реально получаемыми эмпирическими данными. 2) несостоятельность той или иной частной теории 3) ситуация, связанная с невозможностью решения новых задач имеющимися методами. В конкретной научной методологии выделяют две основные функции методологического знания: 1)Дескриптивная функция – это рефлексия исходных оснований и предпосылок научного познания, которая осуществляется постфактум по отношению к вновь возникающим научным подходам (т.е. это ретроспективное описание уже осуществленных процессов познания). Эта функция имеет ряд подфункций: - Катализация (ускорение) процесса познания; - функция проблематизации и критического осмысления научных идей, существующих в культуре и обществе; - функция творческого развития личности профессионала за счет расширения его кругозора и воспитания культуры мышления). - функция продумывания стратегии научных исследований и оценка перспективности того или иного научного направления.
2)Нормативная функция – состоит в предписании норм и правил научного исследования. Нормативная методология формирует рекомендации и правила осуществления научной деятельности: - проанализировать литературу по изучаемой проблеме - выводы по теоретической части работы (они должны быть основанием для построения собственного эмпирического исследования) - формулирование проблемы исследования, которая фиксируется в рабочей концепции исследования - описание категориально-понятийного аппарата (понятия, которые используются в работы) - определение объекта, предмета исследования, формулировка цели, задач, гипотез (теоретической и эмпирической), описание выборки, подбор методов, выбор конкретных методов математической статистики (в соответствии с задачами). - представление результатов исследования (в описательной и графической форме), наличие интерпретаций и выводов.
Методологический эксперимент – проверка в ходе конкретного исследования эвристичности и полезности метод. Знания того или иного уровня для решения возникшей в науке проблемы (познавательной трудности). Успешное решение научной задачи с помощью разрабатываемой методологии позволяет применять это знание для решения аналогичных научных проблем.
Базовые понятия методологии: 1) объект исследования – это та часть психической реальности, которая описана в проблеме исследования и на которую направленно исследование 2) предмет исследования – часть объекта, которая представлена в цели исследования (тоже часть психической реальности) 3) средства познавательной деятельности – способы анализа литературы, способы постановки проблемы исследования, способы получения и интерпретации эмпирических данных.) методо. и диагоностике и прогнозировании проф. пригодности, ых - на равомерномтакой степени прямо от исходных метод. к тре
|