![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
III. Постнеклассическая наука
Введение в исследования принципа «Допустимо все» (Фейерабенд) После того, как в отдельных науках, особенно в физике, появились явления, которые были объяснены с т.з. восточных практик (пр., книга «Даофизика»). Допускается для объяснения какого-либо явления использование околонаучного и даже псевдонаучного знания. Приоритет отдается качественным методам исследования, которые способствуют более глубокому пониманию изучаемых явлений. Тип рефлексии – методологизм (методологическая рефлексия) – направлена на средства познания в самом широком смысле этого слова. Центральным моментом исследования становится подбор методов исследований. Особое знание уделяется результату, который получается в исследовании. Он должен иметь четкую формализованную форму (быть технологичным). Новый язык, который делает акцент на понимании психических процессов. 2 парадигмы Дильтея (работал в области психологии сознания и выделил две психологии): 1) Объяснительная психология - должна строиться по типу естественных наук. Основная задача - объяснить и доказать. Основной метод – эксперимент. 2) Описательная психология – должна качественно описывать изучаемые явления. Основной метод – метод понимания.
10. Онтологизм, гносеологизм и методологизм как стадии развития рефлексивной составляющей научного познания Все развитие психологии от самого рождения можно рассмотреть как процесс развития от дорефлексивных форм науки к рефлексивным. Чем более зрелая наука, тем больше она использует внутреннюю специфическую рефлексию. Стадии науки (по Степину) 1) Онтологизм (класс. наука) – соотношение объекта и знания. Результатом является – достижение абсолютной истины (только одно понимание), требуются определенные методы: формальные математические методы, точные науки. Единственно верные – объективные методы 2) Гносеологизм (неклассич. стадия науки) Предмет – соотношение субъекта(ученый) и объекта, множественность. Признаются знания, полученные разными учеными и разными методами. Методы должны быть адекватны цели и задаче исследования. Возникает большое число школ. В отечественной психологии переходом от 1 ко 2 стадии – КИТ Выготского 3) Методологизм (постнеклассическая стадия)- на этой стадии разрешено все! Предмет рефлексии – средства познания, если метод работает – он имеет право на существование, характерны качественные методы исследования. Наиболее характерный тип рефлексии современной науки.
|