![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Социально-психологические аспекты
Социальный процесс и результат усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта, осуществляемый в общении и деятельности. Для человека процесс вхождения в общество для общества – процесс самовоспроизводства. Парсонс, Тард (занимались разработкой теория социализации личности). Тард – в основе механизм подражания. Парсонс – индивид, общаясь со значимыми для него ценностями вбирает в себя общие из них. Выготский – интериоризация внешнего опыта. Парыгин: социализация (узк) – вхождение индивида в социальную среду, приспособление к ней. В широком – исторический процесс, филогенез. Андреева: воспитание = социализация.
Содержание, механизмы, институты, агенты, факторы, стадии социализации. Содержание При рассмотрении содержания социализации важное значение имеет определение того, что предлагается личности в качестве социального и культурного “меню”, какие картины мира, установки, стереотипы, ценности формируются у индивида в процессе социализации. Большую роль играет и локус контроля (с лат. - место). Д.Роттер – два типа: интернальный и экстернальный. В первом случае человек убежден, что результаты его деятельности зависят от личных качеств: компетентности, целеустремленности, интеллектуальных способностей, во втором считает, что его успехи (неудачи) обусловлены действием внешних сил - помощи или давления окружения и т. п. Локус контроля является особой личностной характеристикой, в зависимости от которой индивиды делятся на тех, кто более чувствителен к внешним воздействиям, и тех, чье поведение определяется внутренней стратегией. В итоге человек может воспринимать социальные проблемы как нормальное явление и быть вполне адаптированным к ним, и наоборот. Содержание социализации определяется, с одной стороны, всей совокупностью социальных влияний (политических программ и доктрин, средств массовой информации, культуры), с другой - отношением индивида ко всему этому. Содержание социализации личности проявляется, по мнению Т. Шибутани, в шаблонах поведения, привычках, формировании общих значений, т. е. взглядов. Наиболее ярко содержание социализации проявляется в особенностях национальной психологии: этностереотипах, эмоциональных оценках. Э. Фромм: Истинный смысл цивилизации заключается в актуализации “Я”, раскрытии потенциалов личности, ее возможностей, что может быть только при настоящей демократии. В тоталитарном государстве возможны и такие способы социализации, как мазохизм, садизм, деструкция, конформизм: - мазохизм - стремление к подчинению, моральное унижение; - садизм - постановка других людей в зависимое от себя положение и приобретения над ними неограниченной власти, эксплуатации, запугивания других; - деструкция - один из способов социализации, заключающийся в избавлении человека от чувства собственного бессилия посредством разрушения окружающего мира. Конформизм в его крайнем выражении означает отказ от собственного “Я”, превращение человека в робота, подмену подлинной личности псевдоличностью.
Социализация не пассивный процесс, а активный, где важную роль играют установки, обусловливающие избирательность личности как объекта социализации. Поэтому традиционную структуру механизма социализации следует дополнить с помощью теории социального обмена. В процессе обменных сделок, определения выгоды складываются вектор, направленность социализации личности и в конечном счете ее самоопределение.
Адаптация – механизм социализации. - адаптация физиологическая к физической среде - социально-психологическая – овладение ролью, вхождение в социальную среду По своим результатам социально-психологическая адаптация бывает позитивной и негативной, а по механизму осуществления - добровольной и принудительной. Процесс социально-психологической адаптации распадается на несколько стадий: а) ознакомление; б) ролевая ориентация; в) самоутверждение. Таким образом, социально-психологическая адаптация - это конкретный процесс социализации.
Институты социализации: общественные институты (семья, дошкольные учреждения, школа, ВУЗ, трудовой коллектив, армия, СМИ, правительственная система). Агенты социализации – персонифицированные представители института социализации (члены семьи, сверстники, учителя и т.д.).
|