Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Понятия десоциализации и ресоциализации.
Асоциализация – означает процесс усвоения личностью антиобщественных, антисоциальных норм, ценностей, негативных ролевых установок, стереотипов поведения, которые объективно приводят; к деформации общественных связей, к дестабилизации общества.
Десоциализация – более узкое усвоение антисоциальных норм, отдельных видов деятельности, образа жизни. На определенной стадии нормальной социализации личности происходит ее некоторая деформация, когда она попадает под влияние (стихийно или целенаправленное) отрицательной микросреды - дворовой компании сверстников, преступной группы и т.п. В результате этого у личности происходит разрушение прежних позитивны норм и ценностей, взамен которых усваиваются новые антиобщественные нормы и ценности, образцы поведения.
Ресоциализация – устранение деформаций в процессе социализации (социальная реабилитация). Процесс социального восстановления личности, усвоение ею повторно (в случае десоциализации) или впервые (в случае асоциализации) позитивных с точки зрения общества социальных норм и ценностей, образцов поведения. Общество, социальные институты, занятые социализацией и социальным контролем, могут зафиксировать вступление личности на асоциальный путь и принять соответствующие ресоциализирующие меры. При этом задействуются те же социальные институты, которые осуществляют процесс социализации, - семья, школа, трудовые, воинские, учебные коллективы, общественные организации, профилактические структуры правоохранительных органов. 7. Понятие социальной установки. В 1918 г. У. Томас и Ф. Знанецкий, изучая адаптацию польских крестьян, эмигрировавших из Европы в Америку, установили две зависимости, без которых нельзя было описать процесс адаптации: зависимость индивида от социальной организации и зависимость социальной организации от индивида. Эти зависимости были лишь модификацией старой постановки проблемы о взаимодействии личности и общества. Томас и Знанецкий предложили характеризовать две стороны описанного отношения при помощи понятий «социальная ценность» (для характеристики социальной организации) и «социальная установка», «аттитюд» (для характеристики индивида). Аттитюд - психологическое переживание индивидом ценности, значения, смысла социального объекта, или как состояние сознания индивида относительно некоторой социальной ценности.
Будучи одной из центральных областей исследования, социальная установка пережила вместе со всей социально-психологической наукой ее подъемы и спады. Первый период (1918—1940г.г.) отмечен теоретическими дискуссиями о содержании самого понятия, развитием техники измерения установки (начиная со шкалы Терстона, предложенной в 1928г.). К концу этого периода был установлен один из отличительных признаков социальной установки — “интенсивность положительного или отрицательного аффекта относительно какого-либо психологического объекта”. В 1931г. Парк добавил еще два признака: латентность (т. е. недоступность для прямого наблюдения) и происхождение из опыта. В 1935 г. Г. Олпорт, проделав огромную работу по обобщению имевшихся к тому времени определений, предложил свой вариант, и до нынешнего времени “исполняющий обязанности” общепринятого: “Установка есть состояние психонервной готовности, сложившейся на основе опыта и оказывающие направляющее и (или) динамическое влияние на реакцию индивида относительно всех объектов или ситуаций, с которыми он связан”. В этом определении основные признаки установки – ее предваряющее и регулятивное действие.
Второй этап (1940-1950 г.г.) период относительного спада в исследованиях социальной установки.
Третий этап (середина 50-х – 60-е годы) период расцвета исследований установки. Л. Фестингер начинает исследования связей когнитивных компонентов разных установок. Была усовершенствована техника шкалирования, начали применяться психофизиологические методы измерения установки.
В настоящее время под социальной установкой понимается предрасположение индивида и группы определенным образом реагировать на те или иные явления социальной действительности. Крупнейший исследователь этого явления – Д. Н. Узнадзе считает установку досознательным состоянием готовности человека действовать определенным образом в определенной ситуации. 8. Структура социальной установки: когнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты. В 1942 г. М. Смитом была определена трехкомпонентная структура аттитюда: а) когнитивный компонент (осознание объекта социальной установки); б) аффективный компонент (эмоциональная оценка объекта, выявление чувства симпатии или антипатии к нему); в) поведенческий (конативный) компонент (последовательное поведение по отношению к объекту). Три компонента были выявлены в многочисленных экспериментальных исследованиях («Иельские исследования» К. Ховланда). Хотя они дали интересные результаты, многие проблемы так и остались нерешенными. Прежде всего так и оставалось неясным, что измеряют шкалы: аттитюд в целом или какой-то один его компонент (складывалось впечатление, что большинство шкал в состоянии «схватить» лишь эмоциональную оценку объекта, т.е. аффективный компонент аттитюда). Далее, в экспериментах, проведенных в лаборатории, исследование велось по простейшей схеме — выявлялся аттитюд на один объект, и было непонятно, что произойдет, если этот аттитюд будет вплетен в более широкую социальную структуру действий личности. Наконец, возникло еще одно затруднение по поводу связи аттитюда с реальным поведением. Это затруднение было обнаружено после осуществления известного эксперимента Р. Лапьера в 1934 г. Карл Ховланд начал изучение проблемы аттитюдов в процессе своего исследования массовых коммуникаций во время Второй мировой войны. Изучая активность индивида в общей проблеме массовых коммуникаций, он представлял коммуникативный процесс как стимулы и реакции индивида иопосредующие их психические процессы. Исследования этого периода широко известны как «Йельская исследовательская программа массовых коммуникаций». В ходе этой программы Ховланд экспериментировал поначалу с убеждающим влиянием кинофильмов на солдат американской армии во времена Второй мировой войны. Он анализировал убеждающий эффект обучающих фильмов для солдат. Изучая воздействие этих фильмов, Ховланд разработал программу анализа эффективности разных параметров сообщения: доверия к источнику, апелляции к страху, использования только положительных или одновременно и отрицательных аргументов. Минусом этих исследований, как отмечал Ховланд, было то, что приходилось рассматривать фиксированные сообщения, вводимые с созданными фильмами. Анализ фильмов показал, что хотя солдаты получали больший объем знаний, их желание воевать практически не изменялось. Это связано с общей закономерностью, что знания могут меняться сильнее, чем отношение к тому или иному объекту.После войны он продолжил свои изыскания в области убеждающего коммуникативного воздействия, результаты которых отражены в его работах Йельского периода Карл Ховланд в своих исследованиях воздействия пришел к ряду выводов, которые сегодня считаются классическими. 1. Источники с высоким уровнем доверия ведут к большим изменениям отношений сразу после акта коммуникации. 2. Слабое использования страха ведет к большим изменением, чем сильная опора на страх. 3. Чисто позитивные сообщения лучше влияют на людей с низким уровнем образования. На людей с высшим образованием лучше воздействует выдача как позитивных, так и негативных аргументов (аргументов «за» и «против»). 4. Наличие в сообщении четкого вывода действует лучше, чем спрятанный вывод. 5. Индивиды, связанные с группой, слабее подвергаются воздействию по вопросам, вступающим в противоречие с групповыми нормами.
|